Караев: в Латвии русский язык умрет вместе с переводом образования

Активист Дэги Караев уверен, что с переводом школ нацменьшинств только на латышский язык обучения русскоязычным жителям страны останется либо ассимилироваться, либо стать прислугой
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 22 апр — Sputnik, Алексей Стефанов. В Риге 20 апреля прошел митинг против перевода школ нацменьшинств с 1 сентября 2023 года исключительно на латышский язык обучения. Сейм в окончательном чтении принял решение о лишении гражданства тех, кто поддерживает спецоперацию России. А скоро будет отмечаться День Победы, который впервые за 30 лет пройдет в Латвии едва ли не вне закона.
Об этом мы и поговорили с активистом и предпринимателем Дэги Караевым.
Видео
Караев: Латвия под шумок хочет поставить крест на русскоязычном образовании

Националисты воспользовались ситуацией

"Наше министерство образования подобно маленькому злобному хулигану, услышав, как за углом бьют друг друга старшие мальчики, решило втихую добиться давнишней мечты - поставить крест на русском образовании в Латвии", - описывает сложившуюся в Латвии ситуацию Дэги Караев.
В 2018 году был принят закон, согласно которому нормы по пропорциям русского языка в школах нацменьшинств были драматически снижены, но хоть какая-то возможность учиться на родном языке оставалась, продолжает он. Позже были приняты уточнения, запретившие образование на русском языке даже в частных учебных заведениях.
"И вот сейчас на волне событий националисты сначала заговорили, что можно опередить события и за шесть лет окончательно перейти на модель одноязычного образования. А потом убедились, что в обществе нет никакого волнения по этому поводу и сказали: а чего ждать шесть лет, давайте с 2023 года и "прибьем собачку". Но сделали это втихаря, без вынесения обсуждения в широкие массы. И буквально в последнюю неделю стало известно, что на сайте министерства образования есть публичное обсуждение", - возмущается собеседник.
Караев говорит, что все было сделано так, чтобы люди не успели высказаться, а если бы и зашли на сайт, авторизовались, то столкнулись бы с другой проблемой – для националистов вопрос был поставлен односложно, чтобы человек сказал только "да, согласен", а для противников перевода школ только на латышский язык обучения было несколько вариантов ответа. Чтобы посеять сомнения и запутать.

Выросло поколение неуверенных в себе людей

"В Латвии русские живут всегда. Современная Латвия без русских была бы какой-то другой страной. Латвия - это продукт, созданный теми людьми, которые здесь живут. И статистика браков говорит, что с 1970 года минимум 15% всех браков заключалось между латышами и славянами, - утверждает Караев. - Даже если предположить, что в 1970 году были чистые этнические латыши, то к сегодняшнему дню все перемешались. Латвия мультиэтнична априори. Если говорить про языковую составляющую, Латвия всегда была и мультиязычна".
Закроют или нет? 47 русских школ как тест на толерантность для Латвии
Но активист оговаривается, что за последние 30 лет выросло поколение неуверенных в себе людей, готовых соглашаться на все. И хорошо, если из русскоязычных жителей Латвии хотя бы четверть придерживается таких взглядов, как он.
"Причем, я хочу подчеркнуть, что мои взгляды - не против латышей, они за русских. Я не хочу в этом оправдываться, кому-то что-то доказывать. Но если кто-то найдет мои утверждения, где я выступаю против латышей, пусть покажет. У меня проруссколатвийская позиция. Мы здесь - Латвия. Мы и есть эта страна. Без нас это будет что-то другое", - уверен Караев.

Чем грозит перевод школ нацменьшинств на латышский?

"Если с моей позиции расценивать, чем грозит перевод школ на латышский язык обучения, то я скажу, что это грозит очень большой драмой. Я вижу уровень развития людей, неспособность выражать свои мысли тех, кто является плодом билингвального образования. А оно как раз являлось компромиссной моделью, которая устраивала всех. И что станет после ухода даже от нее? Для меня это будет трагедия. Потому что в Латвии русский язык умрет вместе с образованием. Уйдет поколение людей, читавших книги, и лет через …надцать мы получим просто обслуживающий персонал. Либо полную ассимиляцию", - уверен собеседник.
С точки зрения принимающих законы – это очень удобно, поясняет он. Жить в государстве, где все единообразно, очень выгодно.
Караев говорит, что как руководитель предприятия, он прекрасно это понимает – "мне тоже легче работать, когда у меня все под одно лекало".

Нагадили в тапки – некого лишать гражданства

На митинг против перевода школ нацменьшинств на латышский язык обучения, прошедший под окнами министерства образования, пришло не так много людей. Дэги Караев говорит, что на это есть свои причины.
Гражданства Латвии хотят лишать за поддержку геноцида
По его мнению, во-первых, провластные, оплачиваемые государством СМИ долгие годы делали из организатора этого митинга - Русского союза Латвии образ маргинальной партии. Внушали, что все их действия едва ли не оплачиваются из Кремля. Во-вторых, фон, на котором проходило это мероприятие, был очень даже негативным – Сейм как раз принимал решение, что за пророссийскую позицию теперь смогут лишать гражданства.
"Никто не понимает, как это возможно – лишать гражданства, и мало где в мире существует такое, но это могло напугать", - подчеркивает Караев.
Хотя речь идет только о тех случаях, когда у человека два или три гражданства, отобрать единственный паспорт нельзя. И уж тем более меньше всего это касается именно тех, кому "хотели нагадить в тапки". У русскоязычных людей, как правило, только один паспорт, поскольку Латвия не подразумевает двойного гражданства, подчеркивает Караев. Исключения существуют только для Евросоюза, НАТО и дружественных стран, "куда после войны поехали недобитые эсэсовцы".

Свобода слова? Страшно, сердце болит…

Дэги Караев - один из немногих жителей Латвии, кто пока еще открыто высказывает сегодня свою позицию. В то время, как по сообщению Службы госбезопасности (СГБ), за крамольные мысли уже 15 человек находятся под следствием, трое из них - под арестом. Собеседник надеется, что его это не коснется.
"Мне каждый день люди пишут, что я слишком смело высказался. Простейшие фразы, которые не должны вызывать даже тень сомнения, они у людей со стороны вызывают опасения за мою свободу и жизнь. И мне самому страшно, и жене моей страшно. Она реально каждый раз спрашивает: а ты уверен, что тебе нужно с ними разговаривать? Тебя же могут посадить. А за что меня можно посадить? Латвия - независимое государство, я - часть этой страны. Пусть я даже и негр (негражданин – ред.), я считаю, что веду себя так, как должны себя вести граждане государства", - заявляет он.
Решения Сейма: русофобия бьет рекорды
Свою активность он сравнивает с уборкой дома: "Мы же вытираем пыль, хотя это бесполезно – она все продолжает падать. Но если ее не убирать, рано или поздно пыль превращается в корку и пробить ее становится все сложнее. И в итоге мы оказываемся на новом витке, в новом положении, в котором у нас все меньше свободы передвижения. Страшно. На самом деле страшно. Сердце болит".

В этом году монумент станет еще более величественным

О 9 Мая Дэги Караев говорит, что этот день радости пропагандистскими усилиями в латышской среде уже давно представляется как "день оккупации".
"В латышском обществе вопрос отношения к 9 Мая не стоит. Для них давным-давно вынесен вердикт. И только из уважения ко второй части общества они не педалировали тему решений по теме судьбы памятника или празднований. Текущие события, конечно, дали повод вернуться к этим маленьким подлянкам. Мы прекрасно видим, что происходит в Польше. У нормальных людей по этому поводу просто нет слов. Это ненормально", - говорит активист.
Больше всего его поражает, что внуки героев Советского Союза, внуки тех, кто освобождал Ригу от немецко-фашистских захватчиков, "оказались безродными, беспамятными людьми". Гораздо легче нести флаг соглашательства, нежели бодаться со своими и что-то доказывать, говорит он.
Все равно 9 мая будет ассоциироваться с Днем Победы: посольство РФ в Латвии о новом законе
Караев отмечает, что в Латвии не могут отделить две совершенно разные истории друг от друга. Если бы не было угрозы нападения со стороны Гитлера, в Латвии на совершенно законных основаниях не появились бы советские военные базы. Не было бы Гитлера вообще, не было бы депортаций 1940 года, история вообще развивалась бы совершенно иначе. А 9 мая 1945 года было уже много позже. На тот момент независимой Латвии уже несколько лет как не существовало. Значит, невозможно считать эту дату "днем оккупации".
"Мы должны делать все, чтобы такого не повторилось. Соответственно, если кто-то начинает возводить железные занавесы, блокировать свободу слова, утверждать, что есть только одна правда и никакой другой, этого человека нужно изолировать от общества. Лишать его возможности навязывать мнение. Мир многогранен, и мы должны обсуждать все, что происходит, свободно. Иначе непонятно, зачем во время Второй мировой войны погибло более 50 миллионов человек", - говорит Караев о текущей ситуации в Латвии и в мире.
При этом он подчеркивает, что 9 мая намерен обязательно приехать в парк Победы и возложить цветы к монументу Освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков. А раз его обнесли забором, в этом году каждый, кто придет к памятнику, станет еще и флористом.
"Дефект будет превращен в эффект, и забор, расставленный вокруг памятника, станет нашей цветочной клумбой. Мы так украсим забор своими цветами, что от этого наш памятник станет еще более величественным", - заключает Дэги Караев.