РИГА, 22 янв — Sputnik. Вакцинация от COVID-19 в Латвии должна была идти полным ходом, когда споткнулась с задержкой поставки вакцины. И даже несмотря на то, что новый министр здравоохранения Латвии Даниэль Павлютс заверил, что задержка поставок вакцины против COVID-19 от BioNTech и Pfizer не повлияла на планы Латвии, потому что страна уже получила все запланированные на январь партии, проблема имеется.
Ведь не зря Павлютс подписал распоряжение, которое запустило процесс служебного расследования, направленного на то, чтобы выяснить все обстоятельства закупки (или точнее - незакупки) вакцин американо–немецкой компании Pfizer/BioNTech. Правда, одновременно он сам в некоторой степени спровоцировал скандал, когда стало известно о том, какие зарплаты будут у сотрудников его Бюро по вакцинации.
Публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин в еженедельном обзоре событий для Sputnik Латвия пытаются разобраться в этой проблеме, а также поднимают другие актуальные темы.
"Хватает хаоса"
"Президент Литвы и премьер-министры Латвии и Эстонии обратились к руководству ЕС с призывом договориться о сроках достижения коллективного иммунитета жителей Евросоюза, призвав принять безотлагательные действия для ускорения процесса вакцинации. В частности, в странах Балтии. То есть они признали, что все сорвано, что вакцины не хватает", - констатировал Линдерман.
При этом, как отмечает публицист, в Латвии власти пытаются успокоить население, убеждая людей в том, что все в порядке. Между тем ограничения в стране продлены до 7 февраля. Справедливо ли так долго держать людей в условиях ограничений? И насколько разумными являются эти меры?
Линдерман считает, что есть ряд мер, которые принимаются везде одинаково. Во всех странах выстроена одна и та же стратегия. И основной момент здесь - это массовая вакцинация населения. А до достижения того момента, когда вакцинация принесет плоды в виде коллективного иммунитета, государства применяют карантинные меры разной жесткости и разного характера. Правда, безусловно, некоторые из этих мер вызывают у людей недоумение.
"Цель карантинных мер - снизить количество контактов между людьми, но в таком случае нелогично, к примеру, выглядит сокращение движения общественного транспорта в Риге. Как это может снижать контакты? В том районе, где я живу, убрали две маршрутки, которые разгружали большие автобусы. И если до этого в этих автобусах ездило считаное количество человек, которые могли рассесться в разных углах салона и не дышать друг на друга вирусом, то теперь там небольшая толкучка наблюдается. Или к примеру, вопросы вызывает то, как они поделили товары первой необходимости и не первой необходимости. При мне зашел в магазин человек, который хотел купить клей, чтобы подклеить обувь, и этот клей оказался в группе товаров, которые не продают. Так что здесь хватает хаоса", - рассказал публицист.
Он также напомнил о создании Бюро вакцинации в Латвии - идее нового министра здравоохранения Даниэля Павлютса. Возмущение латвийцев вызвал не сам факт создания такого бюро, а обещанная его сотрудникам зарплата - от 3500 до 4900 евро.
Линдерман считает, что сама идея создания такого бюро хороша. Но зарплаты, которые сулят его работникам, действительно удивляют. По мнению публициста, в такой сложной и тяжелой ситуации на подобную работу скорее должны приходить бессребреники, которые чувствуют необходимость выполнять свой долг. Ведь от всего населения Латвии власти на данном этапе требуют именно этого - исполнения долга.
"Кто-то не может сейчас работать, общаться со своими родственниками, друзьями, у многих есть проблемы. Ну так проблемы эти надо поделить между богатыми и бедными по справедливости. Так что этот момент мне очень не понравился. Что же касается вакцины, то тут с каждым из зарегистрированных в ЕС препаратов есть проблема. Но нужно понимать, что вакцина, произведенная в лаборатории, и вакцина, пущенная в массовое производство, это разные по масштабу и сложности вещи", - отметил Линдерман.
"Спутник V" в Латвии?
Он также обратил внимание на то, что Павлютс упомянул возможность закупки Латвией вакцины AstraZeneca или так называемой оксфордской вакцины, чтобы компенсировать нехватку вакцины Pfizer.
"И тут всплывает такая интересная тема о соглашении по сотрудничеству между создателями "Спутника V" в России и создателями оксфордской вакцины. То есть, возможно, будет какая-то еще вакцина", - заметил публицист.
Напомним, что в декабре 2020 года появилась информация о том, что шведско-британская фармацевтическая компания AstraZeneca планирует провести клинические исследования комбинации вакцин для профилактики COVID-19 в сотрудничестве с НИЦ имени Гамалеи, Российским фондом прямых инвестиций и российской фармкомпанией "Р-Фарм". Именно российский НИЦ имени Гамалеи первым в мире разработал вакцину от коронавируса "Спутник V", которая впоследствии также первой была зарегистрирована в РФ.
Стороны договорились развивать научные и деловые взаимоотношения, в рамках которых будут изучены возможности совместного использования вакцины "Спутник V" и препарата AZD1222 компании AstraZeneca.
Линдерман считает, что это создает новую политическую ситуацию, потому что таким образом российская вакцина "Спутник V" может зайти Латвию, и психологически это может сильно травмировать политическое руководство страны, отношение которого ко всему российскому известно.
При этом есть такое ощущение, что в ЕС по поводу вакцин нет никакой солидарности. Каждый тянет на себя одеяло по части обеспечения стран препаратами.
Здесь можно вспомнить публикацию французского издания Monde diplomatique, где было сказано, что фармацевтические компании в США и Евросоюзе предлагают свои вакцины по астрономическим ценам, тогда как Россия не гонится за деньгами, преследуя в первую очередь цель остановить пандемию, охватившую мир. То есть становится понятно, что фармацевтические компании ставят во главу своих интересов. И это, судя по всему, понятно всем в Европе.
"Если результат российско-британского сотрудничества будет, то это может поставить в очень политически тяжелое положение латвийское правительство", - подчеркнул Линдерман.
Под шумок "добивают" русских
Пока ЕС лихорадочно ищет средства спасения от COVID-19, в Латвии, где ситуация с коронавирусом не лучше, а напряженность в обществе растет, чем в других странах, под шумок решили добить образование на русском. Всплыла информация о том, что в проекте бюджета Рижской думы на 2021 год заложено 33 тысячи евро на закрытие русских детсадовских групп и открытие вместо них - латышских.
Причем сообщается, что руководители детских садов уже получили директиву от департамента образования РД с тем, что они должны как бы по собственному желанию написать заявление с просьбой открыть вместо русской группы латышскую. Получается, что вся эта операция должна была выглядеть как инициатива снизу, а не сверху, без указов и прочего. Как это произошло?
Линдерман напомнил о том, что в 2020 году был принят закон о возможности обучения во всех дошкольных учреждениях Латвии на государственном языке. И этот закон был принят в такой формулировке, которая открывает широкое поле для трактовок. Там было сказано, что самоуправление должно обеспечить в каждой группе детского сада возможность обучения и воспитания на латышском языке. Но одновременно с этим действует и закон, защищающий детские сады национальных меньшинств. По сути - русские садики.
Теперь, что делает департамент образования РД? Он рассылает по этим садикам нацменьшинств указание обеспечить создание латышских групп. И при уточнении, как это должно выглядеть, в департаменте поясняют, что создавать латышские группы надо не как дополнительные, а вместо существующих русских, поясняет публицист.
"В такой форме закон этого не предусматривал. Поначалу имелось в виду, что там где садик нацменьшинств, надо дополнительно создавать латышские группы. А теперь выясняется, что русскоязычные группы попросту замещают латышскими. И надо понимать, что обсуждение этого вопроса в Рижской думе - это час икс для партии "Русский союз Латвии" (РСЛ). Понятно, что эта партия наравне с другими должна заниматься хозяйственными вопросами, но все-таки за нее голосовали именно для того, чтобы она в тех нескольких вопросах, где самоуправление отвечает за межнациональные моменты, могла дать отпор. Более того, в данном вопросе РСЛ и "Согласие" должны объединиться и дать должный отпор проискам националистов. Потому что здесь есть определенная неверная трактовка закона. Надо попытаться выиграть и отстоять. Колеблющиеся партии надо попробовать перетянуть на свою сторону. Вопрос очень важный - потому что это добивание русского образования в Риге", - подчеркнул публицист.
Он отметил при этом, что латышские националисты выбрали очень удачное время для уничтожения образования на русском, потому что сейчас люди в основном заняты другой проблемой, и туда движутся протестные настроения людей. Но не надо забывать и о том, что эпидемия, как ни крути, закончится, и в этом смысле возврат к привычным нормам будет. А вот с русским вопросом, если проиграть сейчас, возврата не будет уже никогда.
Что будет с "семьей" в Латвии?
В Латвии актуализировалась еще одна важная проблема - это проблема определения понятия семьи. Национальное объединение активно проталкивает поправки в текст Сатверсме, которые предусматривают закрепление определения семьи как союза между мужчиной и женщиной. Но, учитывая решение Суда Сатверсме в ноябре 2020 года, это определение уже не столь однозначно в Латвии, поскольку тогда право на отцовское пособие по рождению ребенка получила женщина, состоящая в гражданском союзе с матерью ребенка.
И пока Нацблок настаивает на том, что это решение суда некорректно, фракция "Для развития/За!" горячо отстаивает либерализацию понятий брак и семья. Кроме того, против законодательных поправок Национального объединения выступило и "Новое Единство" – партия премьер-министра Кришьяниса Кариньша.
При этом "Для развития/За!" обвиняет Нацблок в нарушении коалиционного договора.
Линдерман пояснил, что Национальное объединение возмутило решение суда, который разделил понятие брака и семьи. В итоге умеренные либеральные силы Латвии настаивают на том, что семья - это не только союз между мужчиной и женщиной, а национал-радикалы настаивают на том, что вот так и только так.
"Как бы мне не было неприятно оказаться с Нацблоком в одной лодке, но я придерживаюсь их взглядов в этом вопросе, считая, что семья - это все же союз между мужчиной и женщиной", - подчеркнул Линдерман.
Объясняя свою позицию, публицист рассказал, что многие правозащитники настаивают на том, что как же так, это же меньшинство, как, к примеру, русское меньшинство в Латвии. То есть почему, отстаивая русское меньшинство по отношению к другому меньшинству, можно занимать иную позицию?
Линдерман подчеркивает, что это фундаментально разные вещи. В случае с национальными проблемами - это просто политическая проблема, то есть в какой-то момент большинство и его политические лидеры увидели такую возможность и ввели режим дискриминации. Но этот режим не существовал тысячелетиями - это ситуативная политическая манипуляция. Они хотят пользоваться "привидениями", а нацменьшинство хочет лишить определенных прав в области образования, символов, культуры и так далее.
То есть те, кто борется за права русских в Латвии, по сути, ведут борьбу за восстановление понятной в политическим смысле справедливости. Но что касается вопроса о семье и о том, являются ли семьей союзы между людьми одного пола, то такая точка зрения покушается не на какие-то политические настроения последних лет, она покушается на очень длительную традицию, на закон природы, который гласит, что семья - это институт, важной чертой которого являются дети, связь поколений, констатировал публицист.
"И я считаю, что разумнее в этом смысле не гнать лошадей на уровне Конституции. Скорее на законодательном уровне надо признать какие-то вещи для таких ситуаций. К примеру, в вопросах наследства или в вопросах посещения партнерами друг друга в госучреждениях. То есть на каком-то бытовом уровне решить эти проблемы. Но не надо лезть ни под одеяло к кому-то, ни в Сатверсме. Как не стоит также ломать психологию большинства людей в сторону либерализма, так не стоит и ничего ужесточать. Такие темы, в отличие от текущей злободневной политики, лучше не трогать вообще. Да, надо признать, что есть традиционная семья, она преобладает, доминирует, но есть и возможность жить другим способом", - считает Линдерман.
Конец отношениям Латвия - Беларусь
Тем временем, пока латышские националисты думают о том, как получше объяснить в Конституции, что такое семья для Латвии, стране возможно придется раскошелиться на чемпионат мира по хоккею. Ведь чемпионат был поделен между Минском и Ригой. Но Международная федерация хоккея (IIHF) приняла окончательное решение об отмене части чемпионата мира 2021 года, которая должна была пройти в Минске.
Латвия уже выразила желание провести полуфинал и финал ЧМ, а возможно, и весь чемпионат. Но премьер-министр Кариньш посетовал, что на весь чемпионат денег в казне не хватит, поэтому неплохо было бы, чтобы мероприятие проспонсировали из бюджета хоккейной федерации.
Но в спину Латвии уже дышат конкуренты - Дания и Словакия не против того, чтобы матчи прошли у них. Кроме того, свои услуги предлагает Литва. При этом факт остается фактом - решение о переносе матчей ЧМ из Минска - по сути не имеет никаких оснований, кроме политических. И если бы спорт мог избежать политизации, не было бы причин для борьбы между странами в этом вопросе, как и не было бы таких серьезных причин для Беларуси окончательно разрывать отношения с Латвией.
"Это совершенно несправедливое решение и обосновано оно какой-то полной чепухой, якобы что-то может угрожать в Беларуси хоккеистам и зрителям. Но что в такой стране, как Беларусь, им может угрожать? Это нереально. Если говорить о порядке, который будет обеспечен, то там волос ни с кого не упадет. Это просто наказывают президента Беларуси Александра Лукашенко за то, что он на данный момент отвернулся в каких-то вопросах от Европы и смотрит в сторону РФ. Это политическое наказание и больше ничего", - подчеркивает Линдерман.
Публицист считает, что после отмены матчей в Минске однозначно можно сказать, что отношения Латвии с Беларусью стремительно катятся вниз. Хотя еще совсем недавно эти отношения можно было назвать неплохими.
"Но сейчас, я думаю, что латвийской-белорусские отношения покатятся вниз еще быстрее. А отразится все это на латвийской экономике", - подытожил Линдерман.