РИГА, 4 июн — Sputnik. В первые недели особого режима в Латвии наблюдался взрывной рост спроса на покупки продовольствия по интернету, и е-торговцы надеются, что покупатели останутся с ними надолго, пишет LSM.
Пандемия COVID-19 может резко ускорить процесс дигитализации общества и экономики во всем мире, как это уже было раньше в странах Азии, после эпидемии SARS в 2002—2003 годах, считают аналитики Всемирной торговой организации (ВТО). По их мнению, способность перейти онлайн особенно важна для малого и среднего бизнеса: когда клиенты уходят в интернет, вам тоже нужно быть там.
Один из сегментов, где рост интернет-покупок стал заметнее всего — торговля продуктами питания. В Латвии на скачок спроса среагировали многие участники рынка, от мелких крестьянских хозяйств до портала сравнения цен salidzini.lv, на котором появился раздел доставки продуктов на дом. Предложения самые разные: продукты от крестьянских хозяйств, мелких производителей, магазинов, доставка фастфуда — всего более 60 поставщиков.
Полный список фирм, торгующих продуктами в интернете, доступен на портале Продовольственно-ветеринарной службы (ПВС). В списке 384 компании самого разного профиля: крестьянские хозяйства, рестораны, крупные интернет-магазины, ранее торговавшие в основном техникой, большие и маленькие производители.
В базе данных ПВС видно, что некоторые производители и торговцы вышли в онлайн недавно — уже во время "карантинной саги". Например, крупнейший в Латвии производитель молочных продуктов Food Union открыл свой интернет-магазин pienaveikals.lv в апреле. В том же месяце торговать продуктами начал крупный интернет-магазин 220.lv. Недавно вышла в интернет сеть мини-маркетов Top!.
Супермаркет с доставкой на дом
Торговые сети, которые работали в интернете и до COVID-19, говорят о взрывном росте после начала пандемии.
Интернет-магазин Rimi работает в Латвии всего 6 месяцев. Доставка работает в Риге и окрестностях, стоит несколько евро, новые клиенты, заказав на определенную сумму, получают бесплатную доставку. Есть и формат самовывоза Rimi Drive: клиент заказывает продукты в интернете и через три часа может забрать собранный заказ в выбранном магазине, бесконтактно и не выходя из машины.
"Наши покупатели — это самые разные группы, – говорит директор е-коммерции Rimi Latvija Дидзис Кирстукс. — Во-первых, для части покупка продуктов в интернет-магазинах уже стала привычкой — так же как для некоторых традицией является поездка в торговый центр на выходных. Особенно это востребовано у молодых семей, в которых есть маленькие дети, для них важна доставка на дом. Но покупатели есть среди всех возрастных групп, в том числе пенсионеры — наверное, они во время эпидемии хотели обезопасить себя от скоплений людей. Возможно, попробовав, они останутся нашими клиентами и в будущем".
В первые недели марта спрос был так велик, что доставку приходилось ждать 7—10 дней, и клиенты возмущались в соцсетях. Пришлось резко увеличить число работников и машин. Сейчас спрос стабилизировался, и доставка нормализовалась — привозят на следующий день.
Интернет-магазин Barbora.lv, который входит в группу Maxima, работает в Латвии больше двух лет. Доставка — в радиусе 25 километров от Риги, стоимость — несколько евро. Плюс 33 магазина, куда клиент может сам приехать и забрать сделанный онлайн-заказ.
Самый быстрый рост продаж — в 8 раз по сравнению с нормой — был в течение двух недель после 12 марта, говорит директор по продажам и маркетингу Barbora Екатерина Пукинска. Тогда делались заказы с доставкой через 8 дней. В итоге в марте — апреле оборот вырос на 130%, число новых клиентов — на 400%. Сейчас спрос стабилизировался, а доставку можно получить в тот же день.
"Начали активно нанимать новых людей, комплектовщиков и курьеров. Сотрудничали в том числе с агентствами, которые предоставляют работников на определенное время. Ротация происходит часто — одни приходят, другие уходят, работа нелегкая, нужны физическая выносливость и внимательность. Это самые разные люди: студенты, те, кто потерял работу в общепите и магазинах одежды, официанты, бухгалтеры", — говорит Пукинска.
По ее словам, до пандемии в Латвии е-торговля продуктами питания развивалась медленней, чем в соседних Литве и Эстонии.
"Мы в Латвии работаем только 2 года. В Литве — больше 6 лет. Там и территориальное покрытие шире: у нас только Рига и вокруг, там — Вильнюс, Каунас и Клайпеда. В Эстонии же е-коммерция в принципе больше развита. Но сейчас мы видим взрывной рост, очень многие маленькие и средние предприятия переквалифицировались, начали работать в интернете", - говорит она.
То, насколько латвийцы полюбили покупать продукты в интернете, станет понятно осенью.
"Все же лето — не совсем сезон для е-коммерции в сфере продуктов, люди предпочитают проводить время на свежем воздухе, социализироваться. Обычно наш сезон продаж начинается с сентября — заканчивается время отпусков, открываются школы, портится погода, и так далее — и длится до апреля," — говорит Пукинска.
Однако резкого спада интереса к онлайн-торговле магазины не ожидают.
"Мы видим, что часть покупателей, пришедших к нам с марта, в итоге стали постоянными клиентами. Все не останутся, но часть — наверняка. Раньше многие не хотели пробовать, были психологические барьеры, опасения, что им привезут не тот помидор, который они бы выбрали сами в магазине. Сейчас восприятие меняется".
Базар в онлайне
С 18 марта в онлайн вышел Kalnciema Kvartāls, который управляет двумя известными базарчиками — Агенскалнским и на улице Калнциема. Заказать с доставкой можно практически все то же, чем торгуют "вживую".
Идея торговли через интернет родилась еще до пандемии, говорит Уна Мейберга, директор по маркетингу Kalnciema Kvartāls, но COVID-19 стал дополнительным стимулом. Изначально ставилась цель 100 заказов в день. Когда онлайн-базар открылся, 100 покупок было сделано за 3 дня.
"Наше главное преимущество — продукция местных крестьян, которая у нас всегда продавалась, — говорит Мейберга. — Но на обычных рынках была проблема: не многие крестьяне могут там стоять и торговать. Помогает то, что наши "физические" рынки люди хорошо знают, поэтому доверяют больше, чем если бы это был только е-магазин. Еще из плюсов: раньше даже у наших постоянных клиентов не всегда было время поехать на рынок. Теперь ехать необязательно".
Когда е-рынок только открылся, в тематической группе Whatsapp на него сразу подписалась тысяча человек: "Сейчас у нас столько же зарегистрированных клиентов. Средняя покупка — около 40 евро".
"Обычно мы довольно мало получали заказов в онлайне, а теперь почти все заказы оттуда", —рассказывает Янис Вайварс, владелец маленького биохозяйства Ragares, которое производит чаи, лекарственные травы, выращивает зелень и сезонные ягоды.
"Теперь заказов стало немного больше, чем до "ковида". Но и новые сложности тоже есть. Например, работников не берем именно из-за риска поймать вирус", — говорит он.
Главное изменение в привычках покупателей — все рассчитываются не наличными, а через банковский платеж. Надо будет подумать о мобильном платежном терминале.