РИГА, 28 окт — Sputnik, Юлия Грант. Знания математики у школьников ухудшаются, знания латышского улучшаются, однако на следующем этапе реформы Министерство образования намерено ввести углубленное преподавание предметов в средней школе исключительно на латышском языке и не боится, что в объединенных школах латышские дети заговорят по-русски, сообщил министр Карлис Шадурскис.
"Сначала будет трудно, а потом легко, — заверил министр, по совместительству профессор математики РТУ. — Я вижу по своим студентам, что они перфектно говорят по-латышски, и я даже не могу понять, какой они национальности. Но это прогрессивная молодежь, вузовская. А есть еще выпускники средней школы, основной школы, и нам надо, чтобы латышский язык был основой интеграции во всем государстве, а не только в его высших слоях".
А вот с латышским языком дела обстоят куда как лучше: меньше 20% задания выполнило на централизованном экзамене 2017 года 2 (два) ученика, зато треть справилась с заданием на отлично: 4097 ребят из 13313 сдававших. Каждая третья школа в Латвии может похвастаться высоким рейтингом по латышскому языку.
Тем не менее, укрепление средней школы министерство намерено начать не с математики, а с латышского языка, на который по плану Шадурскиса надлежит тотально перейти с 1 сентября 2020 года.
Углубленно и только по-латышски
Переход на преподавание общеобразовательных предметов в средней школе министр связывает с внедрением нового содержания образования: в 10 классе общеобразовательные предметы будут изучаться на начальном уровне, а в 11 и 12 классах 5 предметов будут изучаться на углубленном уровне и 3 на высоком уровне, а преподаваться таким образом они будут только на латышском языке.
На вопрос, не боится ли министр, что в объединенных школах латышские дети заговорят по-русски, он ответил: "И очень хорошо!"
Сокращение школ и зарплата 1500 евро
Еще один приоритет министерства – оптимизация школьной сети. Шадурскис сообщил, что количество детей в Латвии сейчас достаточно только на 130 средних школ, а их в стране более 300. Лишние школы надлежит перевести в ранг основных или закрыть.
В оптимизации министр видит и решение проблемы нехватки учителей-предметников: даже в Риге средняя нагрузка на ставку составляет 0,8%. "Если увеличить нагрузку до единицы, недостатка учителей не будет. Этот дефицит искусственный из-за большого количества малых средних школ, которые неэффективны", — уверяет министр.
Он также убежден, что трех лет до 1 сентября 2020 года учителям школ, у которых знания латышского оценены на высшую категорию С1, "а на самом деле не С1", будет достаточно, чтобы подтянуться, для чего министерство предложит им курсы. Вскользь также было сказано про методическую помощь, которая до сих пор была очень слабой – это доказывают не только субъективные мнения учителей, но и результаты экзаменов в сельских школах, которые являются преимущественно латышскими, однако в среднем отстают по всем оценкам от школ нацменьшинств.
"90% школьников будут тратить на дорогу 15-20 минут. Сегодня тенденция очевидна: решающим аргументом при выборе школы является качество образования, а не удаленность. И в начале этого учебного года мы увидели: в сельских школах с хорошей репутацией количество учеников стабильно, даже если численность населения в волости уменьшается".
Еврофонды задержались, Папуле сама виновата
Комментируя неутешительные результаты в освоении европейских средств во вверенном ему министерстве, на что в начале октября указала министр финансов Дана Рейзниеце-Озола, Шадурскис сослался на "задержку на старте", возникшую до его прихода в ведомство.
"Сейчас работаем хорошо, но возникла еще одна проблема: цены растут, и мы не можем найти исполнителей по цене, которая записана в проектах", — посетовал министр.
На начало октября отставание в графике освоения еврофондов по Министерству образования составляло 52%, что составляет сумму свыше 40 млн евро. Дополнительное финансирование, выделенное министерству из государственного бюджета на 2018 год, составляет 15 млн, чем министр "очень доволен".