РИГА, 1 дек — Sputnik. Министр образования Латвии Карлис Шадурскис заявил, что идею мэра Риги Нила Ушакова о дополнительных занятиях в школах нацменьшинств на родном языке пока сложно оценить, но вливание дополнительных денег в образование — это всегда хорошо, передает Mixnews.lv.
"Я всегда рад за любое финансирование, поступающее в систему образования, — это хорошо. Но комментировать это сложно. Это все было озвучено в устной форме. Я попросил оформить предложение письменно", — сказал министр.
На вопрос, не пытается ли Рижская дума таким способом обойти намеченную реформу, министр ответил, что предложение предусматривает освоение учебного материала в соответствии со стандартом и законодательными требованиями.
"Мне кажется, нецелесообразно повторять то же самое на другом языке, но в любом случае, если осваивается дополнительный материал по физике, думаю, это пойдет на благо", — заявил Шадурскис.
Он добавил, что возможности самоуправлений вкладывать средства в образование различны, но Рига как богатое самоуправление имеет такое право, если все делается в рамках закона.
"Если действительно на дополнительных занятиях повторяется то же самое, что и на утреннем уроке, мне трудно оценить такую инициативу как хорошо продуманную. Однако в любом случае я рад, что между министерством образования и науки и Рижской думой может начаться диалог", — сказал министр.
Как Рижская дума сохранит русский язык в школах
Ранее Sputnik Латвия сообщал, что мэр Риги Нил Ушаков провел встречу с премьер-министром Марисом Кучинскисом и главой Минобразования Карлисом Шадурскисом, на которой сообщил о планах Рижской думы обеспечить одновременно качество образования и соблюдение прав нацменьшинств. Позже Ушаков рассказал о сути предлагаемых мер на своей странице в Facebook. Суть подхода Рижской думы в следующем – самоуправление будет оплачивать школам нацменьшинств дополнительные занятия по предметам на родном языке. Каждой школе, исходя из количества детей, будет полагаться определенное количество занятий. Далее школа сама будет определять, по какому количеству предметов и в каком объеме необходимо преподавание на родном языке.
"В переводе на простой язык это означает следующее. Ваш ребенок посетил урок по физике на латышском, который проводится по единым для всех школ стандартам министерства образования и науки, потом посетил у этого же учителя дополнительное занятие по физике на русском языке. А посещение этого занятия пошло в зачет как домашняя работа. То есть ребенок пришел домой позже, но домашнее задание по физике ему уже делать не нужно", — пояснил Ушаков.
Он подчеркнул, что при таком подходе дети будут знать предмет, причем на двух языках.
Кроме того, благодаря предложенной программе школы и нацменьшинства будут выведены из большой политики, где эта тема будет эксплуатироваться еще какое-то время – ведь впереди парламентские выборы, отметил Ушаков.
"Впереди еще немало выборов, где легче очки зарабатывать на национальной риторике.
Школы же будут продолжать оставаться заложниками политической конъюнктуры. Вместо того чтобы образовывать наших детей и радоваться их успехам, мы будем бороться "за" или "против". В этой ситуации единственный выход из сложившейся ситуации — заботу об интересах и благополучии национальных и языковых меньшинств должны в полной мере взять на себя самоуправления", — написал Ушаков на своей страничке в Facebook. Мэр Риги отметил, что самоуправления "традиционно национальной проблематикой стараются не увлекаться".
Ушаков подчеркнул, что программа дополнительного образования будет запущена не только в школах нацменьшинств.
"Рижская дума будет оплачивать дополнительные занятия для языковых школ, как например Французский лицей или Немецкая гимназия. Также мы будем оплачивать дополнительные занятия для школ, которые реализуют программу только на латышском языке. Школы смогут использовать дополнительные занятия или для своих языковых программ, или для дальнейшего углубленного изучения предметов", — заключил Ушаков.
В начале октября правящая коалиция поддержала концепцию реформы образования, предполагающей постепенный переход обучения на латышский язык. По замыслу, с 2020/2021 учебного года все общеобразовательные предметы в средних школах будут преподаваться только на латышском языке, при этом в школах нацменьшинств сохранится возможность изучать родной язык, литературу и предметы, связанные с культурой и историей.
Русскоязычная часть населения Латвии негативно восприняла планируемую реформу школ. Двадцать третьего октября под окнами министерства образования прошел митинг против перевода школ нацменьшинств на обучение на латышском языке. Шестнадцатого ноября состоялся еще один.
На портале общественных инициатив Manabalss.lv начался сбор подписей за сохранение русского языка как языка обучения в школах. Одна из петиций набрала необходимое для рассмотрения в Сейме количество голосов — 10 тысяч. Двадцать первого ноября она была передана в Сейм, но не все подписи были засчитаны. Двадцать девятого ноября петицию вернули на платформу Manabalss.lv.