Компании airBaltic придется платить 100 миллионов евро за самолеты, стоящие на приколе

© Public domain / Liepāja fotogrāfijāsСамолет Airbus A220-300 авиакомпании airBaltic
Самолет Airbus A220-300 авиакомпании airBaltic - Sputnik Латвия, 1920, 04.10.2021
Подписаться
Кризис COVID-19 особенно сильно ударил по авиационной отрасли: многие авиакомпании объявили о закрытии, в том числе крупнейшая авиакомпания Италии Alitalia, а другие выжили только потому, что правительства выплачивают щедрые субсидии
РИГА, 4 окт — Sputnik. Латвийской авиакомпании airBaltic придется заплатить около 100 миллионов евро за неиспользуемые самолеты, сообщает Skaties.lv со ссылкой на программу Nekā personīga (TV3).
Компания airBaltic уже получила 250 миллионов евро государственной поддержки и теперь ожидает разрешения Европейского союза на вливание еще 90 миллионов евро. Аудиторы Государственного контроля пришли к выводу, что отсутствует надлежащий контроль за тем, как расходуются предоставленные авиакомпании денежные средства. План airBaltic основан на покупке новых самолетов и списании старых, хотя и их надо продолжать обслуживать и выплачивать лизинг на сумму до 100 миллионов евро.
Самолет авиакомпании airBaltic - Sputnik Латвия, 1920, 26.09.2021
"Театр абсурда": пассажиры возмущены поведением сотрудников airBaltic
На прошедшей неделе в Ригу прибыл 32-й новый самолет, заказанный airBaltic. Парк латвийской авиакомпании составляет почти пятую часть всех самолетов Airbus A220 в мире, airBaltic хочет еще 48 таких самолетов.
Руководство авиакомпании заявляет, что с увеличением флота она увеличит оборот до миллиарда евро в год. Государство сможет продать акции airBaltic на бирже и таким образом окупить 340 миллионов евро, вложенных в компанию во время кризиса COVID. Руководство компании пользуется полной поддержкой акционера - Министерства сообщения Латвии.
"У airBaltic сейчас все хорошо, мы видим, чо ситуация в авиации улучшилась, особенно в летние месяцы уже были достигнуты достаточно хорошие показатели", - пояснил министр сообщения Талис Линкайтс.

Гладко было на бумаге...

Однако реальность отличается от ситуации "на бумаге", по крайней мере три новых самолета в течение нескольких месяцев не перевозили пассажиров. Мартин Гаусс, председатель правления airBaltic, объясняет это техническим обслуживанием, но даже среди сотрудников airBaltic это вызвало слухи о том, что некоторые из новых Airbus не летают.
"Некоторые из Airbus проходят первые тщательные испытания по техническому обслуживанию. Эти самолеты прекращают летать на более длительный срок, и еще восемь самолетов будут подвергнуты таким проверкам в 2021-2022 годах. Это нормально", - заверил Мартин Гаусс.
Самолет авиакомпании airBaltic - Sputnik Латвия, 1920, 28.09.2021
Рига - Дубай: airBaltic расширяет карту полетов
Первый новый самолет airBaltic получил пять лет назад. Это была совершенно новая модель, на которой ни одна авиакомпания еще не летала. Риск окупился, самолет оказался более "зеленый" и экономичный и привлек внимание всего мира к латвийской национальной авиакомпании. Первоначальный заказ на 20 самолетов увеличился до 30, затем до 50, а теперь компания хочет увеличить его до 80.

Продать, чтобы взять в прокат у покупателя

Официальная цена каждого самолета составляет 80 миллионов евро, но реальная цена ниже и зависит от количества заказанных самолетов. Чтобы себе их позволить, airBaltic продает купленные у Airbus самолеты лизинговым компаниям, у которых затем берет их в аренду. Такая схема обеспечивает прибыль в краткосрочной перспективе, но более дорогие обязательства в долгосрочной перспективе. За уже поставленные самолеты в ближайшие годы придется заплатить полмиллиарда евро. В 2019 году airBaltic выпустила облигации на сумму 200 миллионов евро для финансирования сделки. Спустя несколько месяцев воздушное сообщение было остановлено из-за пандемии.
Программе Nekā personīga стало больше известно о состоянии национальной авиакомпании в то время. До банкротства было всего несколько месяцев, так как у компании на счетах было 180 миллионов. Одна треть этой суммы полагалась пассажирам, если они решат аннулировать свои билеты и потребовать деньги назад. Условия выпуска облигаций были такими, что авиакомпания не могла брать взаймы, деньги на ее счетах не могли сократиться до суммы менее 25 миллионов. Задолженность перед лизинговыми компаниями не может превышать 25 миллионов евро. Компания попросила деньги у государства - сначала 150, а затем 250 миллионов евро.
Туризм в Грецию спасает авиакомпанию  - Sputnik Латвия, 1920, 10.09.2021
Вишенка на торте скидок: туризм в Грецию спасает airBaltic
"Компания airBaltic составила бизнес-план, на основании которого затем и были выделены эти средства", - пояснил министр финансов Янис Рейрс.
Сначала компания airBaltic не предоставила правительству план использования денег, поэтому вопрос откладывался несколько раз. В итоге была создана стратегия: не отказываться от покупки новых самолетов, а перестать использовать старые.
В то время авиапарк airBaltic состоял из трех моделей самолетов. Старые Boeing давно собирались списать, а вот на маленьких турбовинтовых Bombardier планировалось летать еще несколько лет, потому что по лизингу за них надо платить до 2022 и 2023 годов.
Эти самолеты сейчас припаркованы в аэропорту Рига и ждут новых владельцев или окончания контракта, когда их нужно будет вернуть владельцу Nordic Aviation Capital. На лизинговые платежи, техническое обслуживание и другие расходы, связанные с турбовинтовыми Bombardier, зарезервированы 103 миллиона евро.
"Анализируя общедоступные данные годовых отчетов airBaltic, мы видим, что финансовые показатели компании с годами оставались такими чувствительными. Доля собственного капитала сократилась, и это произошло не за один день. И мы не констатировали никакой реакции или коррегирующих предложений со стороны министерства сообщения", - указала директор Первого ревизионного управления Государственного контроля Инесе Калване.

Слишком велика для Латвии

"Есть много людей на местном уровне, у которых есть проблемы с этим, но я бы сказал, что, возможно, авиакомпания слишком велика, чтобы понять ее на месте. Это очень хорошо понимают на международном уровне. Я мог бы час рассказывать о том, насколько хороша эта авиакомпания, и как я немец горд управлять латвийской авиакомпанией. Я бы хотел, чтобы одно из этих заявлений однажды было передано в эфир, но, к сожалению, я знаю, что это не сегодняшняя задача", - пояснил председатель правления airBaltic Мартин Гаусс.
Проверить использование предоставленной помощи нельзя, поскольку это коммерческая тайна. Следовательно, необходимо полагаться на министерство сообщения, которое, по мнению аудиторов Государственного контроля, недостаточно контролируется airBaltic. С увеличением авиапарка airBaltic планирует открыть базу за пределами Латвии, что еще больше ослабит надзор.
Самолет латвийской авиакомпании airBaltic заходит на посадку в аэропорт Рига - Sputnik Латвия, 1920, 27.08.2021
Латвийская airBaltic отчиталась об убытках за первое полугодие
"Министерство сообщения больше играло роль передающего информацию, передающей стороны, если мы говорим о предложениях, которые компания вносила на рассмотрение кабинета министров. Если мы принимаем решение об огромных финансовых вложениях и речь идет о средствах государственного бюджета, которые авиакомпания обязалась вернуть в течение пяти - семи лет, тогда должно быть ясно, на что именно, в каком объеме эти средства будут использованы и в какой степени компания намеревается принять меры по сокращению затрат", - отметила представитель Госконтроля Инесе Калване.
"Постепенно получая все заказанные самолеты, это даст возможность сэкономить на производстве, расходах на техническое обслуживание, а также на рационализации пилотов и бортпроводников. В рамках подготовки к новому сезону airBaltic также планирует нанять как пилотов, уволенных из-за кризиса COVID в 2020 году, так и новых, и я думаю, что это работает в соответствии с бизнес-планом", - сказал министр сообщения Талис Линкайтс.
По словам Гаусса, полеты на маленьких Bombardier настолько невыгодны, что ими лучше не пользоваться, даже если придется и дальше платить. К тому же покупать их никто не хочет.
"Нет интереса к этому самолету, потому что многие самолеты этой модели есть во всем мире и не используются. Потому что после COVID-19 это не тот самолет, который используют для возобновления полетов. Дорогой летный аппарат, который не был идеально приспособлен для работы авиакомпании, и за эти годы обошелся нам дороже, чем мог бы, и до сих пор обходится дорого", - пояснил Мартин Гаусс.
Самолет Airbus A220-300 авиакомпании airBaltic - Sputnik Латвия, 1920, 02.08.2021
Компания airBaltic ищет новых работников: отбор уже на этой неделе
Эти предполагаемые выплаты в размере 100 миллионов евро включены в прошлогодние убытки airBaltic и составляют 38% из них. Авиакомпания утверждает, что этого требуют международные стандарты бухгалтерского учета. Однако выгода будет заключаться в том, что в будущие годовые отчеты не надо будет включать убытки, связанные с припаркованными самолетами, прибыль "на бумаге" будет выше или, по крайней мере, убытки будут ниже, чем в действительности.
В 2024 году airBaltic должна будет выплатить 200 миллионов евро, полученные от покупателей облигаций. Скорее всего, сразу же придется выпустить новые облигации или как-то иначе занять деньги.
Контракт на самолеты Bombardier был подписан в то время, когда airBaltic принадлежала скандинавской авиакомпании SAS и ею руководил Бертольд Флик. Сам он публично признал, что покупка этих самолетов была самой большой ошибкой в истории airBaltic, и обвинил в этом SAS.
Лента новостей
0