21:23 24 Августа 2019
Прямой эфир
  • USD1.1065
  • RUB72.9469
Русскоязычные СМИ Латвии

Русская пресса Латвии: начало и конец

© Sputnik / Sergey Melkonov
Новости Латвии
Получить короткую ссылку
618

Периоды расцвета и упадка русской прессы в Латвии, влияние на отношения с СССР, гордость "экспортным товаром" и "мазохизм" русских читателей – в обзоре Sputnik

РИГА, 23 июл — Sputnik, Михаил Губин. Не так давно, три года назад, в Риге отметили двухсотлетие выхода первой газеты на русском языке; если претворятся в жизнь идеи нового министра культуры, то русских газет в Латвии может не остаться совсем.

Первая и вторая

Первая русская газета вышла 5 февраля 1816 года и называлась "Российское еженедельное издание в Риге". Все доходы издания от подписки шли в пользу рижского Екатерининского училища, сгоревшего в 1812 году.

В первом номере было объявлено: "Содержание сего издания будет следующее:

1) Краткие известия и записки, касающиеся училищ, учения и воспитания.

2) Краткое содержание важных, общих и занимательных известий, взятых из ведомостей.

3) Краткие повести и замечания разного содержания.

4) В конце всякого листка показан будет вексельный и денежный курс".

Однако газета просуществовала недолго, так как не вызвала особого интереса. Всего вышло 53 номера, потому что не удалось собрать 1560 рублей для дальнейшего выпуска газеты.

Самая первая русская газета на территории Латвии, 1816 год
© Photo из архива автора/Михаил Губин
Самая первая русская газета на территории Латвии, 1816 год

Первого января 1869 года в Риге начала выходить газета "Рижский вестник", в этом году отмечалось 150-летие этого знаменательного события. Несмотря на финансовые трудности, газета издавалась в Риге до того момента, как в ходе Первой мировой войны к городу подошли немецкие войска. А с 1915 по 1917 год печаталась в городе Юрьеве, ныне Тарту, куда эвакуировались многие рижские учреждения.

Это было самое известное, но вовсе не единственное издание, выходившее на русском языке на территории современной Латвии. В начале прошлого века издавались газеты "Рижское обозрение" и "Рижское утро". Были и государственные издания – например, "Ведомости рижской городской полиции" или "Курляндские губернские ведомости". Их особенностью было трехязычие – публиковались материалы на немецком, русском и латышском языках.

Столь малое количество печатных изданий, и русских, и вообще, можно объяснить действием Устава о печати и цензуре 1890 года, а потом и правилами военного положения. Причем на территории Латвии царский устав действовал до января 1919 года, а ограничения военного времени – до начала 1924-го. С этого времени и до мая 1934 года была уведомительная система – любой несудимый, до 25 лет, даже не гражданин, мог начать выпускать печатное издание, просто сообщив об этом в МВД.

Первый расцвет

С 1919 по 1924 год за разрешением на открытие газеты или журнала следовало обращаться в министерство внутренних дел. Понятно, что разрешали не всем, однако именно в начале 20-х годов в Риге было основано множество газет на русском языке. Ограничимся лишь перечнем названий: "Утро" (1919), "Рижский курьер" (1920), "Русская жизнь" (1920 ), "Свободная мысль". (1920), "Народная мысль" (1921) , "Новый путь" (1921) "Маяк" (1922), "День" (1922), ''Вечернее время" (1924), "Слово" (1924), "Народ" (1925)… И это только газеты, и только выходившие в Риге. Всего же Латвии 20-30-х годов издавалось более 70 газет и 80 журналов на русском языке.

Они были разными: придерживались разных взглядов, представляли разные политические силы. Например, газета "Новый путь" издавалась советским посольством. Некоторые газеты выпустили несколько сот номеров, другие ограничились тремя. Но самая влиятельная и известная русская газета довоенной Латвии – "Сегодня", первый номер которой вышел 15 сентября 1919 года - скоро годовщина.

Газета была широко известна в русской среде за пределами Латвии. Свои материалы сюда присылали знаменитые русские литераторы – Аркадий Аверченко, Константин Бальмонт, Иван Бунин, Александр Куприн, Надежда Тэффи, Иван Шмелев. Издание не считало себя эмигрантским, это была латвийская газета на русском языке, довольно лояльная властям, особенно в последние годы.

У "Сегодня" была крепкая коммерческая основа и огромный аппарат по распространению газеты не только в соседние балтийские страны и Польшу, но и по всей Европе. Туда приходил специальный европейский выпуск. Да и для соседних стран газета менялась, больше внимания уделяя местным новостям. Для Латвии выходили два утренних выпуска и один вечерний, общий тираж был 40 тысяч. Во многих странах газета имела собственных корреспондентов.

Собственно говоря, "Сегодня" подмяло под себя русскую прессу, и не только в Латвии. Местные газеты не выдерживали конкуренции.

Наш экспортный товар

Латвийская власть по-разному относилась к русской прессе. Например, в 1920 году министр иностранных дел Херманис Албатс сетовал, что "одним из факторов, оказывающих существенное влияние на наши взаимоотношения с Советской Россией, является резко отрицательная позиция нашей русской прессы по отношению к советскому режиму и его представителям за границей, в частности критическое отношение к местной советской делегации. К сожалению, советская делегация черпает информацию почти исключительно из местных русских газет и оставляет в стороне точку зрения остальной печати, которая стремится найти соответствующий миролюбивым отношениям язык".

Что же касается газеты "Сегодня", то к ней отношение государства было довольно благожелательным. Во всяком случае, юбилейные номера газеты пестрят поздравлениями латвийского президента, премьера и других официальных лиц. В 1929 году в поздравлении с десятилетием газеты Карлис Улманис назвал ее "нашим экспортным товаром".

"За эти годы за газетой накопилось много грехов, много ошибок — часто мне приходилось отечески осаждать темпераментных журналистов из "Сегодня". Но кто без греха?

На своем пути газета в то же время творила большое дело — вела наши меньшинства к государственному строительству, распространяла среди широкого круга читателей разных государств сведения о Латвии, о ее культуре. За эту информирующую роль на территории балтийских государств особенно надо ценить "Сегодня", - писал первый премьер-министр Латвии.

Тогдашнее руководство страны понимало значение лояльной русской прессы. Вот и в 1934 году, в честь последнего юбилея газеты, Улманис, уже диктатор, высказался так: "Теперь, после исторических событий 15 мая, роль и значение газеты еще более увеличились. Ей приходится не только правильно и всесторонне освещать деятельность правительства и хозяйственную жизнь государства, но и, как это успешно делалось до сих пор, содействовать объединению и сплочению всех населяющих Латвию народов в одно целое — в латышскую нацию — и насаждать идею, что на первое место должны быть поставлены интересы государства и что 6лагополучие страны важнее благополучия отдельных групп и классов".

Одновременно с этим ужесточилась цензура, около ста изданий были закрыты, а редакторами газет могли быть только латыши.

В суровые годы

До своего двадцатилетия газета "Сегодня" не дожила. Двадцать седьмого июня 1940 года правительство издало распоряжение о свободном распространении в Латвии советских печатных изданий. В тот же день вышел последний номер "Сегодня", в котором газета на первой странице извещала о прекращении своего существования. В том же номере сообщалось, что вместо нее будет выходить "Русская газета". Но вышло всего пять номеров, последний — 2 июля 1940 года.

Последний номер газеты «Сегодня», 1940 год
© Photo из архива автора/Михаил Губин
Последний номер газеты «Сегодня», 1940 год

Редакцию и типографию на улице Дзирнаву заняла "Трудовая газета" — орган Рижского горкома партии. Шестнадцатого ноября она была объединена с газетой "Пролетарская правда" — органом Президиума Верховного Совета Латвийской ССР — и под этим названием выходила до начала июля 1941 года, когда немцы уже заняли Ригу. Последний 322-й номер был набран в передвижной типографии в лесу под Валкой.

Остальные русские издания были закрыты. Впрочем, выходили двуязычные газеты – "Ведомости Президиума Верхового Совета", "Милиционер Советской Латвии", а также железнодорожный и автомобильный журналы.

С началом немецкой оккупации уже в августе 1941-го в Риге стала издаваться газета под названием "Правда". Всего за годы войны в Латвии немцами выпускалось около 15 русских газет и журналов: "За Родину", "Новый путь", "Вольный пахарь", "Православный Христианин", "Русский вестник" и так далее. Но они предназначались для жителей оккупированных российских областей, и издатели пытались создать впечатление, что там газеты и печатаются.

С постепенным освобождением Латвии от немцев вновь начали выходить советские газеты, в том числе и на русском языке. В 1944 году 24 сентября в Даугавпилсе вышла газета "Советская Латвия", орган ЦК компартии Латвии, Верховного Совета и Совнаркома Латвийской ССР. Она объявила себя наследницей "Пролетарской правды", которая вела родословную от "Нашей правды". И таким образом указывала, что выходит с 1919 года.

В 1945 году 28 марта в Риге вышел первый номер газеты "Советская молодежь" — издания, ставшего в будущем знаменитым. Тогда это был орган ЦК латвийского комсомола.

Первый номер «Советской молодежи», 1945 год
© Photo из архива автора/Михаил Губин
Первый номер «Советской молодежи», 1945 год

Долгое время в Риге на русском выходили только эти две главные газеты – партийно-советская и комсомольская. Конечно, были заводские, и ведомственные, и газета Прибалтийского военного округа, но мы о них не говорим. Так же, как и о двуязычных газетах "Киноэкраны Риги" и "Ригас Вильни", которые появились в 1957 году.

В этом же году, 1 октября, вышел первый номер "Ригас Балсс" ("Голос Риги") – столичной вечерней газеты. Она тоже издавалась на двух языках. В первом номере сообщалось, что газета "является рижским голосом Партии и Советской власти".

Второй расцвет

Следующий всплеск русской прессы в Латвии случился с расширением горбачевской перестройки. Появились разнообразные кооперативные издания, особенно эротического направления, в том числе первый в СССР мужской журнал "Эротикон" (1990) под крылом "Советской молодежи" и клуба ее читателей. Они же выпускали сборники анекдотов "Гласность", а потом и газету АТВ – Express, в дальнейшем просто "Экспресс". АТB – от латышского слова atklātība , то есть гласность.

Сама "Молодежка" подняла тираж до 900 тысяч экземпляров в 1989 году и приносила доход около 10 миллионов рублей в год. Ее читали во всем Советском Союзе.

В 1991 году 21 февраля вышел первый номер газеты рекламных объявлений Р&CM, насчитывавший 130 сообщений. Впоследствии эта газета называлась "СМ-Реклама" и "Реклама.lv" и была крупнейшей в Латвии рекламной газетой. В 1994 году от нее отпочковался еженедельник "Суббота".

Но еще раньше, в декабре 1988 года, когда, казалось бы, еще действовала советская цезура, вышла газета Народного фронта Латвии "Атмода" ("Пробуждение"). Сначала латышская, а через неделю и русская. Причем не перевод, а оригинальное издание, с русскими журналистами. Впоследствии русская "Атмода" стала называться "Балтийское время".

В 1990 году вышла "Независимая Балтийская газета", явно вдохновленная популярной московской "Независимой газетой". Это было либеральное издание, финансировавшееся криминальным бизнесменом Владимиром Лесковым. В 1991 году стала просто "Балтийской газетой" и выходила до 1995 года.

Как известно, 4 мая 1990 года Латвия провозгласила независимость. В том же году 23 ноября вышла первая официальная газета "Диена" ("День"). Между прочим, и на русском языке тоже. Но русское издание продержалось девять лет.

Его редактор рассказывал в 2017 году агентству LETA: "Газета выпускалась по принципу единого информационного поля для всех жителей Латвии независимо от языка, поэтому была переводной на 90%. Сама подача статей, заголовки были абсолютно "нерусскими". В сущности, это был переводной конвейер. Кроме этого, русских читателей отталкивали комментарии латышских авторов. Согласитесь, нужно быть мазохистом, чтобы платить за газету и читать про "вонючие сапоги немытых российских солдат".

Второй раз русскую "Диену" пытались возродить в 1999 году под названием "Новый день". Но тоже безуспешно. Как и русский вариант газеты "Лабрит", в 1994 году.

В 1991 году "старые" русские газеты поменяли названия. "Советская молодежь" стала называться "СМ-сегодня", а "Советская Латвия" была закрыта за поддержку ГКЧП, но на ее основе в октябре стала выходить газета "Панорама Латвии".

Но их время уходило. Последний, 13 944-й, номер "Молодежки" вышел 24 июля 1999 года. "Панорама Латвии" продержалась до февраля 2003 года. Главная причина – финансовые трудности.

Последний номер «Советской молодежи», 1999 год
© Photo из архива автора/Михаил Губин
Последний номер «Советской молодежи», 1999 год

На рубеже веков

Но появились и новые издания.

В 1991 году 27 ноября в Риге вышел нулевой номер деловой газеты "Бизнес&Балтия".

С 1992 года выходила газета "Русский путь", переименованная позднее в "Русскую газету", затем в "Наше время". Закрылась в 1999 году.

 В 1997 году 13 августа вышел первый номер ежедневной газеты "Час".

В 1999 году 26 июля вышел первый номер газеты "Вести Сегодня", объявившей себя наследницей "Советской молодежи".

В 2001 году 3 октября перестала выходить газета "Ригас Балсс" на русском языке, а 4 октября ей на смену вышел первый номер газеты "Вечерняя Рига".

В 1998 году 3 августа появилась газета "Республика", издававшаяся израильской фирмой, и редакторы тоже были из Израиля. Однако газета не нашла своего читателя и закрылась 21 сентября 2001 года. На ее базе 5 ноября 2001 года начала выходить газета "Телеграф".

В общем, начало XXI века ознаменовалось в Латвии невиданным расцветом русской прессы. Только ежедневных газет выходило больше, чем в Киеве. В 2002 году в Риге их было шесть. Напоминаем: "Телеграф", "Час", "Вести Сегодня", "Панорама Латвии", "Бизнес & Балтия", "Вечерняя Рига". А еще были еженедельники: "Суббота", "Вести", "7 секретов", Weekend, "Коммерсант Baltic". И журналы.

Что касается обилия ежедневных газет, то все это великолепие развеялось за какие-то десять лет. Но это были тучные годы.

В тисках кризиса

Виной всему, главным образом, экономический кризис. Но не только. Кризис повлек за собой уменьшение доходов, снижение зарплат, увольнение журналистов, поиск инвесторов, смену собственников, замену редакторов, изменение редакционных концепций и так далее. Ежедневные газеты, как наиболее затратный продукт, утратили рентабельность.

Но, кроме этого, бумажная пресса утратила прежнее влияние на людей. Причина – и в смене поколений, и в развитии интернета. Газетные тиражи сокращались и до начала кризиса. Так, в период с 2002 по 2006 год тиражи газет в Латвии упали на 17%, показало исследование, проведенное Всемирной ассоциацией газет. Кризис привел к еще большему падению. Сообщалось, что тираж газеты "Час" уменьшился за 13 лет почти наполовину — с 20 тысяч экземпляров в 1997 году до 10 800 экземпляров в 2010-м. Сократился тираж "Вести Сегодня" — с 36 тысяч в 1995 году до 15 тысяч в 2010 году.

В 2004 году 12 марта вышел последний номер русской газеты "Вечерняя Рига". По данным подписных центров, на 1 марта у газеты было 3735 подписчиков.

В декабре 2017 года агентство ЛЕТА провело опрос бывших главных редакторов русских газет и сообщило, что процент возврата тиража выходивших в Латвии ежедневных газет на русском языке составлял от 10% до 60%. Большинство опрошенных агентством бывших главных редакторов назвали цифру 30-40%. В одном случае процент возврата составлял 50% и в одном случае 60%.

В 2014 году 27 августа вышел последний номер деловой газеты "Бизнес&Балтия". В 2002 году газета была продана банковской группе Baltikums, к 2010 году из-за падения рекламного рынка стала убыточной. По словам бывшего редактора Юрия Алексеева, в 2011 году реальный тираж газеты колебался на уровне 4 тысяч экземпляров, а через три года упал более чем в 10 раз.

Последний номер «Бизнес&Балтия», 2014
© Photo из архива автора/Михаил Губин
Последний номер «Бизнес&Балтия», 2014

Когда-то издатели газеты "Телеграф" заявляли о грандиозных планах – международной газете — Телеграф International.

"География распространения — европейские регионы, где в большом количестве живут и куда приезжают русские. Прежде всего, страны Балтии (Эстония, Литва), Финляндия, а также европейские курорты — Турция, Испания, Греция, Франция и так далее.

В большой степени новое издание будет ориентировано на российскую проблематику, но не только — часть страниц будет посвящена тем странам и регионам, откуда люди приехали на курорты.

Согласие на сотрудничество в новом издании уже дали такие мэтры российской журналистики, как Виктор Шендерович, Юлия Латынина, Дмитрий Быков, Виталий Портников, Отто Лацис и другие..." - сообщала газета.

Но кризис все поменял. В 2009 году банкир Валерий Белоконь отдал газету "Телеграф" за долги офшорной компании вентспилсского предпринимателя Олега Степанова. Который из-за долгов передал газету российскому банкиру Владимиру Антонову. Который в 2011 году потерял все свои активы в странах Балтии. "Телеграф" стал еженедельником и закрылся в апреле 2014 года.

Можно сказать, что и газету "Час" сгубил российский капитал. Издававший ее издательский дом Petits контролировали структуры члена Совета Федерации и партии "Единая Россия", фигуранта списка Forbes Андрея Молчанова. Совместно с бизнесменами Эдуардом Янаковым и Артуром Ересько.

Как бы там ни было, когда русские газеты в Латвии принадлежали разным издательским домам, то их позиции различались, редакционная политика была разной. Однако в 2012 году состоялась злополучное объединение газет, после чего представители российского бизнеса потеряли к ним интерес. Вопреки опасениям, никакого такого российского влияния через прессу владельцы газеты не оказывали – это логичнее было бы делать через латышские газеты.

Что отразилось и на положении журналистов. Например, когда в 2011 году собственником 87% долей капитала Petits стал украинский "Легбанк", за спиной которого стояли латвийские бизнесмены из ликвидированного Ogres komercbanka, из всего издательского дома исчезли кулеры с водой, туалетная бумага и коврики у дверей – в целях экономии. Зарплаты и отопление уменьшились еще раньше.

В 2013 году 7 декабря вышел последний номер газеты "Час", которая была присоединена к газете "Вести сегодня". А под самый новый год в довольной грубой форме еженедельнику "Суббота" было приказано в считаные дни покинуть здание издательского дома. Газета была продана другому издателю.

На сегодняшний день в Риге, как и в былые годы, выходит одна, как бы центральная, ежедневная газета на русском языке "Сегодня". Так, с 1 февраля 2017 года стала называться бывшая "Вести сегодня".

Считается, что это - наследница газеты "СМ-сегодня", бывшей "Советской молодежи". Ранее газета издавалась издательским домом Fenster, имущество которого было заложено в Parex banka. Fenster выживал за счет финансовой помощи этого банка, рухнувшего в 2009 году.

Газета была рупором партии "Центр согласия" и в 2012 году была продана с условием, что таковым и останется. Сначала газета переехала в здание Petits, что указывало на то, что и ее купили структуры Молчанова. Потом она дважды меняла адрес. Впрочем, это уже неважно.

Бумажная пресса неотвратимо уходит в прошлое. Молодое поколение ее не читает, перейдя в интернет. Не факт, что они читают газеты там.

Пока еще оправдывает себя надежда на пожилых людей, привыкших листать бумажные газеты. Не случайно самая популярная русская газета Латвии – еженедельник "МК-Латвия", обращенный в основном к пенсионерам. Его читают и немало латышей.

Так как бумажные русские газеты министр обещал обложить налогами, то будущее русской прессы Латвии – в интернете. Пусть даже и не самое близкое будущее. Если, конечно, и до него не дотянутся руки националистов от культуры. Может быть, латвийских чиновников вдохновит украинский пример, и они обяжут все сайты иметь латышскую версию. Ясно только, что само государство ничего на русском языке издавать или поддерживать не будет – даже самую лояльную газету.

По теме

Не лезьте к русским: депутат предостерег нового министра и напомнил об Украине
Справляются без помощи государства: как проходят Дни русской культуры в Латвии
Украина забудет родной язык через три года
Чье кунг-фу сильнее: как латвийская цензура с российской правдой тягается
Теги:
СМИ, пресса, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik