Есть у нас такая забава в стране: раз в четыре года мы поднимаем языковой вопрос. Это я сейчас о намерении министра образования Карлиса Шадурскиса перевести все школы на латышский язык обучения. На прошлой неделе в Риге прошел митинг за сохранение возможности учиться на родном языке, а 26 октября на платформе ManaBalss.lv была опубликована инициатива за сохранение билингвального образования.
Да, я против перевода школ на латышский язык. До сих пор нет четкого плана этой реформы, который был бы представлен общественности, нет человеческих ресурсов. Даже президент страны Раймондс Вейонис признает: если ввести реформу немедленно, могут возникнуть проблемы с подготовленностью учителей. Зато есть четкое понимание, что вопросы языка постоянно всплывают аккурат незадолго до выборов.
Как я уже отмечал, одна из целей инициативы – не дать заработать политический капитал перед выборами, не дать спекулировать на этой теме, но создать дискуссию об образовании, поднять эту тему в обществе, разобраться, взвесить, остановить то, что предлагает Шадурскис.
Прозвучали мнения, что поданная мной инициатива Шадурскису на руку, мол, он ведь и так планирует оставить в школах национальных меньшинств уроки русского языка и литературу, да еще и ввести некие предметы, связанные с культурой и историей. Это не так. Предложения Шадурскиса звучит как "все общеобразовательные предметы в средних школах планируется преподавать только на латышском языке, но в школах нацменьшинств будет сохранена возможность изучать родной язык, литературу и предметы, связанные с культурой и историей". Возможность. Хотят оставить лишь возможность.
Много ли вы знаете сознательных учеников, которые пользуются возможностью получить дополнительный предмет? Да и втиснуть дополнительные предметы в программу, не выкидывая другие, нереально, есть ограничения по количеству часов. Куда министр хочет впихнуть "предметы, связанные с культурой и историей"? При ограничении по количеству часов. Может, алгебру уберет? То есть всё это, полагаю, думается как некие факультативы. И никого из тех, кто сегодня кричит о том, что поданная мной инициатива — это неправильная инициатива, не смущает, что в самой инициативе указаны даже некоторые примеры конкретных предметов: физика, химия, английский.
Кто против Шадурскиса
Еще немного по поводу неправильности инициативы. За что уже высказалась часть профессионально переживающих за народ по любому поводу. Я вот что вам скажу. Когда люди выходят с плакатами "Хотим учиться на родном языке!" — никто почему-то не говорит, что такие плакатики — это чистой воды популизм. Практически нереально перевести образование назад исключительно на родной язык. И вы это знаете.
Да, с одной стороны, логика — требуйте невозможного, чтобы получить хоть что-то, — иногда работает. Но, с другой стороны, вы показываете, что намерениям Шадурскиса противится только какая-то кучка маргиналов (а именно так пытаются выставить участников того же митинга). А инициативе Шадурскиса противятся совсем не маргиналы, противится достаточно большая часть латвийских граждан. Граждан, у которых такие же права, как и у латышей, и для которых эта страна такая же родная. Да их видения по поводу образования могут отличаться в нюансах, но в одном они сходятся: нельзя переводить школы на латышский язык обучения!
И еще один момент по поводу неправильности инициативы за билингвальное образование. Когда вам говорят, что инициатива неправильная, мол, нужно было подавать иную инициативу — за образование на родном (русском) языке. И говорят, что якобы обязательно подадут. Не верьте! Вас как минимум пытаются ввести в заблуждение. В Латвии в принципе нельзя подать такую инициативу, она противоречит конституции. Хотеть и скандировать можно что угодно, но такую инициативу не примут. Вообще не примут! Специально уточнил у сотрудников Manabalss.lv.
Зачем, собственно, вам рассказывают про инициативу за образование на русском языке? Тут несколько вариантов. Первый: тот, кто вам это говорит, просто некомпетентен в данном вопросе. Он говорит это без злого умысла, просто по незнанию, просто потому, что ему хочется в это верить. Второй: тот, кто вам это говорит, намеренно вводит вас в заблуждение, дабы поднять свои рейтинги в борьбе с мировым злом вселенского масштаба. Он пытается спекулировать на теме образования ваших детей, на ваших детях.
Ребята, очнитесь, требовать перевода школ на родной язык, конечно, вы можете, но это нереально. Давайте жить не фантазиями, а действительностью. Безусловно, такие требования поднимут ваши рейтинги в борьбе с мировым злом, только, как я уже говорил, к образованию детей это не имеет никакого отношения. Главное флаги и лозунги покрасивее. На детей всем как всегда плевать.
Пока вы спали и раздумывали. Пока вы томно упивались своей пассивностью и слушали сказки о вредности моей инициативы. Карлис Шадурскис уже проконсультировался со спецслужбами по вопросу перевода среднего образования на латышский язык. А некий Карлис Мартинсонс уже успел подать предложение за устранение билингвального образования, на тот же ManaBalss.lv. Спите дальше.
Кто такой этот Карлис Мартинсонс — неизвестно. Но если бы его не было, его надо было бы придумать. Именно Мартинсонс сейчас мобилизует сторонников нынешней системы образования. Спасибо тебе, Карлис. Однако, когда ты говоришь о том, что переход на латышский язык образования в школах сделает общество сплоченней, — ты ошибаешься. Насильно мил не будешь.
Латвия — это я
Почему инициативу против реформы подал не, например, пресловутый Штаб русских школ, а именно я? Потому, что Латвия — это и есть я. И ты, и ты, и вон та девочка, и мужик в потертой куртке за рулем далеко не нового авто. И женщина, стоящая в очереди у кассы. И парень, сидящий за столиком в кафе. Латвия — это каждый из нас. Не нужно ждать, что кто-то придет и решит ваши проблемы. Позаботится о вас. Действуйте сами! Сами. Здесь и сейчас. Не жди, пока кто-то будет раскачиваться еще следующие тринадцать лет. А ведь ровно столько прошло со времени предыдущей реформы образования. Итогом ее стали билингвальные школы.
И в заключение. Второго ноября в интервью Delfi Шадурскис заявил, что сложно быть лояльным жителем, если ты не можешь понять государство, не можешь получать информацию о нем на государственном языке. Именно это один из аргументов в переводе школ на латышский язык. Забавно. А лояльны ли те латвийцы, что отучились в латышских школах и навсегда уехали из страны? Полагаю, что нет.
Лояльность никак не связана с тем, на каком языке тебе будут преподавать физику. И он это знает. А те, кто закончил латышские школы и уехал, уже сегодня из-за границы шлют Шадурскису свое задорное, ставшее отныне родным, F**k you
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора.