Обзор латышских СМИ

Рост цен абсолютно на все в Латвии. Правительству все равно? О чем писали латышские СМИ

Правительство Латвии дрейфует по течению, пытаясь сделать вид, что все под контролем. А цены растут. Латыши - нация которая поет и танцует. Не пора ли начать работать? Предприниматели мало заботятся о государственном языке
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 23 апр — Sputnik. Драматический рост цен практически на все тревожит не только потребителей, но предпринимателей. Однако правительство пытается делать вид, что все в порядке и все под контролем, пишет главный редактор Dienas bizness Роман Мельник.

Гомеопатическая программа стабилизации

"Как и в гомеопатии - важно сначала поверить, тогда может быть и будет нужный результат, - иронизирует Мельник. - В итоге, если государство не сильно поможет, но и не будет вмешиваться, предприниматели поймут, что рассчитывать можно только на себя, и как-то выберутся из этого кризиса. Государственное управление как-то будет дрейфовать по течению, будет какой-то прогресс даже без особых усилий. Люди еще сильнее затянут пояса и как-нибудь выживут".
"Влезла в свежевырытую траншею от трактора": экс-глава МВД Латвии начинает новый бизнес
В любом случае, предпринимателей перспективы беспокоят больше, чем политиков, подчеркивает главный редактор Dienas bizness. Товары надо производить, услуги надо предоставлять, даже если затраты драматически возрастают и потребители не готовы согласиться с их включением в цену. А у конкурентов в других странах стоимость аналогичного товара ниже.
"С точки зрения государства в этом контексте очень важно, чтобы через три, шесть месяцев или год в Латвии не стало меньше активных налогоплательщиков, и чтобы сумма уплачиваемых налогов увеличивалась с учетом роста инфляция, - указывает Мельник. - И это важно не только в контексте распределения бюджета, но и в том смысле, чтобы не было стимула к повышению налогов и увеличению налоговой нагрузки на остальных налогоплательщиков"
Так что, отмечает автор, когда речь идет о реальной стабильности, хотелось бы ожидать от политиков ответов на вопросы, которые в данный момент актуальны для предпринимателей. Не поднимут ли налоги? Будут ли пересмотрены условия Европейского "зеленого" курса или хотя бы сроки выполнения соответствующих требований с учетом последствий ситуации на Украине? Какова ожидаемая цена энергоресурсов, например, если газ будет поставляться через Клайпеду или один из строящихся терминалов, или если дизельное топливо будет поставляться из стран, не подпадающих под санкции?
На "правой" поляне латвийский бизнес голосует за стабильность: Ринкевичс обошел Борданса
Не из того, что написано в программах, а непосредственно из ответов на такие элементарные вопросы зависит то, насколько жизнеспособным и активным будет предпринимательство в Латвии и, соответственно, сколько налогов пойдет в госбюджет и каковы будут макроэкономические показатели в конце концов, считает Мельник.

У латышей нет гена предпринимательства

Предприниматели в Латвии готовы терпеть, если у государства есть долгосрочный план по повышению конкурентоспособности бизнес-среды, заявил президент Латвийской конфедерации работодателей (LDDK) Андрис Бите, пишет Lat.bb.lv.
Он подчеркивает, что предприниматели годами хотят видеть долгосрочную и предсказуемую налоговую политику, особенно в сфере труда.
"У нас самая большая налоговая нагрузка на рабочую силу в регионе и пятая по величине в Европе в целом. Мы говорим об этом уже много лет и призываем к тому, чтобы наша среда была более конкурентоспособной. Например, если нам нужно собрать миллиард евро на покупку системы ПВО, а затем снизить налоги на рабочую силу до уровня конкурентоспособности, то мы к этому готовы. Только нам нужна ясность. Если нас просто игнорируют, годами обещают измениться, но не меняют, мы становимся не только злыми, но и неконкурентоспособными, а это уже опасно", — заявил Бите.
Все для "фронта", все для победы! Почему в Латвии не хотят снижать налоги?
Он также указал, что вопрос, который необходимо решить, — это доступность рабочей силы и трудовая политика.
"У нас сейчас много беженцев, готовых работать и заполнять вакансии. Но это краткосрочное решение. К тому же в настоящее время прибыли в основном женщины, а они не работают по профессиям, требующим более тяжелой физической работы. Есть и другое направление — работавшие у нас украинцы теперь едут домой", — говорит глава LDDK.
Бите также указал на "зеленый" курс и его адаптацию к реальности как на один из вопросов, в котором предприниматели хотят видеть долгосрочное мышление. "К сожалению, за ней скрываются вещи, которые угрожают парализовать или серьезно ограничить нашу и без того слабую экономику. Это очень большой риск. Я не говорю об экономике замкнутого цикла, но я думаю, что она должна работать немного по-другому", — добавил он.
По словам Бите, у латышей отсутствует предпринимательский ген.

"В бизнесе, пока ты хоть раз не обанкротишься, ты не очень понимаешь, как эти штуки работают и что это значит. К сожалению, у нас это клеймо. Если ты обанкротился, то лет 10 остаешься за чертой. Конечно, это невозможно сделать за один день, нужно одно-два поколения. Но когда-то это надо начинать делать. В настоящее время не говорится, что мы хотим быть бизнес-нацией. Мы - нация певцов и танцоров, но когда-то мы должны начать зарабатывать деньги", — подчеркивает предприниматель.

Сначала язык, потом - бизнес!

Латыши хорошо умеют не только петь и танцевать, но и говорить по-латышски. Обозревателя Diena Магду Риекстину раздражает тот факт, что иногда они до сих пор переходят на русский язык.
По ее убеждению выходит, что латвийский бизнес сейчас должен не только думать о том, как выжить, но и как сохранить государственный язык. Именно коммерческий сектор преувеличивает значение русского языка в Латвии.
Доказательства встречаются в самых разных областях. Так, например, очень своеобразно, что работающий в Латвии Swedbank, корни которого находятся в Швеции, свои пресс-релизы СМИ, которые формируют содержание только на латышском языке, отправляют как на латышском, так и на русском языках.
Обзор событий недели в Латвии с Линдерманом и Губиным
Битву между русским и латышским языками выиграл украинский: Линдерман о фанатизме в Латвии
В подобном "грехе" автор уличила и государственную авиакомпанию. airBaltic по крайней мере отправляет информацию СМИ на трех языках – на латышском, русском и английском языках. Учитывая, что Swedbank гордится хорошими финансовыми показателями (по данным самого банка, его прибыль в Латвии в 2021 году составила 85 млн евро), за счет человеческих ресурсов и технических решений не надо экономить и можно было бы позаботиться о том, чтобы двуязычие не демонстрировалось столь наглядно.
В розничной торговле по-прежнему встречаются работники, которые считают, что обязанностью покупателей является связаться с ними по-русски. Автор упоминает об описанном всеми СМИ скандале с участием политика Нацобъединения Имантса Парадниекса, который храбро вступил в конфликт с продавщицей на Центральном рынке, которая призвала его говорить по-русски, в результате чего политик вынужден был искать защиту у полиции.
Конечно, следует помнить, что Нацобъединение является одной из влиятельных партий правящей коалиции, в ее ведении находится как Министерство культуры, так и Министерство экономики, она широко представлена и в самоуправлениях. Таким образом у нее имеются широкие возможности укрепления латышского языка в коммерческом секторе.
"Отказываюсь этому верить": стенд с русскими журналами шокировал латышских нацпатриотов
Однако многое зависит не только от политиков, но и от общества. Для нашей северной соседней страны Эстонии характерно то, что эстонцы начинают разговор по-эстонски и переходят на иностранный язык лишь в том случае, если становится ясно – перед вами иностранец.
Конечно, ситуации бывают разные, но в целом наблюдается, что эстонцы являются рационально мыслящей нацией, которая хорошо сознает, что их язык никогда не будет международным языком общения и поэтому нужно бороться за использование эстонского языка в самой стране.
И нам, латышам, закругляется автор, со спокойным самоуважением должно выступать за латышский язык в Латвии. И если "кому-то, кто из-за совпадения каких-то обстоятельств здесь проживает, однако ненавидит латышский язык и все латышское так, что публично это демонстрирует, то нечего мучиться и следует выбрать другую страну, в которой жить", намекает Риекстина.