Семь вызовов "удаленки": как на них отвечает Рижская классическая гимназия

© Pixabay / sharpemtbrДети за компьютером
Дети за компьютером - Sputnik Латвия
Подписаться
Завуч Рижской классической гимназии по вопросам образования Инна Бурова рассказала о подводных камнях дистанционного обучения

РИГА, 7 мая — Sputnik, Владимир Дорофеев. Вынужденный массовый переход на удаленное обучение обнажил многие слабости косной системы образования не только в Латвии, но и во многих других странах.

Школы, которые и раньше использовали интернет-технологии для обучения, практически оказались готовы к чрезвычайной ситуации. А школы, не делающие в обычной учебе ставки на интернет, почти полностью сорвали учебный процесс, и разнообразие новых удобных технологий обучения в интернете им никак не помогло.

Рижская государственная гимназия № 3 - Sputnik Латвия
Где находятся лучшие школы и гимназии Латвии

Рижская классическая гимназия на фоне остальных школ, скорее, удачный пример. Наверное, это и неудивительно. Самая большая школа Латвии (число учеников более 2 тысяч), стоящая на хорошем счету в министерстве образования. В русскоязычных СМИ, однако, эту школу принято чаще ругать, чем хвалить из-за позиции администрации по вопросу перехода на государственный язык.

Завуч гимназии по вопросам образования Инна Бурова в интервью Sputnik Латвия рассказала о семи очень важных вызовах удаленного обучения и способах их преодоления.

Простота единообразия

– Когда в школах перед весенними каникулами объявили карантин, никто не знал, насколько долго он продлится. Одни администрации школ понадеялись на лучшее, другие решили "подстелить соломки" на случай "длительной осады". Более осторожные – выиграли. Самые прозорливые потратили эту неделю на создание единой системы онлайн-обучения для всей школы и на обучение этой системе педагогов. Так получилось и в нашей гимназии.

- Вы полагаете, что система вашей школы лучше всех остальных, используемых в рижских школах?

- Нет, здесь важнее другой принцип. Уже сегодня, спустя месяц удаленного обучения, видно, что наша система имеет как плюсы, так и минусы. Но самым важным для процесса обучения оказалось избавить учеников от необходимости изобретать велосипед семь раз в день.

Илзе Винькеле - Sputnik Латвия
Винькеле: государство не может позволить себе хороших IT-специалистов

Мы делегировали выбор системы удаленного обучения нашим школьным айтишникам, с условием, чтобы за неделю в школе была разработана единая система удаленного обучения всем предметам и все учителя были обучены управлять учебным процессом в ней.

Чтобы школьнику не приходилось для обучения математике регистрироваться на одном интернет-сервисе, а для географии – на другом. Чтоб он время, отведенное на учебу, тратил на учебу, а не на изучение различных онлайн-сервисов, в которых и сам преподаватель не слишком хорошо разбирается. Чтоб не получалось анекдотичных ситуаций из серии: пришел в школу, не смог войти в класс.

- Какую систему вы используете?

- Наша школа подключена к онлайн-сервису Diskord. Этот сервис многие подростки используют для игровых чатов. Таким образом, старшие школьники поначалу в этой системе ориентировались лучше учителей.

Виталий Вехов - Sputnik Латвия
Вехов: гаджеты "оглупляют" молодежь

В этой системе у нас у каждого класса, для каждого предмета есть отдельный канал. То есть почти всё, как в обыкновенной школе: есть "кабинеты", кликая на которые, ученик попадает в нужный ему класс. Там вместе с соучениками и учителем он находится в едином аудиочате, где можно задать вопрос и получить на него ответ. А учитель имеет возможность продемонстрировать "рабочий стол" своего компьютера и, например, обучающую программу, запущенную на этом компьютере, одновременно объясняя демонстрируемый материал и отвечая на вопросы учеников. Причем вопрос учителю ученик может задать как вслух в общем канале, так и личным сообщением.

Кончился урок – кончилась учеба. В тот же канал можно сбросить домашние задания (картинками или вордовским файлом), какие-то расширенные пояснения, например ссылку на обучающую программу, не требующую отдельной регистрации, или на обучающий ролик в YouTube, например с канала Tava klase. Наши педагоги и сами участвуют в этом проекте и ведут видеоуроки.

Было бы идеально, если бы урок был в формате видеоконференции, но к этому оказались не готовы многие учителя. Напрямую это Diskord не позволяет делать, но технологически это можно обойти - специалисты знают, как это сделать, и в состоянии обучить этому учителей и учеников. Но вот помочь учителям справиться с волнением перед выступлением на камеру – проблема не техническая, а психологическая. Часть наших учителей с этим уже справилась.

Дисциплина на диване

- Один из бичей удаленного обучения – сложность поддержания дисциплины во время онлайн-уроков. Это и при очном обучении никогда просто не было, как же вам удается держать в рамках школьников, находящихся вдали от учителя?

- Это был один из критериев отбора системы онлайн-обучения. Сервис должен был быть оснащен средствами поддержания дисциплины, и педагог должен быть обучен этим пользоваться. Diskord позволяет учителю включать и отключать микрофон ученика: хоть всему классу сразу, хоть каждому по отдельности. Надо ученика вызвать к доске – включили ему микрофон, надо сделать так, чтоб он шумом не мешал соученикам – выключить микрофон. Таким же образом можно отключать ученика от группового чата или, если он себя ведет недопустимо, вообще "выгнать его с урока".

Илга Шуплинска - Sputnik Латвия
Родители уже отчаялись: Шуплинска рассказала про удаленное обучение

Порой учителя пользуются отключением микрофона даже не в качестве репрессий по отношению к ученику. Ведь у многих дома не самые удобные условия для обучения. "Вызвал к доске" такого ученика, включил ему микрофон, и весь класс слышит отчаянный рев младенца либо крик отца, разговаривающего по телефону: "Как не привезли контейнеры?! Да я уволю вас всех!" Все это не способствует дисциплине в классе, но вины ученика в этом нет.

- Все ли удалось предусмотреть заранее?

- Нет, конечно. Кое-что доделывали на ходу, в первую неделю обучения. Изначально мы просто дали школьникам возможность подключаться к урокам, и у одних учителей учеников резко прибавилось, а у других убавилось - ученики пятого класса подключались к сессиям седьмого, и так далее.

Курящий подросток - Sputnik Латвия
Латвийским подросткам грозят штрафы за сигареты в карманах, энергетики и похмелье

Многим учителям в первые недели пришлось перевести теоретические знания по поддержанию дисциплины во время онлайн-уроков в практическую плоскость. Кроме того, ученики, самостоятельно выбирающие себе онлайн-псевдонимы, проявили творческий подход, и на уроках появились: Стыд Ньютона, ne hoču učitsa и прочие Наполеоны. Анонимность также дисциплине не способствовала. Поэтому в первую неделю мы поручили айтишникам школы решить эту проблему.

По итогам – каждый ученик получил свой персональный аккаунт, ник которого совпадает с реальным именем. Учитель понимает, кто балуется, может отмечать присутствие или отсутствие ученика на уроке. Я хочу особо отметить, что без командной работы поддержание дисциплины гораздо сложнее. И если бы мы оставили учителя решать эти проблемы в одиночку – результаты были бы гораздо хуже.

Контроль над надзором

- Школьный карантин - ситуация чрезвычайная, к ней оказались не готовы многие учителя и родители школьников. Многим из них пришлось самим экстренно чему-то учиться, и, может быть, не всегда успешно. Наверняка родители жаловались на учителей. Как вы решали такие конфликты?

- Это тоже один из тех моментов, который мы постарались предусмотреть заранее. Одной из задач для наших айтишников как раз и была возможность школьной администрации проверять онлайн-уроки. И мы это спокойно делаем. И хочу уточнить, что каждый из нас находится дома. Была публикация, после которой читатели решили, что учителя заперты в школе и оттуда ведут онлайн-уроки, а дирекция ходит по кабинетам. Конечно, это не так.

Кукла в руках - Sputnik Латвия
Школьный психолог не помог девочке защититься от педофила

Во время любого урока администрация, коллеги, которые хотят поучиться технике онлайн-урока, школьный психолог может присоединиться к сессии с разрешения учителя, ведущего урок. Подключаются, разумеется, удаленно. Очень важно сохранить душевное равновесие педагога, и поэтому такие подключения происходят не тайно, а явно. Учитель знает, когда на его уроке присутствуют коллеги, у него нет страха перед тайными наблюдателями.

Я, как завуч, обязана проводить проверки, чтоб, к примеру, разобраться с жалобой родителей, и всегда во время таких проверок стараюсь похвалить, подбодрить коллег. В конце концов, мы делаем одно дело, учим детей, и трудности, с которыми мы сталкиваемся, это очень часто общие трудности. Соответственно, и удачные способы преодоления трудностей, найденные учителями, могут помочь всем. Поэтому, если я вижу, что коллегу можно похвалить, я не упускаю этой возможности.

- Ладно учителя – взрослые люди. А как детей, находящихся дома, в привычной среде, призвать к порядку?

- Эта зона ответственности администрации и школьных психологов. Им достаются непростые разговоры с учениками и их родителями. С одной стороны, "вызвать родителей в школу" стало легче, с другой стороны – простыми эти разговоры никогда не были.

Страхи - Sputnik Латвия
Страх стать жертвой травли в интернете

Сейчас у школьных социальных педагогов новый вызов – "кибермоббинг", преследование жертвы через интернет. Здесь многое отличается от обычной школьной травли: например, анонимность преследователя, круглосуточность моббинга, неограниченность аудитории, перед которой жертва выставляется в неприглядном свете.

Явление, знакомое и раньше, сегодня стало шире. Надо помогать жертвам, вычислять насильников, как-то их наказывать и воспитывать. Это огромный фронт работы, говорить, что мы здесь преодолели все трудности, было бы непростительным преувеличением. Но мы уже видим эту проблему, и ищем способы решения. А это происходит, мягко говоря, не везде. Причем жертвами порой становятся не только ученики, но и учителя.

Очень важно не оставить подвергшихся кибернасилию наедине со своей проблемой. Задача школьной администрации – привлечь к решению и психологов, и технических специалистов. Но крайне важно, чтобы и жертва не замыкалась, а просила поддержки, поскольку решение таких вопросов важно для всей школы.

Краткость – сестра таланта

- Многие родители жалуются, что тратят на уроки гораздо больше времени, чем раньше. Учеба начинается с утра и заканчивается поздно вечером. И все это время школьник сидит перед компьютером, словно смертник, прикованный к пулемету. Знакома проблема?

- Увы, да. Система удаленного обучения – новшество, и мы все к ней привыкаем и приспосабливаемся. Наша администрация сразу же говорила о том, что перезагружать учеников не надо. Но у многих учителей возникает страх "недозагрузить" детей и соблазн шире объяснить тему, задав на дом кучу "легких" заданий, на которых у ученика в реальности не хватит времени, особенно если учесть, что заданный предмет не один.

Девочка на уроке - Sputnik Латвия
Почему студенты покупают дипломные работы, а родители - домашние задания

Мне вообще кажется, что онлайн-обучение - это уже одна большая домашняя работа, и разделять ее на "классную" и "домашнюю" неэффективно. Конечно, ученик должен закрепить знания, но задания должны быть такими, чтобы их можно было сделать быстро. А значит, нужно правильно оценить уровень ученика, его технические и интеллектуальные способности. Это, к сожалению, происходит не всегда. Увы, времени подготовиться к такому режиму и у учителей было не так много, поэтому понятно, что в процессе онлайн-обучения еще многое можно улучшить. Количество домашних заданий – все еще проблема, причем особенно остро стоящая для малышей.

Для самых маленьких

- Большинство родителей считают самой серьезной проблемой учебу младших школьников. Онлайн-обучение требует специальных навыков и умений работы с компьютером. Малыши этим не владеют. Как вы справляетесь с этим?

- Проблема действительно велика, с ней столкнулись все, и даже те школы, что стали решать ее заранее, идеального решения не нашли. Обучение малышей затормозилось сильнее всего. Хотя, казалось бы, значительная часть наших учеников мультики на YouTube научилась включать раньше, чем говорить. Тем не менее, вовремя включить дома компьютер, не отвлекаться от урока и справиться с программами онлайн-обучения – непосильная задача для многих малышей. Тут нужна помощь родителей, а далеко не все из них сидят дома и обладают свободным временем, чтоб, по сути, стать ассистентом учителя во время урока. У каждого родителя – свое расписание.

Это надолго - Sputnik Латвия
Подкаст "Это надолго": как пережить панику и карантин дома с ребенком

Мы это предвидели и решили этот момент так: с первого по третий класс у нас не учатся с учителем, а получают исключительно домашние задания. Причем, чтоб родителям было легче, задания выдаются сразу на неделю. Соответственно, ученик может один день посвятить математике, другой – государственному языку, третий – родному языку, четвертый – гуманитарным наукам.

Изначально мы стремились максимально упростить задания для малышей, прежде всего для того, чтоб родителям было легче дать их детям в удобное для них время и в удобном для них формате – в виде распечаток или картинки на экране компьютера или планшета.

Но то что одним хорошо, другим – плохо. Некоторые родители жалуются, что картинки и текстовые задания недостаточно интерактивны. Другие предпочли бы получать задания каждый день.

За месяц работы удаленно мы увидели, что организовать учебу малышей, не ограничиваясь домашними заданиями, тоже возможно. Конечно, это не будет так просто, как со старшими школьниками, но теоретически реально. И тогда можно будет учить, используя разные интерактивные программы.

На занятиях - Sputnik Латвия
Учеба по-новому: станет меньше предметов и домашних заданий

Сейчас, после родительских просьб, у нас в школе несколько моделей обучения малышей. Есть классы, в которых задания даются каждый день, есть такие, где раз в неделю. Есть классы, где учителя перевели рабочие тетради своих предметов в онлайн: ученик может работать в своей рабочей тетради, а учитель ее проверять, проводить работу над ошибками. Некоторые педагоги записывают видео решения заданий на YouTube, с голосовой презентацией. Учителя латышского начитывают аудиофайл сказки и отправляют вопросы по нему. Короче говоря, мы ищем новые способы обучения, и кое-что, может быть, даже перенесем в обычный режим.

– Одной из самых сложных в материальном плане проблем оказались ученики, у которых нет дома компьютеров. Одни школы для таких учеников оставляли на проходной листочки с заданиями, другие нашли спонсоров. Как решили эту проблему вы?

- Выдали школьные компьютеры, обучили работе с ними по телефону, используя тот же Diskord. Причем не только детям, но и педагогам, у которых дома компьютеров не было, или во время школьного карантина сломались.

Особенности национального обучения

- Не могу не задать вопрос о латышском языке и проблемах, связанных с тем, что ученики не понимают язык обучения. Ваша школа на хорошем счету в министерстве, но большинство детей - русские, а язык не вирус, воздушно-капельным путем не передается. Влияет ли знание языка на обучение?

- Конечно. Билингвальное обучение простым не было никогда, но и перекладывать ответственность за неудачи в обучении только на язык – неправильно. Сейчас для билингвальных школ простор гораздо шире. Конечно, живя в Латвии, нужно знать латышский, а это значит, что детям с другим, родным языком его больше надо учить в школе. Но индивидуальные консультации на родном языке не запрещены, и более того, до 6-го класса учеба билингвальна. Никто не запрещает учителю присылать не только задание на государственном языке, но и пояснения терминологии, и перевод задания на русский.

Учебники русского языка - Sputnik Латвия
"Копят ненависть к русскому": латышка возмущена качеством обучения иностранному языку

Я хочу подчеркнуть - дополнительное образование на русском языке не запрещено. У нас в школе учатся дети, приехавшие из России и Украины, им набрать язык было просто неоткуда. Естественно, чтобы освоить программу на латышском, им нужна дополнительная помощь учителя. И обязанность учителя – помочь таким детям. Даже если ученик уже в достаточной мере владеет латышским, все равно бывают ситуации, когда на русском языке хороший видеоурок на нужную тему есть, а на латышском – пока нет. Ну и почему бы не прислать ученику ссылку с пометкой "дополнительное образование"?

- Что в онлайн-обучении оказалось самым важным?

- Самое важное - сохранить спокойствие. Эта ситуация – кризисная. У кого-то получается справляться лучше, у кого-то хуже. И для родителей, и для учеников, и для учителей важно не утонуть во взаимных обвинениях, в самобичеваниях. Освоить новые формы обучения, если получается. Может быть, даже какие-то формы сохранить для дальнейшего. Скажем, у нас многие учителя уже высказали пожелания – некоторые приемы взять из онлайн-обучения и перенести в очное.

Но если честно, то весь наш учительский коллектив ждет 1 сентября. Мы соскучились по ученикам и коллегам, по реальному общению. Учитель – профессия публичная. Какими бы ни были чудесными программы удаленного обучения, а все же человеческого общения и тепла ничто не заменит.

Лента новостей
0