Вишенка на торте скидок: туризм в Грецию спасает airBaltic
11:00 10.09.2021 (обновлено: 11:17 10.09.2021)
© Sputnik / Андрей ТатарчукТуризм в Грецию спасает авиакомпанию
© Sputnik / Андрей Татарчук
Подписаться
В этом сезоне авиакомпания отказалась от менее популярных курортов Средиземноморья, однако открыла новые рейсы на греческие острова
РИГА, 10 сен — Sputnik, Андрей Татарчук. В этом туристическом сезоне генеральное направление национального авиаперевозчика airBaltic – Греция. Почти треть от общего числа маршрутов авиакомпании занято в обслуживании курортов побережья Ионического, Эгейского, Критского и Средиземного морей. Впервые в истории цены на рейсы латвийского перевозчика оказались сопоставимыми с ценами лоукостеров Wizz и Ryanair.
Новая дисконтная стратегия оправдывает себя, вытаскивая авиаперевозчика из убытков сложного 2020 года и первых двух кварталов 2021 года, в чем убедился журналист Sputnik Латвия. Заполняемость на рейсах еще не максимальная, но показатель близится к 65%. Среди регулярных прямых маршрутов текущего сезона появилось сразу четыре новых – все на греческие острова, в Ираклион на Крите, а также на Родос, Кос и Санторини. Если учесть регулярные беспересадочные рейсы из Риги в Афины, Салоники и на остров Корфу, получается, что Греция стала главным направлением латвийского перевозчика.
Греческое лето airBaltic
Безусловно, авиакомпания, 96,14% долей в которой принадлежат латвийскому государству, не была готова к форс-мажорным рискам в связи с пандемией COVID-19, закрытию границ и массовой отмене рейсов. Но Латвия решила развивать кластер гражданской авиации, включая международный аэропорт Рига и авиакомпанию airBaltic c внушительным собственным авиапарком на гребне стабильного развития.
© Sputnik / Андрей ТатарчукТуризм в Грецию спасает авиакомпанию
Туризм в Грецию спасает авиакомпанию
© Sputnik / Андрей Татарчук
В докризисном 2019 году рижский аэропорт обслужил почти 7,8 миллиона пассажиров, большинство из которых - транзитные. В 2020 году аэропорт обслужил 2,01 миллиона пассажиров, что на 74% меньше, чем в 2019-м. В текущем году планируется 2,8 миллиона пассажиров, но в реальности успехом будет хотя бы 2,5 миллиона. В скорректированном бизнес-плане латвийского перевозчика говорится, что восстановление глобальных авиаперевозок до уровня 2019 года займет не менее четырех лет.
Но все же салоны самолетов, благодаря скидкам и масштабной рекламе, заполнены на две трети. Авиакомпания отказалась в этом сезоне от менее популярных курортов Средиземноморья, но открыла новые рейсы на греческие острова. Тактика работает.
Турист как хороший подарок
Курорты и сами острова архипелагов Киклады и Додеканес существуют на 70-80% за счет туристов. На острова в сезон часто и охотно путешествуют и сами греки. Между островами развито регулярное паромное сообщение, билет на одного человека с Коса на Родос на Blue Star Ferry – всего 20 евро, с Санторини в Ираклион на скоростном катамаране - примерно втрое дороже. Большинство туристов из стран ЕС, но много и из стран бывшего СССР. Между Киевом и Родосом также сейчас есть прямые рейсы, есть регулярные рейсы из Москвы бортами "Аэрофлота" и греческой авиакомпании Aegean Airways.
"Ника, давай закажем мусаку", - русский говор, конечно, обращает внимание за границей. Мусака – это традиционная для местной кухни лазанья с баклажанами, а Вероника и ее муж Никита – москвичи. Отличие русских туристов в Греции от таковых в Турции заметно, потому что тут и тип отдыха несколько иной. На островах бывшей Эллады вообще не прижился формат отдыха "все включено", тут максимум завтраки и ужины, что развивает сегмент частных апартаментов и бесконечных таверн.
Турция рядом
Собственно, Турция совсем рядом. Средиземноморские курорты - Бодрум и Мармарис - отделяет всего несколько миль от морских портов островов Кос и Родос. С косовского пляжа Ламби после заката хорошо видны огоньки в отелях и ресторанах Бодрума, на восточном Косе или на греческом пароме в проливах Малой Азии вас запросто вместо роуминга Евросоюза могут подключить к турецкому телекому.
© Sputnik / Андрей ТатарчукТуризм в Грецию спасает авиакомпанию
Туризм в Грецию спасает авиакомпанию
© Sputnik / Андрей Татарчук
Но территориальные воды между Турцией и Грецией охраняются строже, чем белорусская граница у Латвии и Литвы. В греческих портах стоят сторожевые катера с расчехленными пулеметами, сразу за пляжем Ламби за периметром из колючей проволоки - военная база с солдатами в камуфляже и с штурмовыми винтовками. Паромное сообщение между курортами тоже полностью прекращено с 2020 года. Причина – не эпидемиологические меры безопасности вокруг COVID-19 и не визовые различия, но политическое напряжение. Конечно, Греция и Турция являются членами блока НАТО, однако духа союзничества и партнерства там нет.
"Турция нас постоянно провоцирует. Греция держит возле Малой Азии серьезные военные силы, чтобы отразить возможные нападение и оккупацию. Хотя в Косе живет много мусульман, есть мечети. Слышите, колокольный звон призывает к намазу, тут все мы привыкли жить в ожидании турецкой агрессии", - говорит владелец ресторана "Калимнос 2", расположенного на первой линии у порта Кос с видом на гавань и горы Бодрума.
"Турецкие политики хотят отобрать нашу независимость и настроены на провокации. Я против политики, я простой ресторатор. У меня этот фамильный ресторан работает десятки лет, тут только моя семья – вот один мой сын, а вот второй. И, конечно, мы были бы рады турецким туристам в своей таверне", - говорит владелец.
© Sputnik / Андрей ТатарчукТуризм в Грецию спасает авиакомпанию
Туризм в Грецию спасает авиакомпанию
© Sputnik / Андрей Татарчук
Далеко ли от Янниса до Яниса?
Его зовут Яннис – почти как самое распространенное в Латвии имя. К сожалению, этот владелец таверны с названием в честь острова, на котором родилась Афродита из мифов эллинов, оказался едва ли не единственным из десятков греков в тавернах, на пляжах, в клубах и отелях, кто хоть знает о существовании такой страны, как Латвия. Латвийские туристы растворяются в интернациональной массе со всех уголков ойкумены.
В 2019 году Грецию, в которой живет около 10 миллионов человек, посетили более 34 миллионов туристов, а доходы отрасли превысили 18 миллиардов евро. Там побывал почти миллион российских граждан. В 2020 году, с января по октябрь, было 7,4 миллиона человек, доходы от туризма составили 4,3 миллиарда евро. С 7 ноября 2020 года Греция ввела локдаун. А в этом сезоне никаких чрезвычайных мер. Рост туризма в этом сезоне пока показал только остров Санторини, похожий на красивую декорацию. Кризис еще заметен, однако маски на лицах остались уже только для посещения музеев или поездок в автобусах.
© Sputnik / Андрей ТатарчукТуризм в Грецию спасает авиакомпанию
Туризм в Грецию спасает авиакомпанию
© Sputnik / Андрей Татарчук
"Если бы у меня тут были русские, мы бы не сидели в пустом ресторане. А если бы были туристы из Турции, я бы не успел с вами поздороваться и мне бы пришлось нанять трех работников", - говорит нам ереванский армянин по имени Сурен, владелец ресторана "Ноев ковчег" на улочке возле самой гавани.
Греция уверенно лидирует в европейском туризме, по крайней мере в пляжном сегменте. И разумеется, большая часть ноу-хау греческой туристической индустрии неприменима к маленьким республикам на берегах Балтийского моря. Дело даже не в том, что волны Балтики не такие прозрачные и теплые, как синие воды Средиземноморья. И не в том, что лето в Латвии уже фактически закончилось, а на греческих островах сезон длится до конца октября. В сравнении - заметна меньшая туристическая привлекательность нашего региона, куда интересно приехать на несколько дней. Но где никогда не подумаешь остаться на две недели или даже на целый месяц. Наконец, в Греции хороший серфинг, дайвинг, сноркеллинг. спортивное хождение по горам, а НДС на многие товары всего 13%, о чем в Юрмале и Риге можно только помечтать.
Стратегия антикризисного греческого лета airBaltic оправдывает себя, хотя неизвестно, что будет зимой. В прошлом году государство субсидировало airBaltic на сумму 250 миллионов евро. А в августе этого года правительство поддержало идею о дополнительном транше из средств госбюджета в размере 70 миллионов евро.