РИГА, 9 дек — Sputnik, Владимир Дорофеев. Согласно данным Центра изучения общественного мнения SKDS, 86% рижан, чьи дети посещают школы нацменьшинств, поддерживают идею мэра Риги Нила Ушакова о дополнительных уроках на русском языке.
В целом эту идею, по информации центра, поддерживает 67% рижан, а против — всего 23% столичных жителей. На фоне различных высказываний политиков, журналистов и прочих публичных персон, такие результаты опроса выглядят довольно странно.
Весь этот информационный шум создает впечатление, что рижане в основном против идеи своего мэра. Но есть также данные опроса, которые свидетельствуют об обратном. В этом опросе приняли участие 882 человека.
Признаюсь, я не знаю кому верить. И меньше всего хочу занимать место на баррикаде, по принципу свой-чужой. Я родитель, мне важны дети — вышел Русский союз Латвии (РСЛ) с протестами против реформы на улицы, привлекли внимание – спасибо им, решилось "Согласие" деньгами нейтрализовать вред реформы в моем городе – тоже спасибо.
Дорогу двоечникам и незнайкам
Давайте лучше сразу перейдем к обсуждению самой идеи дополнительных занятий. Мне, как родителю, кажется что эта идея не очень хорошая, но при этом лучшая из возможных. Чем же не хороша задумка? Ну хотя бы тем, что это решение из серии "бабло победит зло", а так не бывает, деньги не могут победить ни глупость, ни преступление — сдерживают, но не побеждают.
Надо учитывать, что в Латвии из-за программы "деньги следуют за учеником", отменять которую никто не собирается, школы крайне заинтересованы в каждом ребенке, будь он хоть отъявленным двоечником. Двоечников переводят из класса в класс, вытягивают по всем предметам как только можно, они уже чуть ли не спят на экзаменах, а их все тянут и тянут. Этой порочной практики придерживаются конечно не все школы, но очень многие.
Вместе с новой внезапной реформой министра образования Карлиса Шадурскиса, все станет еще хуже. Если уж лентяев и лодырей сейчас тянут, то старательных незнаек тем более вытянут. Шадурскис ранее хотел отказаться от практики домашних заданий — сейчас самое время.
Идея дополнительных занятий плоха тем, что такие уроки совершенно не нужны детям, которые и без того не горят желанием учиться. Но в то же время, дополнительные занятия могут стать спасательным кругом, для тех, кто реально желает разобраться в предмете. Вот например, в Рижской 34-ой средней школе такие факультативы очень популярны.
Большой школьный секрет и маленький обман
Не секрет, что некоторые школы на самом деле только прикрываются билингвальной моделью образования, когда в учебное заведение приходит проверка. Для проверяющих проводятся показательные уроки на латышском, а как только комиссия покидает здание школы, все учителя и ученики переходят на русский, потому что так легче, а на латышском учат только терминологию.
Я лично Ушакову за его инициативу скорее благодарен. Это хоть какая-то возможность для моих детей получить нормальное образование. Конечно, я приложу все усилия чтобы дети ее использовали, хотя и не верю, что в итоге это спасет все билингвальные школы от несвоевременной и непродуманной реформы.
Напрашивается аналогия с бесплатными обедами. Многие, в том числе мой сын, пренебрегают возможностью бесплатно поесть в школе, но есть и такие ученики, которым просто негде больше питаться. Мне известны семьи в которых дети дома питаются только один раз в день и то довольно скудно. И если бы не Рижская дума, со своими бесплатными обедами, эти дети просто меньше бы ели. Другое дело, что факультативы — это пища духовная, спрос на которую всегда меньше, чем на хлеб.
Русский язык навсегда покидает латвийские школы
Будем последовательны, признаем, что если не было бы очередной внезапной реформы образования, не было бы и предложения дополнительных занятий на русском. Критиковать эту идею в отрыве от реформы – бессмысленно.
Переход школ на латышский язык – вопрос времени просто потому, что латвийские университеты давно не выпускают педагогов, преподающих на русском, да и самих русских учителей становится все меньше.
В билингвальных школах уже бывают такие ситуации, когда преподаватель не может объяснить ученику суть предмета на родном для ученика языке, потому что сам не очень хорошо им владеет. Уволить такого учителя довольно проблематично, ведь государственный язык он знает хорошо. А что ученики у такого преподавателя остаются безграмотными. И при этом виноват кто угодно, кроме учителя, неспособного объяснить свой предмет детям.
Наиболее разумные латыши готовы прислушиваться к критике реформы, пока речь идет о технических вопросах, но моральные доводы, вроде "это несправедливо" их не трогают. В Латвии все должны знать латышский язык и точка.
Будут искать виноватых
Реформа образования, в том виде в котором ее намерены проводить, непременно понизит успеваемость учеников. И они это запомнят и у них будут претензии к государству, так как их жизненный успех или неуспех напрямую зависит от их родного языка. Люди склонны винить в своих бедах кого-то другого, а не самих себя, вопрос только в том, какое количество обвинителей взрастит эта реформа, и какое число школьников от фиаско по жизни спасут факультативы на русском?
Сейчас модно говорить о том, что русская молодежь в Латвии отлично владеет латышским языком, однако это не правда. У большинства молодых людей латышский действительно гораздо лучше, чем у родителей, но все же доля тех, кто не знает государственного языка – огромна.
В детских садах в русских группах уже два десятка лет проводятся занятия по латышскому, но эти дети, выходя из детского сада, все равно остаются не готовыми к серьезной учебе на государственном языке. В школах не хватает учителей латышского, а репетиторов передают из рук в руки, чуть ли не аукционы на них проводят. Помимо прочего, можно поставить под сомнения и эффективность методики преподавания латышского языка, если до сих пор она работала столь малоэффективно.
Нож в подворотне
Если власть разведет уголовников, то меня мало будет греть мысль, что я у этих обиженных не первая и не вторая цель для ножа, что при прочих равных, они предпочтут в подворотне ограбить латыша, а не меня. Ведь может случиться и такое, что когда-нибудь в подворотне не окажется латыша, а я окажусь, и тогда уже не важно будет из-за кого этот неудачник не смог устроиться на работу.