РИГА, 14 дек — Sputnik. Угис Рекке семь лет судился с государством, чтобы закрепить законное право на две буквы "к" в своей фамилии, пишет la.lv. Дело в том, что такое правописание не соответствует нормам латышского языка, где удвоенная "к" встречается только на стыке частей сложных слов или приставки и корня.
Когда Угис родился в 1981 году, в свидетельстве о рождении записали его фамилию так же, как в документах у родителей - Рекке. Но когда молодой человек пришел получать первый паспорт в 1998 году, начались проблемы.
На основании правил кабинета министров от 1996 года о написании имени и фамилии в идентификационных документах Управление по делам гражданства и миграции (УДГМ) выдало Угису паспорт, в котором фамилия была написана с одной "к".
После этого Угис получил еще два паспорта с такой фамилией, хотя молодой человек и выдвигал претензии.
При этом его мать, отец, брат и другие родственники получили документ, где фамилия была написана с удвоенной "к". Всего в Регистре жителей более двадцати таких однофамильцев. Сестра Угиса также без проблем получила фамилию Рекке. Правда, есть и люди с одной "к" в фамилии.
С лета 2011 года Угис Рекке пытался вернуть семейную фамилию, много раз встречался с работниками УДГМ, которые все равно отказывались пойти ему навстречу. Не сработал и аргумент его отца о том, что фамилия сына должна быть такой же, как у него.
Угис обращался и в Агентство латышского языка, где среди прочего ответили: ему бы можно было оставить две "к" в фамилии, если бы она была, например, Танккугис ("танкер", дословно "танкерное судно" - составное слово, где первая часть кончается на "к", а вторая начинается).
Но Административный районный суд 23 декабря 2015 года, а также Административный окружной суд 18 января 2017 года постановили, что у Угиса есть право на фамилию Рекке.
УДГМ не согласилось с такой оценкой судей и обжаловало решение в Верховном суде. Как пояснили в управлении, в последние годы требования к написанию личных имен ужесточили, и когда другие члены семьи придут менять паспорт, им тоже выдадут новый на фамилию Реке.
Аргументы УДГМ основывались на соответствующем правовом регулировании и правописании латышского языка. В Агентстве латышского языка также ответили, что написание Рекке не соответствует нормативным требованиям госязыка. Это агентство подтвердило и в суде.
Директор Центра госязыка Марис Балтиньш также заявил, что одну "к" нужно убрать и другим людям, в чьих фамилиях остается удвоенная "к", нужно быть готовыми к тому, что после смены документов останется одна.
Суд удивила такая позиция. Он указал, что конкретную фамилию использует много лиц и нет оснований полагать, что она может негативно повлиять на систему латышского языка сейчас или в будущем. Тем более что конкретная фамилия для этого лица родная, она обеспечивает идентичность и связь с семьей.
Суд посчитал, что в УДГМ должны были учесть мнение Угиса, потому что запрет удвоенной "к" в данном случае не имеет общественной необходимости и несоразмерен в демократическом государстве.
Суд не ставил под сомнение запрет на удвоенную "к" как таковой, но посчитал, что этот случай нетипичный, к тому же фамилия Рекке достаточно древняя и распространенная.
По сути, эпопея о двух "к" закончилась 2 марта 2018 года, когда кабинет министров внес поправки, предусматривающие исключения, которые позволяют удваивать согласные в личных именах, "если соответствующую фамилию используют другие члены рода или семьи этого лица, которые имеют латвийскую государственную принадлежность".
Уже 9 марта УДГМ проинформировало об этих изменениях Угиса, и 21 марта он наконец получил паспорт с двумя "к".
Верховный суд продолжал рассмотрение кассационной жалобы. Общее заседание департамента по административным делам Верховного суда 9 ноября постановило, что дело завершено, потому что фамилия в паспорте записана так, как человек хочет.
Угис посчитал, что за принесенные неудобства ему полагается моральная компенсация в размере 7114,36 евро. Районный суд ранее присудил компенсацию в размере 1500 евро, Административный окружной суд решил, что она вообще не нужна, потому что ущерб не был тяжелым, а значит, деньгами его возмещать не нужно.
Верховный суд тоже согласился, что компенсация Угису положена. Решение объяснили тем, что по заключению Конституционного суда моральный ущерб не всегда должен быть возмещен в денежной форме.
Как уже писал Sputnik Латвия, скандалы с написанием личных имен возникают в Латвии достаточно регулярно. К примеру, гражданку Латвии, проживающую в Великобритании, крайне возмутило предложение латвийского посольства превратить фамилию Кхай, которую она взяла после замужества, в Хая.
Однако, как подтвердил на радио Sputnik Латвия юрист-международник Александр Исполинов, написание фамилий по правилам русского языка закреплено решением Суда ЕС.