23:51 26 Ноября 2020
Прямой эфир
  • USD1.1900
  • RUB90.1153
Аналитика
Получить короткую ссылку
Русские школы: языковой барьер или мост (529)
583

Министр образования защищает школьную реформу и уверен, что преподавание предметов исключительно на латышском языке пойдет на пользу всему латвийскому обществу

РИГА, 28 окт — Sputnik, Юлия Грант. Знания математики у школьников ухудшаются, знания латышского улучшаются, однако на следующем этапе реформы Министерство образования намерено ввести углубленное преподавание предметов в средней школе исключительно на латышском языке и не боится, что в объединенных школах латышские дети заговорят по-русски, сообщил министр Карлис Шадурскис.

"Сначала будет трудно, а потом легко, — заверил министр, по совместительству профессор математики РТУ. — Я вижу по своим студентам, что они перфектно говорят по-латышски, и я даже не могу понять, какой они национальности. Но это прогрессивная молодежь, вузовская. А есть еще выпускники средней школы, основной школы, и нам надо, чтобы латышский язык был основой интеграции во всем государстве, а не только в его высших слоях".

Данные централизованных экзаменов за последние три года говорят о катастрофическом падении знаний по математике: средний результат этого обязательного экзамена у 12-тиклассников по всей стране снизился с 43.6% в 2015 году до 34.9% в 2017-м, тогда как результаты экзаменов по латышскому и английскому языкам выросли соответственно с 48,7 до 50,9% и с 54,1 до 59,7%. Более детальный анализ результатов экзаменов показывает еще более удручающую картину: 3132 человек из сдававших экзамен 13335 выполнили до 20% задания, то есть каждый четвертый 12-классник.  Плохие результаты в 70 школах страны, из них 44 – сельские, с преподаванием на латышском языке. Только 7% выпускников латвийских средних школ выполняют на экзамене по математике 60 и более процентов задания, таким результатом может похвастаться 24 школы из 419. Восемь из десяти лучших – это школы нацменьшинств.

А вот с латышским языком дела обстоят куда как лучше: меньше 20% задания выполнило на централизованном экзамене 2017 года 2 (два) ученика, зато треть справилась с заданием на отлично: 4097 ребят из 13313 сдававших. Каждая третья школа в Латвии может похвастаться высоким рейтингом по латышскому языку.

Тем не менее, укрепление средней школы министерство намерено начать не с математики, а с латышского языка, на который по плану Шадурскиса надлежит тотально перейти с 1 сентября 2020 года.

Углубленно и только по-латышски

Переход на преподавание общеобразовательных предметов в средней школе министр связывает с внедрением нового содержания образования: в 10 классе общеобразовательные предметы будут изучаться на начальном уровне, а в 11 и 12 классах 5 предметов будут изучаться на углубленном уровне и 3 на высоком уровне, а преподаваться таким образом они будут только на латышском языке.

Суждения Шадурскиса по поводу унификации среднего образования противоречивы. За время одной радиопередачи он сначала сказал, что "экзамен по латышскому языку в целом сдан неплохо, однако, если посмотреть на разброс по школам, то есть такие, где результаты очень слабые". А потом заявил, что "перейти на латышский в средней школе – не проблема, учитывая уровень знаний наших школьников". "Нам надо, чтобы наши дети учились вместе. Наивно думать, что латышские и русские дети учатся отдельно, а потом взрослеют и живут прекрасно в единстве и согласии".

На вопрос, не боится ли министр, что в объединенных школах латышские дети заговорят по-русски, он ответил: "И очень хорошо!"

Сокращение школ и зарплата 1500 евро

Еще один приоритет министерства – оптимизация школьной сети. Шадурскис сообщил, что количество детей в Латвии сейчас достаточно только на 130 средних школ, а их в стране более 300. Лишние школы надлежит перевести в ранг основных или закрыть.

"Большая проблема малых школ – нехватка денег, невозможность найти учителей. Поэтому дети заканчивают такие школы без знаний, — объясняет министр. — Выиграют от этого учителя, которые смогут заработать не 700 евро, как сейчас, а до 1500 евро брутто. Школьная сеть будет оптимизироваться в течение 6 лет".

В оптимизации министр видит и решение проблемы нехватки учителей-предметников: даже в Риге средняя нагрузка на ставку составляет 0,8%. "Если увеличить нагрузку до единицы, недостатка учителей не будет. Этот дефицит искусственный из-за большого количества малых средних школ, которые неэффективны", — уверяет министр.

Он также убежден, что трех лет до 1 сентября 2020 года учителям школ, у которых знания латышского оценены на высшую категорию С1, "а на самом деле не С1", будет достаточно, чтобы подтянуться, для чего министерство предложит им курсы. Вскользь также было сказано про методическую помощь, которая до сих пор была очень слабой – это доказывают не только субъективные мнения учителей, но и результаты экзаменов в сельских школах, которые являются преимущественно латышскими, однако в среднем отстают по всем оценкам от школ нацменьшинств.

После сокращения неэффективных школ максимальное время в пути в школу не должно превышать одного часа в одном направлении, сказал министр.

"90% школьников будут тратить на дорогу 15-20 минут. Сегодня тенденция очевидна: решающим аргументом при выборе школы является качество образования, а не удаленность. И в начале этого учебного года мы увидели: в сельских школах с хорошей репутацией количество учеников стабильно, даже если численность населения в волости уменьшается".

Еврофонды задержались, Папуле сама виновата

Комментируя неутешительные результаты в освоении европейских средств во вверенном ему министерстве, на что в начале октября указала министр финансов Дана Рейзниеце-Озола, Шадурскис сослался на "задержку на старте", возникшую до его прихода в ведомство.

"Сейчас работаем хорошо, но возникла еще одна проблема: цены растут, и мы не можем найти исполнителей по цене, которая записана в проектах", — посетовал министр.

А громкий уход из министерства бывшей главы департамента Эвии Папуле, которая сообщила о плохой работе руководства и "саботаже" проектов, Карлис Шадурскис объяснил тем, что госпожа Папуле сама виновата в том, что некоторые проекты задержались.

На начало октября отставание в графике освоения еврофондов по Министерству образования составляло 52%, что составляет сумму свыше 40 млн евро. Дополнительное финансирование, выделенное министерству из государственного бюджета на 2018 год, составляет 15 млн, чем министр "очень доволен".

Тема:
Русские школы: языковой барьер или мост (529)

По теме

В Госдуме назвали перевод школ на латышский актом духовного вандализма
Украина заинтересована в опыте Латвии в обучении в школах нацменьшинств
Вейонис: для перевода школ на латышский не хватало политической воли
Нам плевать на защитников русской школы: о чем писали латышские СМИ
Теги:
Министерство образования и науки Латвии, реформа образования, латышский язык, Карлис Шадурскис, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik