Митинг протеста против реформы образования ставил перед собой цель — начать широкую дискуссию о самой реформе. Сейчас эти споры напоминают бурное море, в котором волны гнева смывают остатки разума. Давайте все расставим по полочкам, чтоб было понятно, почему дискуссия настолько остра и что в ней принципиально важно, кого реформа заденет напрямую и коснется ли она только русских.
Разговоры о реформе не свидетельство готовности к изменениям, но лишь следствие предвыборных политических игр, и здесь главное не путать лозунги с реальным положением дел. Будем честны: реформа образования — инструмент ассимиляции, и работает он плохо. По сути, пока введенная 13 лет назад система образования с пропорцией латышского языка к русскому 60/40 не выполнила поставленные задачи. Но впереди новая реформа, еще более смелая. Проблем у Минобразования под руководством Карлиса Шадурскиса много, они серьезные и системные.
Деньги и качество образования
Во-первых, неосвоенные европейские деньги. Не запросить средств на процесс передела системы образования — это убивать любые изменения на корню.
И в то же время качество знаний предметов у русских школьников сильно упало. Если задача стоит понаделать из русских латышских дворников — то да, реформа работает. Во всяком случае, пока эти работники метлы не уезжают в Европу, где платят побольше, а язык проверяют поменьше.
Если же задача ассимиляции — сделать из русских новых латышских граждан, которыми можно гордиться, — увы и ах.
Серьезный системный вопрос: будут ли знания латышского лучше, если и дальше образование переводить на латышский? Готовы к этому 78% старшеклассников. Что же касается учеников младших классов и детсадовцев, то здесь совсем все плохо.
Без методики
Правда, тут у нынешнего министра образования все продумано. Можно вообще отменить домашние задания. То есть, понимаете, учителей мы оставляем тех же, методики те же, но домашних заданий не задаем. И эти родители больше не выступают со своими претензиями к качеству образования. Они просто не в курсе успехов своего чада.
Мне, как гражданину, такой подход в образовании совсем не близок. Такая система может только убить латвийский народ, и никакая ассимиляция не спасет.
Самая же серьезная проблема министерства — это отсутствие учителей латышского языка. И это при том, что зарплата учителя латышского языка в русских школах больше, чем, к примеру, у учителя математики. Как можно говорить о следующем шаге реформы, когда существует серьезный дефицит основных исполнителей — мне не понятно.
Не все хорошо и с методиками. Говоря о переводе билингвальных школ полностью на латышский, правительство рассуждает о необходимости новых методик. На мой взгляд, корректно было бы эти методики к началу реформы не пообещать придумать, а все-таки уже продемонстрировать результаты. Показать опытные школы, в которых такая методика была опробована, а также результаты экзаменов и олимпиад. Это был бы серьезный разговор. А то, что мы видим сегодня, — популизм чистой воды.
Русские второгодники в латышских школах
Перед министерством стоит проблема сокращения школ. И над этой проблемой Карлис Шадурскис тоже работает. Например, его конфликт с Ушаковым заключается в том, что мэр хочет сохранить все школы, а нынешний министр образования желает сократить половину. Чтоб в каждом районе была одна средняя школа и несколько начальных.
Отдельно отмечу, что никто из противников реформы необходимость знания латышского языка не отрицает. Никто. Хотя самый популярный вопрос среди латышей противникам реформы так и звучит "почему вы против изучения латышского?" О чем это говорит? Всего лишь о пропасти, разделяющей информационные пространства.
Без фиги в карманах
Что касается необходимости самой реформы, то здесь наиболее важно, по-моему, не держать фигу в кармане и говорить честно. Иначе, просто ни о чем не договоримся. Я — против этой реформы в принципе, потому что не считаю, что образование на русском языке — угроза латвийской государственности. Считающих так же среди граждан Латвии много. Однако большинство граждан Латвии все же считает иначе.
Поэтому, если власть будет давить и ставить нереальные задачи ради получения политических бонусов, на улицы выйдут протестовать как те, кто против реформы в принципе, так и те, кто согласен ассимилировать детей, но только при условии сохранения их конкурентоспособности.