РИГА, 21 янв — Sputnik, Андрей Солопенко. Поправки Нацблока к Конституции, предусматривающие закрепление понятия семьи как союза мужчины и женщины, могут не только внести раздор в правительство, но и запятнать международную репутацию Латвии. Ведь министр юстиции Янис Борданс захотел определить в этом вопросе границы вмешательства Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), что идет в явный разрез с правовыми обязательствами страны.
Что такое семья?
В ноябре прошлого года Конституционный суд (КС) Латвии постановил, что норма закона о труде о праве на отпуск, положенный только отцам, не соответствует 110 статье Конституции, и указал, что до 1 июня 2022 года Сейм должен изменить законодательство, упорядочив вопрос семей, созданных однополыми партнерами. Тем самым, по мнению КС, понятие семья включает в себя в том числе и однополые пары, а латвийскому парламенту необходимо юридически, экономически и социально защищать их наравне с традиционными семьями.
Данное решение суда вызвало бурю негодования среди некоторых политиков, так, министр благосостояния Рамона Петравича в своих соцсетях написала, что это "угроза семейным ценностями". Похожего мнения придерживались и многие другие консервативные депутаты, а Национальное объединение даже предложило поправки к Конституции, в которых решило "укрепить понятие традиционной семьи", предложив дополнить 110 статью, указав, что основу семьи "составляют мать (женщина) и отец (мужчина)".
На прошлой неделе Сейм рассмотрел эти поправки и отправил в профильные комиссии. Против выступили лишь 25 парламентариев, в основном от объединения "Для развития/За!" и "Нового Единства", а депутаты "Согласия" решили не голосовать по данному вопросу. Однако 47 человек, представляющих коалиционный Нацблок, Новую консервативную партию (НКП) и KPV LV, совместно с оппозиционным Союзом зеленых и крестьян и четырьмя независимыми народными избранниками, объединившимися в партию Алдиса Гобземса "Закон и порядок", поддержали эти поправки, решив таким образом исход голосования.
Теперь поправки должны быть рассмотрены в парламентских комиссиях, а после переданы на утверждение Сейма. Правда, по закону изменения в Конституцию должны поддержать в трех чтениях минимум две трети присутствующих депутатов, что явно усложняет процедуру. Ведь на данный момент всего лишь чуть менее половины парламентариев высказались за эти поправки. Вследствие этого не исключено, что они могут и не набрать необходимого количества голосов, тем более что и в правительстве по этому вопросу нет консенсуса.
Нарушение коалиционного соглашения
Против этих поправок категорически выступает коалиционная фракция "Для развития/За!", которая даже пригласила премьер-министра Кришьяниса Кариньша, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Как заявили во фракции, поданные Национальным объединением поправки являются нарушением коалиционного соглашения, заключенного всеми партиями, входящими в правительство, по которому поправки к Конституции можно подавать лишь при согласии всех коалиционных партнеров.
Не поддерживает эти поправки и сам глава кабинета министров. По словам Кариньша, данный вопрос скорее раскалывает общество, что совершенно не нужно.
"Государству не надо смотреть в прошлое, не надо стремиться вернуться в такой режим СССР. Нам нужно идти вперед", – отметил он.
Не исключено, что Кариньш может призвать Национальное объединение и НКП соблюдать коалиционный договор и не пытаться вносить раскол в правительство.
Правда, следует отметить, что пространства для маневра у премьера все же не так много. Его фракция "Новое Единство" располагает в Сейме лишь восемью собственными депутатами и полагается на поддержку двух безфракционных парламентариев Алдиса Блумбергса и Анды Чакши, вступивших в партию "Единство". Тем самым в активе Кариньша только десять человек, которых явно мало, чтобы противостоять Нацблоку и НКП, располагающим как минимум 27 мандатами. Так что, если дело действительно дойдет до открытого конфликта, то "Новое Единство" явно не будет "расшатывать лодку", чтобы не лишиться премьерского поста.
Также, видимо, на разрыв не пойдет и "Для развития/За!". Ведь для депутатов от "Для развития Латвии" вопрос семейных ценностей не является приоритетным, а представители "Движения "за!" хорошо понимают, что в случае ухода из коалиции они больше потеряют, чем приобретут. Поэтому, если национал-консерваторы все же решат продавить свои поправки, либералам ничего не останется, как смириться с этим.
Репутационные издержки
В то же время подобные изменения в Конституцию могут иметь для Латвии далеко идущие последствия и негативно сказаться на ее международном образе. Ведь помимо того, что нарушение прав в этом вопросе усмотрел Конституционный суд, его непременно увидит и Европейский суд по правам человека. Латвии когда-нибудь придется прислушаться к этому законодательному органу, на что министр юстиции Янис Борданс уже ответил, что необходимо закрепить статус Сатверсме как конституционной ценности, чтобы обойти требования ЕСПЧ.
"Нынешние дебаты помогут установить общественный мир, и Сатверсме будет закреплена как конституционная ценность, что не позволит вмешиваться в нее со стороны решениями Европейского суда по правам человека или чем-то подобным", – указал он, по сути предложив определить границы невмешательства ЕСПЧ.
Правда, позже Борданс отметил в своем микроблоке в Twitter, что на самом деле он предлагал решить эту проблему на месте, в Латвии, не дожидаясь вмешательства ЕСПЧ.
Однако, как указывает юрист, специалист по европейскому праву Алексей Димитров, что бы ни было написано в Конституции Латвии, на уровне ЕСПЧ однополые партнеры все равно должны считаться семьей. По его словам, в теории само государство должно быть заинтересовано переписать свое законодательство. Ведь если оно этого не станет делать, то существует риск, что другие однополые пары, которые находятся в такой же ситуации, могут подать иски в ЕСПЧ, и им придется платить компенсации.
Если страна решит не исправлять законодательные нормы, это прямо скажется на ее правовой репутации.
"Какой смысл заключать международный договор, если каждая из сторон, вернувшись домой, может заявить, что соблюдать его не будет", – отметил Димитров.
Репутация Латвии на международном уровне, безусловно, окажется запятнанной, что для латвийской правящей элиты, всеми силами стремящейся быть своей для европейской бюрократии, может стать очень чувствительным ударом.