РИГА, 5 мая – Sputnik, Елена Кириллова. В постоянной экспозиции Латвийского Национального художественного музея остались картины только одной русской художницы, и то потому, что она была замужем за латышом.
Во время праздничного открытия обновленного здания Латвийского Национального художественного музея выяснилась любопытная деталь: из него пропали произведения всех художников не латышского происхождения.
Концептуальное решение
Случившееся обернулось настоящим скандалом: руководство музея вынуждено оправдываться, а художественная интеллигенция Латвии спорит о том, насколько правомочной была такая "национальная сегрегация".
Некоторые пытаются провести параллели с Россией: сложно представить, что там из музея русского искусства вынесли бы картины Левитана только потому, что он еврей.
"Было принято концептуальное решение, что это здание посвящается только латышскому искусству, а остальные будут представлены в Рижской бирже", — сказала директор музея.
"В постоянной экспозиции не выставлены очень многие художники. Но в здании Рижской биржи сейчас очень достойно представлена коллекция Богданова – Бельского, а полгода назад там была выставка Рериха. Только что закончилась выставка Рериха в Санкт-Петербурге, скоро откроется новая, в Вильнюсе", — уверяет Лаце.
Музейное гражданство по мужу
Пресс-секретарь Латвийского Национального художественного музея Наталья Суюншалиева подтвердила Sputnik, что новая концепция экспозиции посвящена только латышским художникам: "Об этом нигде специально не объявлялось, и сейчас из-за этого мы оказались в центре внимания. Да, действительно в новой экспозиции представлена всего одна картина русской художницы — Александры Бельцовой. Для нее было сделано исключение, так как вся ее жизнь была связана с Латвией, она была замужем за латышским художником Романом Сута и являлась ярким представителем эпохи классического модернизма".
Планируется, что русские художники будут выставляться в музее Рижской биржи, но когда — большой вопрос. По словам Суюншалиевой, в музее Рижской биржи даже есть планы создать зал-кабинет Рериха, но когда данная идея воплотится в жизнь — пока тоже не ясно. "Будем надеяться, что теперь, когда этот вопрос встал так остро и волна пошла, процесс пойдет быстрее", — высказала предположение Наталья Суюншалиева.
Слово "национальный" в названии Государственного художественного музея появилось 1 сентября 2005 года, однако концепция "этнически чистого" музея реализовалась почему-то только сейчас. Что, разумеется, взбудоражило не только всю культурную интеллигенцию Латвии, но и обычных любителей искусства.