Обзор событий недели в Латвии с Линдерманом и Губиным

В Латвии под ударом любой, кто симпатизирует России: Линдерман о приговоре Алексееву

Приговор по делу журналиста Юрия Алексеева, мифы о гомофобии в Латвии, локдаун и вакцинация, а также сомнительная закупка финских бронемашин для Национальных вооруженных сил - все это в еженедельном обзоре событий для Sputnik Латвия с Линдерманом и Губиным
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 3 ноя - Sputnik. Суд первой инстанции Пардаугавского района города Риги 29 октября вынес обвинительный приговор в отношении латвийского журналиста, основателя портала "ИМХО-клуб" Юрия Алексеева в рамках так называемого первого уголовного дела, возбужденного против него в 2017 году.
Его приговорили к одному году и двум месяцам лишения свободы за комментарии, которые власти Латвии сочли националистическими.
Публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин обсуждают эту и другие громкие темы недели в еженедельном обзоре для Sputnik Латвия.

Приговор и фальсификация

По мнению Линдермана, нельзя сказать, что приговор Алексееву был совсем неожиданным, но однозначно можно утверждать, что он жесткий.
Публицист отмечает, что в течение длительного периода в Латвии против общественных и политических активистов, журналистов в прямом смысле не фабриковались дела. Преследований было сколько угодно, но в основном они были такого рода, когда человек что-то действительно совершил, что он сам считал вполне законным, но спецслужбы считали незаконным. Не было подтасовки улик, поясняет публицист.
Захарова про приговор Юрию Алексееву: тенденция очевидна
"На моей памяти последний случай с грандиозной подтасовкой улик - это наше дело 2002 года с подбрасыванием взрывчатки, пистолетов. Сейчас с Алексеевым примерно такая же история. Но я хочу сказать, что, конечно, это вопиющее беззаконие. Что касается подбрасывания патронов, насколько я знаю, там не было найдено отпечатков пальцев и так далее. Единственное, что связывает Алексеева с этими патронами, это то, что они были найдены в его квартире", - отмечает Линдерман.
Напомним, что в ходе одного из обысков по месту жительства Алексеева были обнаружены патроны для пистолета.
"Когда у меня был суд, связанный с той взрывчаткой, единственное, что меня связывало с ней, - это нахождение в той же квартире. И тогда суд, который был еще более высокого уровня, разбирался с вопросом, мог ли еще кто-то посещать эту квартиру. Даже выяснили, что я терял ключи от этой квартиры, выяснялось, все время ли я в ней присутствовал или выезжал, а я выезжал, и квартира пустовала. То есть очень важен вопрос, мог ли еще кто-то другой это сделать, но в деле Алексеева это даже не рассматривалось, хотя квартира Алексеева - это вообще проходной двор, он очень гостеприимный человек. Кроме того, он недавно въехал, и там был до этого хозяин, и были рабочие, которые до въезда Алексеева делали ремонт. Судья, принимая решение, должен все эти моменты учитывать. Потому что это означает, что прямого доказательства нету, что это гипотеза, что есть всего лишь мнение Службы госбезопасности. Та же история с распространением антилатышских текстов", - считает Линдерман.
Посольство РФ в Латвии резко раскритиковало приговор Юрию Алексееву
Он отмечает, что комментарии, признанные националистическими, мог оставлять любой человек, несмотря на то, что IP-адрес принадлежал Алексееву. По мнению Линдермана, суд должен это понимать.
"И наконец, допустим, что патроны принадлежали хозяину и так далее. Допустим, дело не политическое. К примеру, у человека обнаружили 10 патронов. Я знаю практику, такой человек получает штраф или условный срок. И какие выводы можно сделать?" - задает вопрос публицист.
При этом он подчеркивает, что не надо отчаиваться или бравировать в этой ситуации. Еще есть возможность выиграть дело в суде второй инстанции. Адвокаты считают, что суд второй инстанции немного разумнее. Но надо учитывать и тот вариант, что приговор останется, и здесь тоже не стоит отчаиваться.
"Сейчас, если ты нормальный человек и умеешь нормально строить отношения с людьми, то ничего ужасного в этом приговоре нет. К сожалению, любой человек сейчас в Латвии, который симпатизирует России, под ударом", - констатирует Линдерман.

"Надо идти до упора"

Тем временем в Литве отложили рассмотрение дела Палецкиса. Напомним, Шяуляйский окружной суд в первой инстанции уже признал оппозиционного политика, экс-председателя "Социалистического народного фронта" Альгирдаса Палецкиса виновным в шпионаже в пользу России и приговорил его к шести годам лишения свободы. При этом все доказательства по делу засекречены.
Линдерман отмечает, что в случае Палецкиса все же возникла некоторая европейская поддержка благодаря усилиям евродепутата от Латвии Татьяны Жданок, которая смогла все это организовать.
"Некоторое количество депутатов Европарламента и людей, имеющих авторитет в Европе, в это дело впряглись. Пока ничего определенного сказать нельзя, но ясно, что какую-то поддержку организовать удалось", - высказался на эту тему публицист.
Евродепутаты вступились за политически преследуемых лиц в странах Балтии
Тем временем сам Линдерман хочет от Латвии компенсации за обвинения в деле о Вселатвийском родительском собрании в 2018 году.
Напомним, что по делу о Вселатвийском родительском собрании были обвинены сразу несколько русскоязычных активистов, включая евродепутата Татьяну Жданок. Но в итоге все они были оправданы, и Линдерман еще тогда подавал заявление на компенсацию - за силовое задержание, за незаконное пребывание в тюрьме, за предъявленные обвинения.
И, по его словам, когда прокуратура получила от него заявление с требованием компенсации в виде четырехзначной суммы, там дали команду заново возбудить дело. Опять возбудили, прошел год, никаких улик не нашли. Прошел еще год, дело закрыли, и теперь Линдерман снова подал заявление на компенсацию, немного увеличив сумму.
Линдерман поясняет, что требование компенсации - это не столько вопрос денег, сколько дело принципа.

"Я демонстрирую некий образец поведения. Что ни в коем случае нельзя уступать системе и надо идти до упора. То есть у них не должно быть ощущения, что ты затаился, испугался и так далее", - подчеркнул Линдерман.

Гомофобия в Латвии? Нет, не думаю

На этом истории с уголовными делами в Латвии не заканчиваются. В частности, по трагедии в Тукумсе, где в апреле произошел громкий случай, когда в подъезде дома 29-летний Нормундс Киндзулис получил ожоги 85% тела и впоследствии скончался в реанимации рижской больницы.
Тогда Артис, проживавший с Киндзулисом в одной квартире, утверждал, что некий злоумышленник облил его друга воспламеняющейся жидкостью на лестничной площадке и поджег.
Первоначально выдвигались подозрения, что инцидент с поджогом мог произойти на почве гомофобии. По этому поводу высказались глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс и президент Эгилс Левитс, оба заявляли, что произошедшее недопустимо.
Доведение до самоубийства: инцидент в Тукумсе полиция не связывает с гомофобией
Но, как сообщается, следователи сделали все возможное, чтобы выяснить причины этой трагедии, и оказалось, что доказательства, полученные в ходе расследования происшествия в Тукумсе, свидетельствуют о том, что это не было преступление на почве гомофобии, это было самоубийство. В итоге уголовное дело закрыли.
Комментируя это дело, Линдерман подчеркивает, что первоначально, когда стало известно об инциденте, первыми лицами страны было сказано столько громких слов, что они, безусловно, могли попасть в какие-то соответствующие протоколы в ЕС. Ведь в апреле выступил и глава МИД Латвии, и президент, и все они сказали о недопустимости преследования людей другой сексуальной ориентации в Латвии.
А теперь оказалось, что человек покончил жизнь самоубийством. Но неизвестно, дойдет ли это до тех протоколов и узнают ли в Европе, что в Латвии гомофобии в такой степени нет, отмечает Линдерман.

Локдаун и вакцинация

Тем временем в Латвии продолжаются невзгоды, связанные с локдауном. Напомним, что 15 ноября локдаун должен будет закончиться, но правительство еще не выработало решений в отношении того, что делать с ограничительными мерами после этой даты. Исходя из предложений Минздрава, можно сделать вывод, что следующий период будет несколько либеральнее последних четырех недель. Но при этом жесткие ограничения для вакцинированных могут быть сняты, тогда как непривитым придется продолжать их придерживаться.
Локдаун закончится 15 ноября. Что дальше?
Линдерман обращает внимание на то, что в латвийских больницах находятся почти 90% больных COVID-19 со средней тяжестью заболевания. И только 10-12% "тяжелых". Для сравнения - в соседней Эстонии почему-то только 30% со средней тяжестью, а 70% - тяжелые, отмечает публицист.
Не может быть такого, чтобы жители Эстонии болели так, а в Латвии как-то по-другому, считает публицист. Это, по его мнению, говорит только о том, что в двух соседних странах действуют разные протоколы госпитализации. То есть в Эстонии пациентов со средней тяжестью COVID-19 оставляют лечиться дома, а в Латвии всех везут в больницы. При этом смертность в Латвии выше, а это означает, что больницы сами по себе становятся фактором смертности, подчеркивает публицист.
"Недавно группа депутатов обратилась к главе Минздрава Латвии Даниэлю Павлютсу с запросом озвучить, на каких основаниях в Латвии применяются вакцины. И выяснилось, что вакцины всех компаний, чьи вакцины применяются в Латвии, поставляются на основании протоколов о намерениях с этими компаниями. но эти протоколы засекречены, по крайней мере частично. Я нашел про Pfizer, что они повысили где-то на 4 доллара цену за дозу. Таким образом цена выросла до 26 долларов, а доз ЕС заказал четыре миллиарда. И я начинаю думать, что в этой гонке за вакцинацией материальный стимул играет немаленькое значение. Я имею в виду официальных лиц. Я думаю, Pfizer от щедрот своих помог некоторым людям... И еще я обратил внимание, что начинается психоз со стороны власти, который подпитывает психоз общества", - отмечает Линдерман.

Сомнительные закупки

Но не только на вакцину Латвия тратит большие деньги. Намедни Национальные вооруженные силы (НВС) Латвии получили шесть новых бронемашин от финской компании Patria. 200 миллионов евро Латвия заплатила по контракту о закупке. Следующая поставка бронемашин по этому контракту должна поступить не позже 2029 года.
В Лондоне представили разработанный Латвией и Финляндией БТР
Линдерман поясняет, что новизна ситуации заключается в том, что Латвия здесь не просто покупатель машин, а партнер.
"Я знаю, что эта финская компания очень сомнительным способом выиграла конкурс, что машины ее порядочное фуфло, очень средние. Но главное, что за Patria тянется след серьезных коррупционных скандалов. Я посмотрел, что очень крупный был скандал по продаже военной техники Словении. Они давали взятки очень многим официальным лицам Словении, включая премьер-министра, который в итоге сел в тюрьму. И у меня нет оснований думать, что в Латвии эта компания применяет другую стратегию для продвижения своей продукции. Возможно, наши правители тоже что-то на этом имеют, потому что как иначе Patria бы выиграла этот конкурс, учитывая, что изначально эти машины были очень низко оценены", - считает Линдерман.
Говоря о совместном производстве, Линдерман отмечает, что неясно, где конкретно в Латвии это должно происходить. Где корпуса, где рабочие места? Замена реальности какими-то симуляторами, считает он.
Тут отметим, что, как сообщалось, проект БТР Patria 6x6 HAPC (Heavy Armored Personnel Carrier Carrier) был разработан совместно с Латвией, специалисты занимались разработкой колесной платформы.
О совместной разработке Латвии и Финляндии стало известно в феврале 2020 года. Как сообщил тогда министр обороны Латвии Артис Пабрикс: "Потребности наших (Латвии и Финляндии) вооруженных сил схожи, но не идентичны. В ходе нашей совместной дискуссии мы пришли к выводу, что рынок не предлагает платформу для транспортных средств, которая непосредственно отвечает всем требованиям, поэтому мы решили запустить программу исследований и разработок на платформе Patria 6x6, которая предлагает максимальную практичность, возможности и наилучшим образом отвечает требованиям Латвии и Финляндии".