Директор Третьяковки: надеюсь, в Латвии все же покажут русских художников

© Sputnik / Евгения Новоженина / Перейти в фотобанкДиректор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова
Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова - Sputnik Латвия
Подписаться
На вечере в Рижской Бирже директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о планах галереи на будущее и о том, как музей показывает русское искусство во всей его многогранности.

РИГА, 21 авг – Sputnik, Инга Берзиня. В музее "Рижская Биржа" состоялся удивительный вечер "Лев Бакст и герои его времени", организованный Фондом Германа Брауна при поддержке фонда "Открытый мир".

Вечер в стиле музыкальных салонов старого времени включал в себя лекцию директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой "Меценаты и продюсеры. Вчера, сегодня, завтра", а также концерт замечательного дуэта: пианистки Инны Давыдовой и Анатолия Сафиулина. Кроме того, зрители смогли насладиться собственно выставкой Льва Бакста.

Открытие выставки Бакста в Риге - Sputnik Латвия
В Риге открылась выставка Льва Бакста
Зрители, среди которых были также и известные рижские меценаты, один из которых Борис Тетерев, с вниманием слушали Зельфиру Исмаиловну Трегулову. Она, к тому же, оказалась бывшей рижанкой, и даже нашла среди посетителей своих знакомых.

Московская гостья рассказала в о главных российских меценатах: братьях Третьяковых – Павле и Сергее Михайловиче, Морозове и Щукине. Так, Павел Третьяков начал собирать картины в 27 лет и собирал в основном русское современное ему искусство. Он поставил себе задачу создать отсутствовавший тогда в России музей современного искусства, и за более чем 30 лет собирательства приобрел все значимое, что было создано русскими художниками. В своем завещании Павел Третьяков написал, что его картинная галерея должна принадлежать Москве и быть бесплатной. Его брат, Сергей Михайлович собирал западноевропейское искусство. Щукин же приобрел 37 работ Анри Матисса, такого нет ни в одном музе мира.

Пресс-конференция с Михаилом Барышниковым - Sputnik Латвия
Барышников станет Нижинским
Очень эмоционально Зельфира Исмаиловна рассказывала и о Дягилеве: "Я имела счастье работать в качестве куратора над выставкой за рубежом, посвященной Дягилеву. Мы разбирали документальные архивы Сергея Лифаря. Это были 4 чемодана, в которых нашлись две толстенные записные книжки Дягилева, в котором он указывал все свои проекты, делал записи и пометки. В частности и письма Пушкина к Наталье Гончаровой, которые он приобрел. А еще там была бритва Дягилева и серебряная прядь, которую Сергей Лифарь состриг с уже мертвого Дягилева в Гранд-отеле в Венеции. Когда я увидела эту прядь, я разрыдалась. Дягилев был моим кумиром, хотя был и крайне неприятным человеком, который мог поступиться моральными и нравственными качествами ради истории".

После лекции Sputnik решил поинтересоваться у Зельфиры Трегуловой, как она оценивает ситуацию с отсутствием русских художников в Латвийском национальном музее после его реставрации.

Открытие Национального Художественного музея. - Sputnik Латвия
Без Рериха и Куинджи: открытие музея обернулось скандалом
- Нам пояснили, что поменяли концепцию, и в Национальном музее решили разместить национальных художников, а русские художники, после добавления экспозиции современных латышских художников уже просто не попали в музей. Как бы вы прокомментировали эту ситуацию?

— В своей лекции я говорила о двух знаменитых собраниях. Первое – собрание Третьяковской галереи, в которое вошла коллекция Павла Михайловича Третьякова, собиравшего русское искусство, и Сергея Михайловича, собиравшего современное ему западноевропейское искусство. Но он остановился на Эдуарде Мане, через Мане он уже не перешел. Собирал барбизонцев: Коро, Добиньи, и Бастьен-Лепажа, страшно повлиявшего на Серова…

И собрание Ивана Абрамовича Морозова, который держал в бельэтаже французскую коллекцию на первом этаже, а градусом ниже, заметьте, держал современное русское искусство.

Открытие выставки Бакста в Риге - Sputnik Латвия
Семь интересных фактов о Льве Баксте
Мне кажется, что сегодня время не разделять, а объединять. Очень интересно показывать искусство в каком-либо контексте. Мы живем в эпоху глобализации. У вас здесь, в Риге сейчас идет выставка Бакста, до этого она прошла в Русском музее, сейчас идет в Пушкинском музее и это интересно всем.

Скажите, вот Бакст — какой художник, русский? Проработавший, в общем-то, большую часть своей жизни, как, впрочем, и Дягилев, за пределами России. Еврей. Давайте вспомним еще и об этом.

Мне кажется, что сегодня как раз должен быть такой дуализм, интереснее всего показывать искусство той или иной страны в некоем контексте, общеевропейском или общемировом, в котором оно существовало тогда. В этом случае в нем проявляются какие-то такие стороны, которые ты не видишь, когда смотришь на него только изнутри него самого. И мы, я имею в виду Третьяковскую галерею, как раз пытаемся делать именно это, и именно поэтому стараемся делать какие-то проекты обмена, совместно с крупнейшими мировыми музеями.

Монтаж экспозиции Время и творчество Льва Бакста - Sputnik Латвия
"Время и творчество Льва Бакста" - в Минске, Литве, Латвии
Сейчас мы так и сделали: показали портреты, заказанные Павлом Михайловичем Третьяковым, в Национальной портретной галерее в Лондоне. Маленькая выставка, они не думали, что она будет такой успешной. Всего-то выделили два зала. И она при этом была невероятно успешной. И интересно было это смотреть, находясь в Лондоне, в Национальной портретной галерее и сравнивая эти портреты и то, что лежало в основе Национальной портретной галереи. 

Точно так же мы сейчас открываем выставку из собрания музея Ватикана. А туда, в свою очередь привезем свою живопись XIX — начала XX века на библейские и религиозные сюжеты. И очень интересно посмотреть, как в контексте нашей коллекции с такими работами, как "Явление Христа народу", а также "Что есть истина" и "Голгофа" Николая Ге, как "Христос в пустыне", будут смотреться эталонные работы из Ватикана, которые все эти художники знали и изучали в свое время. Интересно, как русские работы будут смотреться в музеях Ватикана на фоне всей этой невероятной культуры и работы с духовной тематикой и сюжетами.

Мы планируем делать выставки художников, которые отталкивались от чего-то русского, как Эдвард Мунк, любимым писателем которого был Федор Достоевский, и, смею сказать, который весь содержательно вышел из Достоевского. Он читал его с карандашом, подчеркивая какие-то ключевые для себя моменты.

Очередь на выставку Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения - Sputnik Латвия
Выставку Серова в России посетили около полумиллиона человек
Показать при этом у нас работы Акселя Галнен-Каллела, который показывался в России, и который тоже был интересен русским художникам. Или Андерса Цорна из Швеции, который напрямую повлиял на русское искусство, ведь выставка, которую организовал Дягилев, то есть выставка скандинавских художников, оказала огромное влияние. А Цорн приезжал и открывал ее в России, и его живопись очень повлияла на живопись того же Серова.

Интересно показывать искусство во всей его многогранности.

А что касается коллег из Латвийского национального музея – это их решение. И их концепция. Я думаю, что у вас все же будут происходить выставки, в рамках которых русские художники все-таки будут показываться.

- Да, музейные работники объяснили, что так и будет, но людей возмутило как раз то, что художники были доступны постоянно, а теперь нужно ждать специальных выставок…

Доктор искусствоведения  Гинта Герхарде-Упениеце - Sputnik Латвия
Русские художники Латвии: обратная сторона популярности
- Я не комментирую действия коллег. Тем более находясь на их территории. Но мне кажется более интересным показ одного в контексте другого. Национального в контексте общемирового или общеевропейского.

- Сейчас музеи становятся как бы ближе к зрителю, идут к нему навстречу.

— Мы тоже ставим перед собой такую задачу. Обращенность к зрителю, конечно. Музей это уже не башня из слоновой кости, это для людей. Делая это, мы возвращаемся к истокам. Павел Михайлович Третьяков делал свою галерею только для людей, и о каком-то возвеличивании себя он вообще не думал. Такой темы не было. Он был другой человек. И первые меценаты, кстати, были потомки старообрядцев, бывшие крепостные.

Shakespeare Live! Шоу, приуроченное к 400-летней годовщине со дня смерти Уильяма Шекспира - Sputnik Латвия
Загадка Шекспира
- Вы упомянули, что в Третьяковской галерее проходят фильмы…

— Мы каждой выставке делаем серьезнейшую кинопрограмму. И даже когда у нас была выставка "Британский портрет", у нас были великие советские экранизации Шекспира и даже мультфильмы по Шекспиру.

- А как на счет удобнейших и захватывающих историй-гидов, как, к примеру, в Британском музее?

— Мы над этим работаем.

P.S. Выражаем благодарность Фонду Германа Брауна и фонду "Открытый мир", соорганизатору мероприятия, а также лично Инне Давыдовой за возможность посетить эту встречу.

Лента новостей
0