Русская кровь Латвии: как равнодушие губит культуру и будущее

© Sputnik / Sergey MelkonovМирослав Митрофанов - сопредседатель партии "Русский союз Латвии"
Мирослав Митрофанов - сопредседатель партии Русский союз Латвии - Sputnik Латвия, 1920, 13.01.2022
Подписаться
Ассимиляция русских Латвии может быть и начинается с драконовских законов, направленных против русского языка и русских культурных ценностей. Но самое страшное заключается не в этом, а в том, что эта ассимиляция встречается с равнодушием тех, кого притесняют
РИГА, 13 янв — Sputnik, Евгений Лешковский. Продолжим тему, которую мы подняли в разговоре с активистом-общественником Дэги Караевым, участвовавшим во всех митингах и пикетах в защиту русского образования в Латвии – против опасных реформ, затеянных латышскими правящими партиями страны.
Хотя на самом деле русские дети в Латвии во многом стали не просто заложниками политики национально озабоченных партий, но – родителей, точнее того, как последние себя ведут и поступают, как уверенно подрубают свои русские корни и становятся ассимилянтами. Они сами фактически исключили родной русский язык из своего коммуникационного пространства, называя себя латышами и предпочитая в жизни использовать, пусть и плохо изученные, но английский и латышский, нежели чем родной – русский.
Мы уже не говорим о том, что в последний раз книгу на русском языке такие родители брали в руки в школе. И теперь между собой дома они говорят на некой смеси английского и латышского языков, утверждая, что детям полезно слышать такое, поскольку с Россией они свое будущее якобы не связывают. Зато с западными странами – скорее всего, значит, им полезно знать английский даже на столь низком уровне.
Латвийский общественный деятель Дэги Караев - Sputnik Латвия, 1920, 26.12.2021
Почему в Латвии все меньше учат русский язык: Дэги Караев рассказал о неочевидных причинах
А что касается латышского, так тут оправдание одно: мол, мы живем в Латвии, значит, скорее мы латыши, чем русские. И своих детей такие папы и мамы воспитывают соответственно, полностью поддерживая ликвидацию русского образования в Латвии, перевод русских школ и вузов на латышский язык.
Конечно, такие взрослые не участвовали ни в одной акции в защиту образования в Латвии на родном языке, хотя бы потому, что для этих людей как такового родного языка, в сущности-то и нет – а есть некая каша из латышского с английским с использованием отдельных русских слов. И чему тогда удивляться, что русский язык уверенно пропадает из коммуникационного поля Латвии. И кто его должен тут защищать?
Его тут должны защищать сами же русские люди, живущие здесь, которые еще остались и гордо продолжают себя таковыми считать и называть, поддерживая собственную национальность не только словом, но и делом. Вот, например, авторитетный историк Латвии, автор целого ряда книг и документальных фильмов Игорь Гусев очень четко сказал: я – русский, свои корни не подрубал, да, моя родина – Латвия, но отечество – Россия.
На актуальную тему корреспондент Sputnik Латвия побеседовал и с сопредседателем партии "Русский союз Латвии", депутатом Рижской думы Мирославом Митрофановым.
"Да, действительно, часть русских хочет ассимилироваться. Но таких не более 10 процентов. Как к этому относиться? Спокойно. Добровольная ассимиляция – это обычное явление, которое всегда было и будет. Человек имеет право выбирать для себя партнера, религию и Бога, как поется в известной лирической песне", - говорит Митрофанов.

Свой среди чужих

Митрофанов поясняет, что если житель Латвии, потерявший связь с родной русской культурой, считает себя латышом, ему надо дать право поменять запись своей национальности в Регистре жителей. Сейчас в Латвии этот выбор ограничен искусственными условиями "кровной связи". То есть принадлежность к латышскому народу передается исключительно по крови. Это несправедливый и ненаучный подход, поскольку этническая принадлежность - это на 99% вопрос культуры.
Государственная Дума РФ - Sputnik Латвия, 1920, 14.12.2021
Георгиевская лента и русский язык: проект заявления Госдумы о дискриминации в Латвии
Интересно, отмечает депутат, что в соседней России выбор идентичности совершенно свободен. Доходит до курьезных случаев, когда при переписи населения шутники записывают себя эльфами. Смешно, но в целом для общества это представляет меньшую угрозу, чем латвийская жесткая регламентация доступа в "госнацию". Такая практика ведет к отчуждению и недоверию в обществе. Встает вопрос, зачем так глубоко интегрироваться в латышскую среду, если ты все равно не станешь там "своим среди своих".
Следующей проблемой Митрофанов называет принуждение к ассимиляции. Конкретный пример - законодательный запрет на применение русского языка в школьном обучении.
К чему это ведет? Спустя годы многие семьи, которые и не планировали отказываться от русской идентичности, столкнуться с тем, что дети и внуки, отучившись на латышском, не будут обладать достаточным словарным запасом для полноценного общения на русском. На бытовые темы – да, говорить как-то еще смогут, а для более важных тем слов и лексических конструкций не будет хватать. При этом часть русского самосознания у такой молодежи сохранится, но не будет полноценного доступа к культурному богатству прошлых веков и возможности участвовать в создании современной русской культуры.
"Вот почему для нас так важна массовая подача исков в Европейский суд по правам человека. Сотни семей при помощи наших коллег – правозащитников уже подали иски. В прошлом году по ускоренной схеме началось их рассмотрение. Наша цель – не просто компенсировать потери в образовании детей из конкретных семей, но и снять законодательные запреты на использование русского языка на всех этапах обучения. Да, надо отлично знать латышский. Но без свободного владения родным русским наше будущее будет морально убогим и неполноценным", - убежден Митрофанов.
Учебный кабинет - Sputnik Латвия, 1920, 12.12.2021
В Латвии русских детей пытают латышским языком
Депутат подчеркивает, что если говорить об угрозах для русской культуры, русской идентичности жителей Латвии, то он должен признать, что не ассимиляция – добровольная или искусственная, организованная государством, является для русских главной проблемой. Наибольшей бедой для будущего русских Латвии становятся не столько ассимилянты, сколько - равнодушные люди, которых, по разным оценкам, в стране до 70 процентов.
"Им попросту наплевать и на будущее своих детей, и уж точно на будущее русского языка в Латвии как такового. Они ни в чем не участвуют – ни в нашей борьбе за русское образование, ни в воспитании у детей интереса к культуре и науке. В результате, дети воспитываются соцсетями вроде TikTok. Характерно, что такое наплевательское отношение подрывает не только русскую или латышскую культуру, но и не позволяет гармонично развиваться стране в целом. Без активного, уважительного и заинтересованного участия народа в общественных делах будущего у страны не будет", - подытоживает неутешительным прогнозом собеседник.
Лента новостей
0