Русская пресса Латвии: начало и конец

© Sputnik / Sergey MelkonovРусскоязычные СМИ Латвии
Русскоязычные СМИ Латвии - Sputnik Латвия
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Периоды расцвета и упадка русской прессы в Латвии, влияние на отношения с СССР, гордость "экспортным товаром" и "мазохизм" русских читателей – в обзоре Sputnik

РИГА, 23 июл — Sputnik, Михаил Губин. Не так давно, три года назад, в Риге отметили двухсотлетие выхода первой газеты на русском языке; если претворятся в жизнь идеи нового министра культуры, то русских газет в Латвии может не остаться совсем.

Первая и вторая

Первая русская газета вышла 5 февраля 1816 года и называлась "Российское еженедельное издание в Риге". Все доходы издания от подписки шли в пользу рижского Екатерининского училища, сгоревшего в 1812 году.

Флаг Латвии - Sputnik Латвия
Русские умнее, чем вы думаете: что нужно знать о латышской "культуре"

В первом номере было объявлено: "Содержание сего издания будет следующее:

1) Краткие известия и записки, касающиеся училищ, учения и воспитания.

2) Краткое содержание важных, общих и занимательных известий, взятых из ведомостей.

3) Краткие повести и замечания разного содержания.

4) В конце всякого листка показан будет вексельный и денежный курс".

Однако газета просуществовала недолго, так как не вызвала особого интереса. Всего вышло 53 номера, потому что не удалось собрать 1560 рублей для дальнейшего выпуска газеты.

© Photo из архива автора/Михаил ГубинСамая первая русская газета на территории Латвии, 1816 год
Русская пресса Латвии: начало и конец - Sputnik Латвия
Самая первая русская газета на территории Латвии, 1816 год

Первого января 1869 года в Риге начала выходить газета "Рижский вестник", в этом году отмечалось 150-летие этого знаменательного события. Несмотря на финансовые трудности, газета издавалась в Риге до того момента, как в ходе Первой мировой войны к городу подошли немецкие войска. А с 1915 по 1917 год печаталась в городе Юрьеве, ныне Тарту, куда эвакуировались многие рижские учреждения.

Это было самое известное, но вовсе не единственное издание, выходившее на русском языке на территории современной Латвии. В начале прошлого века издавались газеты "Рижское обозрение" и "Рижское утро". Были и государственные издания – например, "Ведомости рижской городской полиции" или "Курляндские губернские ведомости". Их особенностью было трехязычие – публиковались материалы на немецком, русском и латышском языках.

Столь малое количество печатных изданий, и русских, и вообще, можно объяснить действием Устава о печати и цензуре 1890 года, а потом и правилами военного положения. Причем на территории Латвии царский устав действовал до января 1919 года, а ограничения военного времени – до начала 1924-го. С этого времени и до мая 1934 года была уведомительная система – любой несудимый, до 25 лет, даже не гражданин, мог начать выпускать печатное издание, просто сообщив об этом в МВД.

Первый расцвет

С 1919 по 1924 год за разрешением на открытие газеты или журнала следовало обращаться в министерство внутренних дел. Понятно, что разрешали не всем, однако именно в начале 20-х годов в Риге было основано множество газет на русском языке. Ограничимся лишь перечнем названий: "Утро" (1919), "Рижский курьер" (1920), "Русская жизнь" (1920 ), "Свободная мысль". (1920), "Народная мысль" (1921) , "Новый путь" (1921) "Маяк" (1922), "День" (1922), ''Вечернее время" (1924), "Слово" (1924), "Народ" (1925)… И это только газеты, и только выходившие в Риге. Всего же Латвии 20-30-х годов издавалось более 70 газет и 80 журналов на русском языке.

Они были разными: придерживались разных взглядов, представляли разные политические силы. Например, газета "Новый путь" издавалась советским посольством. Некоторые газеты выпустили несколько сот номеров, другие ограничились тремя. Но самая влиятельная и известная русская газета довоенной Латвии – "Сегодня", первый номер которой вышел 15 сентября 1919 года - скоро годовщина.

Пресса - Sputnik Латвия
БПБК выписало очередной штраф за региональную газету на русском языке

Газета была широко известна в русской среде за пределами Латвии. Свои материалы сюда присылали знаменитые русские литераторы – Аркадий Аверченко, Константин Бальмонт, Иван Бунин, Александр Куприн, Надежда Тэффи, Иван Шмелев. Издание не считало себя эмигрантским, это была латвийская газета на русском языке, довольно лояльная властям, особенно в последние годы.

У "Сегодня" была крепкая коммерческая основа и огромный аппарат по распространению газеты не только в соседние балтийские страны и Польшу, но и по всей Европе. Туда приходил специальный европейский выпуск. Да и для соседних стран газета менялась, больше внимания уделяя местным новостям. Для Латвии выходили два утренних выпуска и один вечерний, общий тираж был 40 тысяч. Во многих странах газета имела собственных корреспондентов.

Собственно говоря, "Сегодня" подмяло под себя русскую прессу, и не только в Латвии. Местные газеты не выдерживали конкуренции.

Наш экспортный товар

Латвийская власть по-разному относилась к русской прессе. Например, в 1920 году министр иностранных дел Херманис Албатс сетовал, что "одним из факторов, оказывающих существенное влияние на наши взаимоотношения с Советской Россией, является резко отрицательная позиция нашей русской прессы по отношению к советскому режиму и его представителям за границей, в частности критическое отношение к местной советской делегации. К сожалению, советская делегация черпает информацию почти исключительно из местных русских газет и оставляет в стороне точку зрения остальной печати, которая стремится найти соответствующий миролюбивым отношениям язык".

Латвийская пресса в магазине - Sputnik Латвия
Что новый президент Латвии думает о русских и 9 Мая: о чем писали латышские СМИ

Что же касается газеты "Сегодня", то к ней отношение государства было довольно благожелательным. Во всяком случае, юбилейные номера газеты пестрят поздравлениями латвийского президента, премьера и других официальных лиц. В 1929 году в поздравлении с десятилетием газеты Карлис Улманис назвал ее "нашим экспортным товаром".

"За эти годы за газетой накопилось много грехов, много ошибок — часто мне приходилось отечески осаждать темпераментных журналистов из "Сегодня". Но кто без греха?

На своем пути газета в то же время творила большое дело — вела наши меньшинства к государственному строительству, распространяла среди широкого круга читателей разных государств сведения о Латвии, о ее культуре. За эту информирующую роль на территории балтийских государств особенно надо ценить "Сегодня", - писал первый премьер-министр Латвии.

Тогдашнее руководство страны понимало значение лояльной русской прессы. Вот и в 1934 году, в честь последнего юбилея газеты, Улманис, уже диктатор, высказался так: "Теперь, после исторических событий 15 мая, роль и значение газеты еще более увеличились. Ей приходится не только правильно и всесторонне освещать деятельность правительства и хозяйственную жизнь государства, но и, как это успешно делалось до сих пор, содействовать объединению и сплочению всех населяющих Латвию народов в одно целое — в латышскую нацию — и насаждать идею, что на первое место должны быть поставлены интересы государства и что 6лагополучие страны важнее благополучия отдельных групп и классов".

Одновременно с этим ужесточилась цензура, около ста изданий были закрыты, а редакторами газет могли быть только латыши.

В суровые годы

До своего двадцатилетия газета "Сегодня" не дожила. Двадцать седьмого июня 1940 года правительство издало распоряжение о свободном распространении в Латвии советских печатных изданий. В тот же день вышел последний номер "Сегодня", в котором газета на первой странице извещала о прекращении своего существования. В том же номере сообщалось, что вместо нее будет выходить "Русская газета". Но вышло всего пять номеров, последний — 2 июля 1940 года.

© Photo из архива автора/Михаил ГубинПоследний номер газеты «Сегодня», 1940 год
Русская пресса Латвии: начало и конец - Sputnik Латвия
Последний номер газеты «Сегодня», 1940 год

Редакцию и типографию на улице Дзирнаву заняла "Трудовая газета" — орган Рижского горкома партии. Шестнадцатого ноября она была объединена с газетой "Пролетарская правда" — органом Президиума Верховного Совета Латвийской ССР — и под этим названием выходила до начала июля 1941 года, когда немцы уже заняли Ригу. Последний 322-й номер был набран в передвижной типографии в лесу под Валкой.

Остальные русские издания были закрыты. Впрочем, выходили двуязычные газеты – "Ведомости Президиума Верхового Совета", "Милиционер Советской Латвии", а также железнодорожный и автомобильный журналы.

С началом немецкой оккупации уже в августе 1941-го в Риге стала издаваться газета под названием "Правда". Всего за годы войны в Латвии немцами выпускалось около 15 русских газет и журналов: "За Родину", "Новый путь", "Вольный пахарь", "Православный Христианин", "Русский вестник" и так далее. Но они предназначались для жителей оккупированных российских областей, и издатели пытались создать впечатление, что там газеты и печатаются.

С постепенным освобождением Латвии от немцев вновь начали выходить советские газеты, в том числе и на русском языке. В 1944 году 24 сентября в Даугавпилсе вышла газета "Советская Латвия", орган ЦК компартии Латвии, Верховного Совета и Совнаркома Латвийской ССР. Она объявила себя наследницей "Пролетарской правды", которая вела родословную от "Нашей правды". И таким образом указывала, что выходит с 1919 года.

В 1945 году 28 марта в Риге вышел первый номер газеты "Советская молодежь" — издания, ставшего в будущем знаменитым. Тогда это был орган ЦК латвийского комсомола.

© Photo из архива автора/Михаил ГубинПервый номер «Советской молодежи», 1945 год
Русская пресса Латвии: начало и конец - Sputnik Латвия
Первый номер «Советской молодежи», 1945 год

Долгое время в Риге на русском выходили только эти две главные газеты – партийно-советская и комсомольская. Конечно, были заводские, и ведомственные, и газета Прибалтийского военного округа, но мы о них не говорим. Так же, как и о двуязычных газетах "Киноэкраны Риги" и "Ригас Вильни", которые появились в 1957 году.

В этом же году, 1 октября, вышел первый номер "Ригас Балсс" ("Голос Риги") – столичной вечерней газеты. Она тоже издавалась на двух языках. В первом номере сообщалось, что газета "является рижским голосом Партии и Советской власти".

Второй расцвет

Следующий всплеск русской прессы в Латвии случился с расширением горбачевской перестройки. Появились разнообразные кооперативные издания, особенно эротического направления, в том числе первый в СССР мужской журнал "Эротикон" (1990) под крылом "Советской молодежи" и клуба ее читателей. Они же выпускали сборники анекдотов "Гласность", а потом и газету АТВ – Express, в дальнейшем просто "Экспресс". АТB – от латышского слова atklātība , то есть гласность.

Шествие легионеров в Риге 16 марта 2019 - Sputnik Латвия
Будущий министр пообещал Латвии "культурный" национализм - без русских

Сама "Молодежка" подняла тираж до 900 тысяч экземпляров в 1989 году и приносила доход около 10 миллионов рублей в год. Ее читали во всем Советском Союзе.

В 1991 году 21 февраля вышел первый номер газеты рекламных объявлений Р&CM, насчитывавший 130 сообщений. Впоследствии эта газета называлась "СМ-Реклама" и "Реклама.lv" и была крупнейшей в Латвии рекламной газетой. В 1994 году от нее отпочковался еженедельник "Суббота".

Но еще раньше, в декабре 1988 года, когда, казалось бы, еще действовала советская цезура, вышла газета Народного фронта Латвии "Атмода" ("Пробуждение"). Сначала латышская, а через неделю и русская. Причем не перевод, а оригинальное издание, с русскими журналистами. Впоследствии русская "Атмода" стала называться "Балтийское время".

В 1990 году вышла "Независимая Балтийская газета", явно вдохновленная популярной московской "Независимой газетой". Это было либеральное издание, финансировавшееся криминальным бизнесменом Владимиром Лесковым. В 1991 году стала просто "Балтийской газетой" и выходила до 1995 года.

Как известно, 4 мая 1990 года Латвия провозгласила независимость. В том же году 23 ноября вышла первая официальная газета "Диена" ("День"). Между прочим, и на русском языке тоже. Но русское издание продержалось девять лет.

Его редактор рассказывал в 2017 году агентству LETA: "Газета выпускалась по принципу единого информационного поля для всех жителей Латвии независимо от языка, поэтому была переводной на 90%. Сама подача статей, заголовки были абсолютно "нерусскими". В сущности, это был переводной конвейер. Кроме этого, русских читателей отталкивали комментарии латышских авторов. Согласитесь, нужно быть мазохистом, чтобы платить за газету и читать про "вонючие сапоги немытых российских солдат".

Русский язык в Европейском союзе - Sputnik Латвия
Инфографика
Русский язык в Евросоюзе

Второй раз русскую "Диену" пытались возродить в 1999 году под названием "Новый день". Но тоже безуспешно. Как и русский вариант газеты "Лабрит", в 1994 году.

В 1991 году "старые" русские газеты поменяли названия. "Советская молодежь" стала называться "СМ-сегодня", а "Советская Латвия" была закрыта за поддержку ГКЧП, но на ее основе в октябре стала выходить газета "Панорама Латвии".

Но их время уходило. Последний, 13 944-й, номер "Молодежки" вышел 24 июля 1999 года. "Панорама Латвии" продержалась до февраля 2003 года. Главная причина – финансовые трудности.

© Photo из архива автора/Михаил ГубинПоследний номер «Советской молодежи», 1999 год
Русская пресса Латвии: начало и конец - Sputnik Латвия
Последний номер «Советской молодежи», 1999 год

На рубеже веков

Но появились и новые издания.

В 1991 году 27 ноября в Риге вышел нулевой номер деловой газеты "Бизнес&Балтия".

С 1992 года выходила газета "Русский путь", переименованная позднее в "Русскую газету", затем в "Наше время". Закрылась в 1999 году.

Здание Латвийского радио на Домской площади - Sputnik Латвия
Восстание людей с микрофонами. Государственное радио требует прибавки к зарплате

 В 1997 году 13 августа вышел первый номер ежедневной газеты "Час".

В 1999 году 26 июля вышел первый номер газеты "Вести Сегодня", объявившей себя наследницей "Советской молодежи".

В 2001 году 3 октября перестала выходить газета "Ригас Балсс" на русском языке, а 4 октября ей на смену вышел первый номер газеты "Вечерняя Рига".

В 1998 году 3 августа появилась газета "Республика", издававшаяся израильской фирмой, и редакторы тоже были из Израиля. Однако газета не нашла своего читателя и закрылась 21 сентября 2001 года. На ее базе 5 ноября 2001 года начала выходить газета "Телеграф".

В общем, начало XXI века ознаменовалось в Латвии невиданным расцветом русской прессы. Только ежедневных газет выходило больше, чем в Киеве. В 2002 году в Риге их было шесть. Напоминаем: "Телеграф", "Час", "Вести Сегодня", "Панорама Латвии", "Бизнес & Балтия", "Вечерняя Рига". А еще были еженедельники: "Суббота", "Вести", "7 секретов", Weekend, "Коммерсант Baltic". И журналы.

Что касается обилия ежедневных газет, то все это великолепие развеялось за какие-то десять лет. Но это были тучные годы.

В тисках кризиса

Виной всему, главным образом, экономический кризис. Но не только. Кризис повлек за собой уменьшение доходов, снижение зарплат, увольнение журналистов, поиск инвесторов, смену собственников, замену редакторов, изменение редакционных концепций и так далее. Ежедневные газеты, как наиболее затратный продукт, утратили рентабельность.

Но, кроме этого, бумажная пресса утратила прежнее влияние на людей. Причина – и в смене поколений, и в развитии интернета. Газетные тиражи сокращались и до начала кризиса. Так, в период с 2002 по 2006 год тиражи газет в Латвии упали на 17%, показало исследование, проведенное Всемирной ассоциацией газет. Кризис привел к еще большему падению. Сообщалось, что тираж газеты "Час" уменьшился за 13 лет почти наполовину — с 20 тысяч экземпляров в 1997 году до 10 800 экземпляров в 2010-м. Сократился тираж "Вести Сегодня" — с 36 тысяч в 1995 году до 15 тысяч в 2010 году.

Телевизионный пульт - Sputnik Латвия
Придется смотреть на русском: чем латышам не угодил Первый Балтийский канал

В 2004 году 12 марта вышел последний номер русской газеты "Вечерняя Рига". По данным подписных центров, на 1 марта у газеты было 3735 подписчиков.

В декабре 2017 года агентство ЛЕТА провело опрос бывших главных редакторов русских газет и сообщило, что процент возврата тиража выходивших в Латвии ежедневных газет на русском языке составлял от 10% до 60%. Большинство опрошенных агентством бывших главных редакторов назвали цифру 30-40%. В одном случае процент возврата составлял 50% и в одном случае 60%.

В 2014 году 27 августа вышел последний номер деловой газеты "Бизнес&Балтия". В 2002 году газета была продана банковской группе Baltikums, к 2010 году из-за падения рекламного рынка стала убыточной. По словам бывшего редактора Юрия Алексеева, в 2011 году реальный тираж газеты колебался на уровне 4 тысяч экземпляров, а через три года упал более чем в 10 раз.

© Photo из архива автора/Михаил ГубинПоследний номер «Бизнес&Балтия», 2014
Русская пресса Латвии: начало и конец - Sputnik Латвия
Последний номер «Бизнес&Балтия», 2014

Когда-то издатели газеты "Телеграф" заявляли о грандиозных планах – международной газете — Телеграф International.

"География распространения — европейские регионы, где в большом количестве живут и куда приезжают русские. Прежде всего, страны Балтии (Эстония, Литва), Финляндия, а также европейские курорты — Турция, Испания, Греция, Франция и так далее.

В большой степени новое издание будет ориентировано на российскую проблематику, но не только — часть страниц будет посвящена тем странам и регионам, откуда люди приехали на курорты.

Согласие на сотрудничество в новом издании уже дали такие мэтры российской журналистики, как Виктор Шендерович, Юлия Латынина, Дмитрий Быков, Виталий Портников, Отто Лацис и другие..." - сообщала газета.

Но кризис все поменял. В 2009 году банкир Валерий Белоконь отдал газету "Телеграф" за долги офшорной компании вентспилсского предпринимателя Олега Степанова. Который из-за долгов передал газету российскому банкиру Владимиру Антонову. Который в 2011 году потерял все свои активы в странах Балтии. "Телеграф" стал еженедельником и закрылся в апреле 2014 года.

Болельщик сборной Латвии на ЧМ по хоккею - Sputnik Латвия
Молчать по-русски: латвийский канал забил буллит КХЛ

Можно сказать, что и газету "Час" сгубил российский капитал. Издававший ее издательский дом Petits контролировали структуры члена Совета Федерации и партии "Единая Россия", фигуранта списка Forbes Андрея Молчанова. Совместно с бизнесменами Эдуардом Янаковым и Артуром Ересько.

Как бы там ни было, когда русские газеты в Латвии принадлежали разным издательским домам, то их позиции различались, редакционная политика была разной. Однако в 2012 году состоялась злополучное объединение газет, после чего представители российского бизнеса потеряли к ним интерес. Вопреки опасениям, никакого такого российского влияния через прессу владельцы газеты не оказывали – это логичнее было бы делать через латышские газеты.

Что отразилось и на положении журналистов. Например, когда в 2011 году собственником 87% долей капитала Petits стал украинский "Легбанк", за спиной которого стояли латвийские бизнесмены из ликвидированного Ogres komercbanka, из всего издательского дома исчезли кулеры с водой, туалетная бумага и коврики у дверей – в целях экономии. Зарплаты и отопление уменьшились еще раньше.

В 2013 году 7 декабря вышел последний номер газеты "Час", которая была присоединена к газете "Вести сегодня". А под самый новый год в довольной грубой форме еженедельнику "Суббота" было приказано в считаные дни покинуть здание издательского дома. Газета была продана другому издателю.

На сегодняшний день в Риге, как и в былые годы, выходит одна, как бы центральная, ежедневная газета на русском языке "Сегодня". Так, с 1 февраля 2017 года стала называться бывшая "Вести сегодня".

Считается, что это - наследница газеты "СМ-сегодня", бывшей "Советской молодежи". Ранее газета издавалась издательским домом Fenster, имущество которого было заложено в Parex banka. Fenster выживал за счет финансовой помощи этого банка, рухнувшего в 2009 году.

Газета была рупором партии "Центр согласия" и в 2012 году была продана с условием, что таковым и останется. Сначала газета переехала в здание Petits, что указывало на то, что и ее купили структуры Молчанова. Потом она дважды меняла адрес. Впрочем, это уже неважно.

Латвийская пресса - Sputnik Латвия
Русское кино - это яд, зомбирующий латыша: о чем писали латышские СМИ

Бумажная пресса неотвратимо уходит в прошлое. Молодое поколение ее не читает, перейдя в интернет. Не факт, что они читают газеты там.

Пока еще оправдывает себя надежда на пожилых людей, привыкших листать бумажные газеты. Не случайно самая популярная русская газета Латвии – еженедельник "МК-Латвия", обращенный в основном к пенсионерам. Его читают и немало латышей.

Так как бумажные русские газеты министр обещал обложить налогами, то будущее русской прессы Латвии – в интернете. Пусть даже и не самое близкое будущее. Если, конечно, и до него не дотянутся руки националистов от культуры. Может быть, латвийских чиновников вдохновит украинский пример, и они обяжут все сайты иметь латышскую версию. Ясно только, что само государство ничего на русском языке издавать или поддерживать не будет – даже самую лояльную газету.

Лента новостей
0