РИГА, 1 июня — Sputnik, Владимир Дорофеев. Особенности голосования в Латвии кроются в плюсиках и вычеркиваниях. И анализ этих знаков оказался очень интересен. Самое очевидное - это разница подхода к своим кандидатам у латышского и русского избирателя.
Русский избиратель повел себя более командно или более стадно, ( в зависимости от того, хотите ли вы ругать или хвалить русских). Вычеркиваний у русских партий куда как меньше, чем у латышей. Что показывает с одной стороны разобщенность титульной нации, а с другой более ответственное и умное голосование.
С чем согласно "Согласие"?
Популярность кандидата можно определить по числу голосов за него — этот показатель ЦИК Латвии рассчитывает как число голосов за список партии плюс поставленные избирателем плюсы, минус вычеркивания.
Лидером гонки среди русских стал, конечно, Нил Ушаков. При почти 150 тысячах голосов ему достались 69 тысяч плюсов и всего 1,8 тысяч вычеркиваний. Почти каждый второй ему плюсовал, а вычеркивали менее десяти процентов избирателей партии.
Достаточно удивительны для меня были результаты Андриса Америкса, который хоть и шел вторым номером, но представляет вообще другую партию. Да еще и учитывая его высказывания перед выборами о поддержке перехода всех школ на латышский язык. За одно это (как мне казалось) избиратель "Согласия" его вычеркнет с проклятиями. Но нет. То ли избиратель "Согласия" новостей не читает, то ли не важно это для него.
Вопреки ожиданиям, именно Андрис Америкс, а не другие политики, следующий в рейтинге русских голосов. Ему досталось 98 тысяч голосов, 19 тыс плюсов и всего навсего 3,6 тыс вычеркиваний.
Для сравнения, всенародная любимица партии "Согласие" Регина Лочмеле-Лунева вышла в финал голосования с довольно жалким на фоне Андриса Америкса результатом, особенно по плюсам – около 88 тысяч голосов, всего 8,8 тысяч плюсов, и 3,4 тысяч вычеркиваний. То есть плюсовали Лочмеле-Луневой в два раза меньше, а вычеркивали почти так же.
Схожий результат показал и лучший, на мой взгляд, кандидат от "Согласия" Борис Цилевич, который уже много лет представлял партию в Парламентской ассамблее Совета Европы, добился победы в восьми из девяти дел в Европейском суде и по праву считался самым авторитетным экспертом "Согласия" по Европе. Его результаты схожи с результатами Лочмеле-Луневой, но немного хуже. Тоже 88 тыс голосов, незначительно меньше плюсов (8,6 тысяч) и столько же (3,4 тысяч) вычеркиваний.
Я был убежден, что избиратель "Согласия" изберет обаяние и обязательность Регины Лочмеле-Луневой или опыт Бориса Цилевича. А он выбрал "прицеп" Ушакова. Других объяснений у меня нет.
Кстати, "прицеп" сразу же объявил, что, "если "Согласие" не поддержит, мэра от ЧСР, то трудно будет кого-то выбрать. Возможны даже внеочередные выборы".
Отмечу, что считаю Америкса очень опытным хозяйственником и убежден, что когда нибудь он сядет в кресло рижского мэра. Если, конечно, не окажутся правы его многочисленные враги и он не сядет в тюрьму. Но лично я в это не верю. Отмечу также, что с журналистами (в том числе русскими) Америкс общается на порядок охотнее Ушакова и из палитры муниципальных политиков это отнюдь не худший вариант. Так что неожиданный результат Америкса - повод задуматься латышским политикам.
Учитывая, что в 2009 году избиратель "Согласия" выбрал ныне критикуемых Рубикса и Мирского, а в 2014 году Мамыкина, подвергнутого товарищами анафеме, с логикой у избирателя "Согласия" – не все в порядке. Электорат РСЛ, стабильно выбирающий Жданок, кажется куда более последовательным. Отмечу, что на мой взгляд наиболее оправдывающим чаяния электората депутатом "Согласия" был Мамыкин. И удастся ли связке Ушаков&Америкс добиться больших результатов – еще вопрос. Надеюсь, что получится.
На западном фронте без перемен
Татьяна Жданок избирается в Европарламент уже четвертый раз. В этом году она получила почти 47 тысяч голосов. Это в три раза меньше Ушакова, в два раза — Америкса, Цилевича, Лочмеле-Луневой, но на 5 тысяч лучше Андрея Мамыкина, следующего по списку РСЛ, на десять тысяч голосов лучше Григория Зубарева из "Согласия", на 11 тысяч лучше своего преемника Мирослава Митрофанова.
В ее случае интересно посмотреть динамику голосов от выборов к выборам. В 2004 году она получила 92 тысячи голосов, 30 тысяч плюсов и около одной тысячи вычеркиваний. В 2009 году — 133 тысячи голосов, 58 тысяч плюсов и опять же около одной тысячи вычеркиваний. В 2014 году — 52 тысячи голосов, 24 тысячи плюсов и около 0,4 тысячи вычеркиваний. А на последних выборах в 2019 году — 47 тысяч голосов, 18 тысяч плюсов и около 0,7 тысяч вычеркиваний.
На мой взгляд, снижение голосов обусловлено беспрецендентной компанией по очернению, которая дает свои результаты. Впрочем если сравнивать с падением популярности латышских политиков – то все далеко не так плохо. Отмечу, что Татьяна Аркадьевна - дипломат опытный и оправдывающий надежды своего электората. И заменить ее некому. Ее помощник и преемник Мирослав Митрфанов по популярности уступает даже пришедшему со стороны Андрею Мамыкину.
Террариум единомышленников
А что за процессы происходят по другую сторону латвийского этнического голосования в Европарламент? Картина совсем иная и тоже по-своему очень интересная.
Лидер по популярности, как всегда, партия "Новое Единство", а лидер лидера — бывший премьер-министр Латвии и еврокомиссар Валдис Домбровскис. Но популярность и лидера, и партии с годами падает, причем гораздо сильнее популярности Жданок. В динамике у Домбровскиса, избранного трижды, по равнению с прошлым результатом рейтинг упал на 100 тысяч голосов, но вдвое сократилось число вычеркиваний.
На фоне однопартийцев у Домбровскиса гораздо меньше вычеркиваний, почти в три раза меньше, чем у следующей по популярности Калниете, и почти в пять раз меньше, чем у антилидера Карлиса Шадурскиса.
Интересный момент: в партии среднее число вычеркиваний от 12 до 15 тысяч, а у товарища Калниете по художественной пиромании Карлиса Шадурскиса – аж свыше 24 тысяч вычеркиваний. Калниете цирк с сжиганием платья популярности прибавил, а вот Шадурскису – нет. Хуже него в "Новом Единстве" результаты у только Дмитрия Голубева.
Вероятно, до латышей все-таки дошло, что после реформы образования Шадурскиса латышских школ закрылось больше, чем русских. А переход на латышский билингвальных школ – вообще никак не подготовлен.
Впрочем, по поводу последнего я бы не обольщался. Электорату "Единства" плевать на подготовленность учителей. Главное - санкции против России в международной политике и русофобия во внутренней.
Неожиданно умеренные националисты
Крайне интересные результаты показывает Нацблок.
Здесь лидер списка - один из самых умеренных националистов Робертс Зиле, которому, так же, как и Татьяне Жданок, удалось переизбираться четвертый раз.
Если смотреть по последнему голосованию, то лидерство его абсолютно несомненно, и это выражается и в плюсах, и в вычеркиваниях – ближайший к нему министр культуры Даце Мелнбарде уступает почти в три раза. То есть избиратель Нацблока (дошедший до избирательных участков) очень доволен Робертсом Зиле, который сосредоточен на экономических проблемах, хоть всегда и поддерживает русофобские инициативы коллег. Интересно, что и Даце Мелнбарде далеко не так одиозна, как например, следующие за ней по списку Эдвинс Шноре или Янис Домбрава.
Даже не берусь предполагать, что это значит. В травоядность Нацблока не верю, но одиозность явно уступила место рациональности. Впрочем, любители русофобского цирка, явно отдали свои голоса Калниете, переплюнувшей по популярности даже Робертса Зиле.
Борьба за место под солнцем, точнее, в Европарламенте, в Нацблоке развернулась нешуточная – почти у всех кандидатов более 6 тысяч вычеркиваний. И только у Робертса Зиле – менее двух тысяч. Даже не берусь предполагать, что это значит. В травоядность Нацблока не верю, но одиозность явно уступила место рациональности. Впрочем, любители русофобского цирка, явно отдали свои голоса Калниете, переплюнувшей по популярности даже Робертса Зиле.
Либералы против Ушакова
Честно говоря, я до последнего не верил, что на евровыборы можно идти (и победить!) с таким тупым лозунгом, как "Гасить Нила!" Тем более не верилось, что под этими словами может подписаться интеллигентный и толерантный профессор Иварс Иябс. Конечно, в его предвыборных выступлениях было много интересного и вполне либерального, но для меня все равно загадка, как можно выходить на выборы с призывом "гасить … Робертса, или Валдиса, или Сандру". Ну и конечно, "гасить Нила" тоже. Ну вот, вы оба вышли в финал. Гасите. Интересно, как? И зачем для этого избираться в Европарламент?
Но тем не менее, либералы победили. Для объединения "Для развития/За!" это первая победа на выборах в Европарламент, получили они один мандат. Сравнивать можно только с евродепутатами от других партий. У Иварса Иябса 91 тысяча голосов, 34 тысячи плюсов и 2,4 тысяч вычеркиваний.
Иябс был несомненным лидером списка, в среднем в его партии около четырех-шести тысяч вычеркиваний и по тысяче плюсов. Только, у следующего по популярности члена партии Иевы Ильвес – 21 тысяча плюсов, а значит, ее воспринимали серьезно. У остальных – борьба за внутрипартийный рейтинг. Довольно жесткая, как это принято в латышских партиях.
Несмотря на то, что я симпатизирую и партии, и Иварсю Иябсу, мне кажется, что пройти на европарламентских выборах в следующий раз и партии, и профессору будет сложно. Впрочем, нет ничего невозможного.
За бортом
Почти дотянула до победы представитель СЗК Дана Рейзниеце-Озола. Любители пустых конвертов – знакомьтесь, это ваша жертва. Ну или могла бы ей стать. На самом деле, ее популярность оценивается в 37 тысяч голосов, почти вдвое меньше, чем у любого из прошедших в Европарламент кандидатов.
Немного шансов на победу было у лидера партии регионов Эдварда Смилтенса, который получил 38 тысяч голосов, и лидера списка "новых консерваторов", политолога Андиса Кудорса, чья популярность составила почти 30 тысяч голосов. Разозленный голосованием Кудорс поспешил ядовито поздравить Жданок. Это смешно, поскольку за свои голоса он воевал явно не с ней, а с Калниете и представителями Нацблока.
К моему сожалению, партия "Прогрессивные" не смогла ярко выступить на этих выборах, и ее лидер Гунта Анча набрала всего около 20 тысяч голосов. Впрочем, проиграли они достойно.
Что делать, если не смог победить на выборах? Например, сомневаться в их результатах. Вероятность вброса и жульничества на выборах уже высоко оценили представители "Нового Согласия", чей лидер Юрий Журавлев набрал аж одну тысячу голосов, (сравните его популярность с любым из вышедших в финал) и представители "Партии действия", чей лидер Эйнарс Граудиньш набрал почти на сто голосов больше Юрия Журавлева.