Глава Даугавпилсской региональной больницы: "Переубедить антиваксера, пока тот не умер"

Руководитель Даугавпилсской региональной больницы Григорий Семенов рассказал, что его самый жуткий профессиональный кошмар о том, что больница превратиться в хоспис, где пациентов не лечат, а только облегчают их страдания
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 4 дек — Sputnik, Владимир Дорофеев. Григорий Семенов – руководитель Даугавпилсской региональной больницы (ДРБ). В Даугавпилсе наиболее высокий процент людей, отказывающихся от вакцинации, поэтому самый русский город Латвии (80% нелатышского населения) ныне тяготится еще и сомнительной славой антиваксерской столицы.
Дело не в том, что здесь обитают какие-то научные или псевдонаучные авторитеты, доказывающие вред прививок. Совсем наоборот. Авторитеты отсюда географически далеко и в то же время, благодаря интернету совсем рядом.
Сам Семенов – сторонник прививок, старающийся доказать правоту науки убеждением, а не насилием. И регулярно осуждаемый за излишний либерализм. Этот материал о сложностях информационной компании.
- Насколько тяжела ваша ситуация с ковидом в больнице?
Семенов: Даугавпилсская больница выживает на энтузиазме врачей
- Сейчас локдаун дал передышку. Число поступающих пациентов сократилось, но мы все еще в критической ситуации, и количество больных больше, чем число запланированных летом мест. Нам по-прежнему не хватает кислородных баллонов и не хватает медиков. У нас очень мудреная логистика. Но мой персональный кошмар, в котором больница превращается в хоспис, немного отступил.
- Поясните, пожалуйста
- В больнице людей лечат и большинство из них уходят домой здоровыми. У нас 5 из 6 ковидных больных возвращаются домой, преодолев заразу. А в хосписе пациентов и не надеются вылечить. Нет там для этого ни оборудования, ни специалистов. Им облегчают страдания перед смертью и изолируют от остальных.
Такого для наших больных не хочет никто. Но где взять ИВЛ и кислородные баллоны? Где брать медиков? Наши уже давно "зашиваются" и работают по две-три смены.
– Помогает ли государство?
Минздрав старается помогать, но кислорода не хватает больницам по всему Евросоюзу. Проблема медиков по Латвии актуальна для всех. Было предложение звать специалистов из-за границы. Я против. Это значит расписаться в бессилии, а пока мы справляемся. Тяжело, но держимся.
И главное, у нас есть резерв специалистов. Огромный. Просто он стоит в стороне, и ведет себя так, как будто их это не касается. Я говорю о частной медицине. У них выше зарплаты, меньше риск. И сейчас, когда в стране кризис, он проходит мимо них.
На кладбищах аншлаг, у меня анестезиологи уже просто днюют и ночуют на посту, а в частных клиниках, извините, анестезиологи заняты на "очень срочных" операциях по изменению формы груди. И зарабатывают в час больше моих.
- А как же добровольцы?
- Недавно была очередная комичная ситуация. Минздрав распространил среди медиков анкету добровольца для ковидных отделений. Медики их заполнили. Минздрав обещал нам 54 человека. Не пришел ни один. Ни один!!!
Пощечина Латгалии: Даугавпилсской больнице не дали денег из бюджета
- Как такое возможно?
- Дело в том, что государство уже не первый день призывает волонтеров, и те, кто хотел откликнуться, уже отозвались. Это и медики из частных больниц, и студенты, и молодые врачи резиденты.
У нас очень отзывчивая молодежь. Мне очень приятно, что в стране есть такие люди. Волонтеры, пришедшие на помощь – достояние нации. И очень не хотелось бы, чтоб страна их потеряла после пандемии.
Я бы уже теперь думал, как таких медиков удержать в государстве, когда все закончится. Но есть и другие. Анкету заполнят, а приходить не находят нужным. Я не знаю, что у них в голове, может, они на какие-то плюсики рассчитывают, но при этом идти на передовую борьбы с ковидом не хотят. Если эти уедут за рубеж – не жалко. На родине от них все равно мало толку.
- Насколько критична ситуация в регионе с отрицанием вакцин?
- Скажем так, вся избыточная смертность в регионе целиком состоит из непривитых.
- А какова обычная и актуальная смертность в больнице?
- Смертность по обычным причинам от пандемии не изменилась. Это примерно 4 человека в день. Кардиология, неврология, хирургия. То есть инфарктники, инсультники, "острые животы".
Больные с ковидом – это дополнительная нагрузка и на больницу, и на морг. На пике волны это было 7-10 умерших в день. То есть, можно сказать, смертность в больнице увеличилась в три-четыре раза.
Мы открыли новый временный морг. В пик складывали тела пациентов в два ряда, друг на дружку. Родственники просто не успевали забирать. У похоронных фирм – аншлаг.
Видео
Как выглядит мобильный морг в Рижской Восточной больнице
– Каково соотношение среди умерших по критериям возраста и привитости?
- В эту волну (с августа) среди поступивших в больницу примерно 88% непривитых и только 12% с законченной прививкой. Среди привитых в больнице преобладают пожилые люди с хроническими заболеваниями. Среди непривитых легче всего болеют дети и молодежь. Тяжелее – старики и хронические больные.
Среди умерших в больнице за весь этот период только двое привитых. Оба - пожилые диабетики с проблемами сердца, у одного был вес более 180 кг. По сути, любой грипп мог убить их.
- Даугавпилс называют латвийской столицей антиваксеров. Вообще в Латгалии популярность прививок гораздо ниже, чем по стране. У вас даже в больнице рекордное по стране число непривитых медиков. В чем причина?
- Лично мое мнение, что причина в неправильной и неуважительной коммуникации власти с народом. Они разговаривают как с чужими непослушными детьми. Бесконечное вранье, обещание панацеи, угрозы и ограничения.
Некоторые политики не стесняются заводить разговоры о военном положении. О том, что все, кто им не верят – "враги народа". И поступать с ним надо по законам военного времени. Кого и в чем они убедят?
Поначалу говорили, у прививок нет побочек, и медотводов тоже нет. Потом, когда широкой публике стали известны такие факты, признали что побочные эффекты есть, и медотводы есть. Теперь с оговоркой, что их очень мало.
- А их много?
- Моя практика этого не подтверждает. Я думаю, их немного. Но они точно есть. У меня у самого несколько хронических болезней. И после прививок были тяжелые реакции. Когда я делал прививку, в официальной прессе я не заметил ничего, о том как это бывает, и что с этим делать.
Мы готовы взять любого: Лиепайская больница ждет волонтеров
Вообще, в Латвии те, кто должен говорить в первую очередь – врачи, очень долго отмалчивались. И даже теперь, объясняют непонятно для населения. Их язык – научный, недоступный простому человеку.
Конечно, гадалке или политику проще. Он знает, в чем хочет убедить. Потому может рассказывать сказки о вакцинах, хорошие или страшные, но сказки. Задача ученого гораздо сложнее - объяснить на пальцах то, что еще не все медики хорошо понимают. А они, между прочим, потому и не понимают, что в какой-то своей узкой сфере компетентны, а в теме короновируса не сильно отличаются от обывателя.
Будем честны, многие решились на прививку не благодаря нашим информационным роликам, а благодаря европейским, российским и американским. И это я не говорю о площадках, на которых распространяются объяснения для широкой аудитории - вроде сайта министерства, агентства и тд.
Можете представить обычного пенсионера или сельского жителя который заходит на эти сайты?
- То есть, вы оправдываете антиваксеров?
- Я понимаю их сомнения. У меня у самого несколько хронических заболеваний. Когда мы начали лечить ковидников, я сразу же подумал о необходимости прививки. И решиться на нее было непросто. Конечно, я тоже не верил ни в разговоры про панацею, ни про отсутствие побочек. Но я доверяю науке, доверяю врачам.
Я привился одним из первых. Больше всего боялся, что сам из-за своих болячек от прививки помру. И даже не столько за себя, сколько за репутацию прививки.
Я привился Pfaizer, а тогда чиновники прям как панацею представляли. А я не верю в панацеи. Отчетливо понимал, если помру, меня все латвийские антиваксеры на знамени как Че Гевару таскать будут. И те, кого можно было прививкой спасти – засомневаются и не привьются. И возможно это решение будет стоить им жизни.
- Но все обошлось? Страхи были напрасными?
- Побочки были тяжелые. Пару дней я просто размазанный по постели лежал. Жена мне говорила, "что ты Семенов все впереди паровоза летишь, зачем тебе это, ты же "хроник", мог бы подождать, посмотреть на других."
А я уже видел в больнице ковидников. Отчетливо понимал, что стоит мне, хронику, "хапануть" в больнице такой "жирный, здоровый" вирус - и мне конец. Так жене и объяснял – что если меня так прививка размотала, что же со мной было без нее?
В Латвии не было ни одного случая смерти из-за вакцины от COVID-19
- Давно это было?
- Давно. Я сейчас уже третью дозу поставил. С этой ревакцинацией опять магические объяснения начинаются. Мол, тот кто вакцинирован хотя бы одной дозой, защищен лучше чем тот, кто вообще не вакцинировался.
По мне это какой то наукообразный бред. Это аналогично утверждению, что тот, кто принял одну таблетку антибиотика, защищен от бактерий лучше, чем тот, кто вообще не принимал лекарства.
Формально это иногда случается. Но тот, кто прерывает курс антибиотиков – защищен плохо. Если в сопроводительных документах к лекарству сказано: принять определенную дозу в такое то время, надо все сделать ровно по инструкции. Меньше плохо и больше плохо. С этой суматохой в больнице я несколько запоздал с ревакцинацией и думаю, что зря. Вакцина должна работать так, как это предусмотрели ее создатели.
- Как вы боретесь с отрицанием прививок в коллективе? Это вообще нормально, что у вас работают люди, отрицающие прививки?
- Давайте расставим точки над i. Там, где у нас люди работают с ковидом – непривитых нет. Ни врачей, ни сестер, ни младшего медперсонала. Прежде всего потому, что они видят поток непривитых трупов. Видят, как болеют привитые и непривитые.
Я вам даже больше скажу – я эту наглядную демонстрацию использовал как психологический прием. Организовал ротацию в пределах больницы. Где у нас сейчас основная нехватка людей? В инфекционном отделении. Где стопроцентная доплата? Там же. ( За это спасибо министерству).
Людей все равно не хватает, но многие медсестры уже там побывали. И увидев все своими глазами, сделали правильный вывод и привились. Конечно, ротация у нас не только в ковидном, но во всей больнице. Потому что инфекционное сейчас оттягивает персонал со всех других отделений - и в каждом сейчас дефицит сотрудников.
- Влияет ли образование на отрицание прививки?
- Еще как. Чем выше образование, тем больше привитых. Самый низкий процент непривитых среди врачей. Это буквально пара человек, довольно пожилых, со своими болячками. Да, они боятся прививки. И мне их страх понятен – их здоровье достаточно хрупко.
Я был на их месте и выбрал прививку, но я их понимаю. Они не работают в ковидном, они защищаются средствами гигиены. И заменить мне их некем.
У нас в медицине кризис кадров давним-давно. Закрыть какое-либо отделение, потому что пожилой врач не привился – это слишком. Хотя и надо отдавать себе отчет – если этот непривитый врач умрет от заразы – отделение все равно придется закрыть. Но каждый день, пока он работает – он спасает человеческие жизни и здоровье. И пока такого доктора некем заменить – пусть будет такой.
Латвийские медики "выгорают" последние тридцать лет
- А как медсестры?
- Благодаря ротации и возможности побывать в ковидном, число вакциноскептиков среди них сильно уменьшилось. Насколько я понимаю ситуацию, людей, полагающих ковид формой гриппа, среди них практически нет. Хуже всего ситуация среди помощников сестер, санитаров.
- Но их заменить проще всего!
- Теоретически да. Практически нам нужны все специалисты что есть. С учетом ситуации людей все равно огромная нехватка. Нам необходимы и сестры и санитары. Доплата у нас только в ковидном отделении, где работать очень трудно и психологически, и физически из-за защитных комбинезонов.
А люди нужны везде. И не только нам. Другие больницы из-за оттока персонала в ковидные отделения позакрывали педиатрию, урологию. Потому что эти корпуса заняли ковидники, которых нельзя смешивать в одних помещениях с другими пациентами, и потому что людей не хватает.
- Что движет противниками прививок?
- Прежде всего страх смерти. Они боятся за свою жизнь. На мой взгляд, человека, полагающего, что прививка его убьет – невозможно заставить привиться никакими репрессиями. Сомневающегося можно вынудить. Но уверенного в опасности прививок для жизни – репрессиями не заставишь.
Убеждать надо. Причем не сказками, не обещаниями магической защиты от прививки, а честно.
- Но медики не могут верить в бред типа "жижи сатаны". Наверняка аргументы вашего персонала более научны.
- Честно говоря, нет времени вникать во все сомнения, тем более определять степень их научности. Я точно знаю, что есть те, кто боится побочек. Есть те, кто до сих пор ждет "Спутник V". Сейчас таких все меньше, но некоторые еще ждут. Возможно, даже кто-то тайно съездил и привился.
Сейчас кто-то может числиться официально антиваксером, а на деле просто привит непризнанной в Латвии вакциной. Если так, я только рад, потому что считаю "Спутник V" хорошей вакциной и хорошей защитой от вируса.
Почему ВОЗ до сих пор не одобрила вакцину "Спутник V"
- А в чем проблема признаться?
- Невозможно! Да, вакцина хорошая, да защищает. Да, в условиях нашей близости от России, отсутствии внятной широкой информации о вакцинах на русском языке, в результате сокращения латвийских русских каналов больше и подробнее, чем про европейские вакцины, русские латгальцы знают про "Спутник".
Но официально российская вакцина не признана. У нас в Латвии гомеопатия имеет больше прав на применение, чем российские или китайские вакцины. Человеку, привитому "Спутником", по мед показаниям нельзя сразу же прививаться другими прививками. А формально, она прививкой в Латвии не считается, и не защищает от увольнения. Человек оказывается в патовой ситуации.
- Но это же абсурд!
- К сожалению. Должен сказать как руководитель больницы, в которой каждый день от ковида умирают не привитые люди, что некоторых из них убила геополитика и коммерция. Убили те, кто препятствуют признанию российских вакцин. Потому что у нас в стране много людей ждали именно эти вакцины.
Но в их смерти виноваты и те создатели российских передач и статей, в которых голословно подвергаются сомнению европейские вакцины. Я говорю вам как практик – европейские и американские вакцины не хуже российских.
Я считаю, что коммерческая грызня между распространителями разных вакцин в нынешнем положении аморальна и убийственна. В нашем городе каждый день хоронят тех, кто побоялся привиться из-за каких-то сплетен в социальных сетях. Из-за раздуваемых скандалов, что, дескать, та прививка хороша, а вот та очень плоха.
Если бы все эти вакцины были доступны, то эти скандалы стали бы "приемлемым злом". Но сейчас эта причина человеческих смертей. Я понимаю, что для некоторых дельцов, лучше мертвый человек, чем привитый вакциной конкурента. Но такие люди не должны определять политику страны.
- А разве все прививки одинаково хороши?
- Они отличаются статистически. После одной шанс умереть привитым условно 11/1000, а у другой 47/1000. Но все эти цифры путают обывателя. Я вам напомню, сколько в нашей больнице умерло привитых – два человека. А все остальные - ковидные мертвецы - непривитые. Из-за них покойники в моргах в два ряда лежат и похоронные фирмы не успевают всех закапывать.
Сколько на самом деле "антиваксеров" в Латвии и вся ли критика власти справедлива?
- Выходит, антиваксеры обречены?
- Это чрезмерное преувеличение. Даже в пик заболевания пятеро из шести ковидных больных, попадающих к нам, уходили из больницы своими ногами.
Ковид – это не средневековая чума, когда медицина практически бессильна, и надо просто подождать несколько дней, пока все больные умрут и похоронить трупы. Наша проблема в другом. Если вал больных был бы хоть чуть-чуть больше, то у нас для них просто не осталось бы мест.
И те, кто не попал бы в ковидное отделение, с высокой долей вероятности бы умерли. Потому что лечение ковида это не только пустые помещения, это еще и приборы, и медики, которых отчаянно не хватает.
- Так что, если будут приборы и медики можно и не прививаться?
- На мой взгляд, в двадцать первом веке, шансы на выживание в больнице 1/6 – это непозволительная трагедия для государства. Наши шансы на жизнь должны быть значительно выше. И вакцины, подчеркиваю – любые вакцины, и европейские американские и российские – это огромное повышение шансов на жизнь. С 1/6 до как минимум 4/1000.