Глава Даугавпилсской больницы: никто не хочет принимать непопулярные решения

Медики предупреждали правящих о грозящем кризисе еще летом, но безуспешно
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 3 ноя — Sputnik. К нынешнему кризису в стране привело нежелание политиков принимать непопулярные решения и думать наперед, заявил член правления Даугавпилсской региональной больницы (ДРБ) Григорий Семенов в передаче "Открытый вопрос" на Латвийском радио 4.
За сутки 1 ноября в Латвии было выявлено 1884 новых случая инфицирования COVID-19, Двухнедельная кумулятивная заболеваемость COVID-19 на 100 тысяч жителей составляет 1746,9 случая. В больницах находятся 1390 пациентов со среднетяжелым течением заболевания, из них 188 (11%) в тяжелом состоянии. Скончались 43 человека.
После любого ДТП: в Восточной больнице могут начать сортировку пациентов
В настоящее время 85% госпитализированных пациентов с COVID-19 нуждаются в кислородной терапии, а 20% - в интенсивной терапии. Таким образом, текущее потребление кислорода выше, чем во время первой или второй волны COVID-19.
По данным Минздрава, в настоящее время койки для больных COVID-19 в больницах Латгалии заполнены на 90%. В нескольких больницах страны заняты все койки интенсивной терапии, предназначенные для пациентов с тяжелым течением COVID-19, - такая ситуация сложилась в Северокурземской региональной больнице в Вентспилсе, Екабпилсской региональной больнице, Балвской больнице и Рижской больнице травматологии и ортопедии.
По прогнозам Минздрава, к 6 ноября в больницах окажутся 2200 пациентов с COVID-19, а к 15 ноября - 2900. В настоящее время в стране имеется 2003 койки для пациентов с COVID-19.
В больницах Латгалии почти не осталось мест для больных COVID-19
В стране уже сейчас ощущается нехватка медработников, но с появлением дополнительных коек она будет еще более ощутимой. Как сообщила государственный секретарь министерства здравоохранения Индра Дрейка на заседании правительства, в настоящее время в Латвии не хватает 124 медсестер, 49 врачей, 28 помощников медсестер, восьми резидентов и 20 человек вспомогательного персонала. При увеличении количества коек на 50% потребуется 481 медсестра, 182 врача, 229 помощников медсестер, 60 резидентов и 20 человек вспомогательного персонала.
При этом в настоящее время 629 сотрудников больниц инфицированы COVID-19, а еще 525 человек отсутствуют на рабочих местах из-за необходимости пройти самоизоляцию.

"Мы не ждали, мы не планировали"

По словам Семенова, медики предупреждали правящих о грозящем кризисе еще летом, но безуспешно.
"В моем понимании главная проблема заключалась в том, что вышестоящие политики пытались максимально абстрагироваться от этой ["ковидной"] темы, надеялись на авось. И медики через тот же Минздрав пытались их уговорить: чтобы еще летом начали готовиться к осени, чтобы подготавливали ресурсы и все остальные вещи.
Нам всем приходилось выступать на созвонах, на каких-то заседаниях и объяснять, почему это (происходящее сегодня - ред.) реально будет. Потому что они это воспринимали в виде сухих цифр: "У вас сейчас не так, больницы у вас полупустые, ковидных пациентов нет. Какие вам дополнительные ресурсы?! Какое технологическое обеспечение?! Зачем вам это все?!" — объяснил Семенов.
"Эти люди обречены": врач из Даугавпилса честно рассказала о ситуации в больницах
При этом, по его мнению, определенная доля ответственности лежит, вероятно, и на некоторых больницах, которые понадеялись, что им не придется включаться в борьбу с коронавирусом.
"Многие из тех, кто мог бы сам включиться и не ждать момента, когда их попросят дать консультацию, высказать мнение или более плотно вступить в борьбу, также пытались как-то отстраниться и остаться в стороне. Когда я спрашиваю коллег, почему они не думали о том, что у них надо будет размещать и лечить ковидных пациентов, раз у них сейчас инфраструктура не готова, отвечают: а мы не ждали, мы не планировали, мы думали, что сами справитесь.
На самом деле у каждого была возможность готовиться. (...) Проблема в том, что все стояли в стороне и ждали" , — считает Семенов.

Надо менять не министров, а подход

На прошлой неделе Латвийское общество врачей обратилось к премьер-министру Кришьянису Кариньшу ("Новое Единство") с открытым письмом, в котором потребовало отставки Павлютса. Позднее к этому требованию присоединились Латвийская ассоциация медсестер, Ассоциация молодых врачей и Латвийский профсоюз работников здравоохранения и социальных работников, а также Латвийская ассоциация специалистов индустрии красоты и Латвийская ассоциация косметологов.
После встреч с представителями отрасли здравоохранения премьер-министр Кришьянис Кариньш заявил, что Павлютс подтвердил свою способность сотрудничать с представителями своей отрасли, поэтому было принято решение позволить ему продолжить работу.
Павлютс: меня используют как громоотвод
Семенов не считает, что отставка Павлютса поможет исправить ситуацию, поскольку главная проблема (или, по крайней мере, одна из главных) — нежелание политиков заблаговременно принимать потенциально непопулярные решения.
По его словам, он сам это наблюдал на некоторых заседаниях, где предыдущий министр здравоохранения Илзе Винькеле пыталась донести позицию отрасли до коллег в правительстве или депутатов Сейма.
"Включалась политика. Политика людей, которые боятся своих избирателей. Впереди ведь предвыборное время, никто не хочет принимать непопулярные решения, думать наперед о реальном развитии событий — о том, что еще хуже делают своим избирателям", — рассказал Семенов.
Локдаун закончится 15 ноября. Что дальше?
Он подчеркнул: уйдет ли Павлютс или нет — ничего не изменится, если не изменится сам подход, если не будет очень четкого решения о том, что медицина сейчас должна быть приоритетной отраслью. И если сами "ковидные" решения не начать решать максимально быстро, без привычной бюрократической рутины.
"Потому что, извините, во время чрезвычайной ситуации должны быть соответствующие подходы. Должны быть быстрые оперативные решения, постоянные какие-то изменения. А не то, что сейчас на уровне правительства происходит", — заключил Григорий Семенов.