РИГА, 3 сен - Sputnik. Второго сентября в Сейме Латвии прошло первое очное заседание. Не обошлось без эксцессов. В частности, депутат Алдис Гобземс категорически отказался показывать тест на COVID-19 даже спикеру Сейма Инаре Мурниеце, чем сорвал заседание. Но, несмотря на это, президент Латвии Эгилс Левитс все же успел выступить с речью. В первую очередь, он поблагодарил всех привитых латвийцев и призвал разобраться с обязательной вакцинацией.
Левитс также напомнил, что главной задачей парламента этого созыва до сих пор были решения, как лучше всего защитить жизнь и здоровье людей и обеспечить их безопасность. Левитс также обратил внимание на то, что правительство должно обсудить и принять отдельное решение по вопросу о необходимости вакцинации педагогов, социальных работников и медиков. Кроме того, он указал, что Сейм должен разрешить принимать решения о необходимых ограничениях на уровне школ и учреждений с учетом распространения COVID-19 в конкретном месте.
Левитс отметил, что больше нельзя ограничивать народное хозяйство в той степени, как раньше, но исключением может стать ситуация, если больницы будут переполнены пациентами с COVID-19.
Линдерман подчеркивает, что стоит отнестись к выступлению президента очень серьезно, потому что по сути некоторые его предложения можно назвать мягким, "ползущим" госпереворотом. По мнению Линдермана, фактически президент пытается отнять полномочия у парламента и передать их правительству.
Линдерман предполагает, что власть решила, что через парламент не сможет проводить решения, связанные с обязательной вакцинацией - подстегивать вакцинацию различными сочетаниями кнута и пряника.
Как с гражданами и негражданами
Смысл в том, что Левитс предложил фактически передать функции парламента в правительство. Но парламент - это место, где сидят депутаты, которых избирает народ. И в той или иной мере это отражение народной воли. А правительство - это управленцы и назначенцы.
То есть имеется в виду, что Сейм должен представить такой закон, который передает все функции по вопросам, связанным с вакцинацией, правительству. А часть полномочий - передать самоуправлениям. Чтобы, если что-то идет не так, свалить на власти самоуправлений вину за это.
Сейчас проблема вакцинации тянет за собой проблемы в других сферах, отмечает Линдерман. В первую очередь это здравоохранение, затем образование и даже экономическая сфера.
И все эти сферы теперь, по предположению Левитса, будут делить не избранники народа, а разберут министры по министерствам. И, скорее всего, они введут обязательную вакцинацию, но другим путем - как министерства для своих сотрудников.
"Я думаю, что Левитс умеет находить выход в таких ситуациях. Как он сделал с темой о негражданах. Надо было, чтобы латыши в Латвии имели больше прав, чем русские. Но так было сделать нельзя. Нельзя же было это прописать в конституции. Поэтому появились неграждане. И сейчас он пытается таким же образом разрулить ситуацию", - предполагает Линдерман.
Лотерея или афера?
Получается, что кнуты в запасе у правительства есть, а что же до пряников? Была идея лотереи для вакцинированных, но пока эту идею отменили в связи с намерением передать все в кабинет министров. Кроме того, суть была в том, что само правительство не было единым, поэтому идея провалилась, отмечает Линдерман.
Напомним, что 5 августа Сейм Латвии снял с повестки дня законопроект об организации лотереи для вакцинировавшихся.
Но идея неплохая, отмечает Линдерман, и можно было выиграть хорошие деньги. Розыгрыш должен был устраиваться раз в неделю. То есть раз в неделю разыгрывались бы 225 тысяч евро. За месяц это примерно миллион евро. Есть призы в 100 тысяч евро, есть по 10 тысяч, 25 тысяч, 15 тысяч евро, есть по тысяче евро. И еще утешительные призы в 100 евро.
"Хотя в принципе это все фарс. Во-первых, это дискриминация. Если еще такую дискриминацию, что, допустим, непривитых не пускают внутрь кафе, потому что они заражают, то тут еще можно подвести научную базу. А какую базу можно подвести под то, что лотерея проводится для половины общества? Я так подумал, что можно организовать альтернативную лотерею. Это могло бы стать хорошей идеей для Алдиса Гобземса или Айнарса Шлесерса. Причем нельзя поступать как правительство, которое вводит лотерею для привитых , потому что это разделяет общество. Ему надо ввести лотерею для всех. Это была бы удачная идея, и на этой идее они прошли бы в Сейм", - предполагает Линдерман.
Почему "Согласие" отказалось
Тем временем подозреваемый в шпионаже в пользу России депутат Сейма Янис Адамсонс вышел из партии "Согласие", а также из ее фракции в Сейме.
Находящийся под стражей Адамсонс проинформировал Сейм о своем решении письмом, в котором подчеркнул, что не отказывается от мандата депутата Сейма, потому что он был предоставлен ему народом Латвии.
Он сам объяснил свой поступок тем, что не хочет пятнать репутацию партии. Линдерман считает, что это странно.
"Ты сам настаиваешь на своей невиновности и, скорее всего, настаиваешь справедливо. А чем, собственно, партии поможет потеря Адамсонса? Что, партию "Согласие" зовут в правительство? Очиститесь от Адамсонса, и вот вам два кресла в правительстве? Но на деле в глазах латвийского политического истеблишмента они как были чужие, так и останутся. В случае с Адамсонсом мы имеем потрясение всех моральных основ. Надо задуматься, как это влияет на моральные устои. Если человек попал в тяжелую ситуацию, то надо руководствоваться принципом - сам погибай, друга выручай и защищай своего товарища до последнего. А здесь моральный аспект этого дела очень грязный. У него есть политические товарищи, они должны что-то делать, выходить на митинги, пикеты. Делать кампанию, тем более что у них есть возможности", - отмечает Линдерман.
Он не отрицает, что сам три раза попадал в за решетку, и каждый раз вокруг этого события кипели страсти. Была и политическая поддержка, и поддержка СМИ. Это значит, что когда ты являешься частью идейного коллектива, этот коллектив прилагает усилия и поднимает проблему в обществе.
И в случае с Адамсонсом так должно быть, считает Линдерман. Потому что он член большого коллектива, денежного, сидящего в креслах в Сейме. Но этот коллектив собран не по идейному принципу, а по принципу, который в конечном итоге гласит, умри ты сегодня, а я - завтра.
Коррупция под грифом секретно
Между тем в Риге вскоре начнутся военные учения. Там будут все виды маневров, только финских бронетранспортеров не будет. Несмотря на то, что соглашение о их покупке уже подписано, в Латвию они прибудут нескоро.
"Вся история с закупкой транспортеров напомнила мне историю, когда еще министром обороны был Раймондс Вейонис. Это была закупка британского алюминиевого хлама, который британцы собирались списать, причем сам британский глава Минобороны говорил, радостно потирая руки, что Великобритании утилизация обошлась бы дорого", - напомнил публицист.
Он отметил, что тогда не Великобритании пришлось дорого утилизировать свой "хлам", а Латвии дорого его покупать.
"Тогда эта техника была куплена очень дорого, я всем этим интересовался. И одна из причин, почему эта техника подорожала, это обещание, что на ней будет установлена лучшая в мире противотанковая ракета. Но через какое-то время Латвия снова закупает лучшую в мире противотанковую технику, но только уже у Израиля. И становится непонятно, куда девалась та, что была куплена ранее", - указывает Линдерман.
И тут снова возникает вопрос, отмечает публицист: тогда было куплено более 200 британских машин, а сейчас, если верить СМИ, 300 крупных и 150 рассчитанных на меньшее число людей. А в Латвии армия всего пять тысяч штыков, еще Земессардзе.
"Вообще, оборонная сфера - прекрасная сфера для коррупции, потому что если ты хочешь получить какие-то данные, то они все под грифом секретно. Что касается этой финской машины, то тут опять висит запах густой аферы. Почему? Потому что фирма, аффилированная с той, что сейчас пытается поставлять эти бронетранспортеры, когда-то уже пыталась эти машины в Латвию поставлять", - напоминает Линдерман.
Он отмечает, что Финляндия - не страна НАТО, поэтому все это Латвии там не могли навязать. По мнению публициста, скорее всего, это просто какая-то коррупционная схема, тем более, что Латвия участвует там на 30%, то есть это будет какое-то производство.
Линдерман также отмечает, что посмотрел фирму, которая выступала конкурентом компании, с которой был заключен договор, и обнаружил, что у них налажено производство бронетранспортеров. А получившая заказ компания, судя по всему, только начинает производство. Почему выбор пал на нее, интересуется Линдерман.
"И никто из депутатов не рискнет даже заикнуться на эту тему. При этом раскопать аферу министерства обороны, если даже она есть, практически невозможно", - заключает публицист.