Латвия может разбогатеть! "Разведка" нашла залежи в недрах. О чем писали латышские СМИ

© Sputnik / Евгений Епанчинцев / Перейти в фотобанкКамень с фрагментами медной руды.
Камень с фрагментами медной руды. - Sputnik Латвия, 1920, 13.03.2021
Подписаться на
Бури, копай, миллионы получай! Раньше Латвии мешало разбогатеть несовершенство законодательства и владельцы земли. Порты и аэропорт - это не близко латышскому менталитету. МИД Латвии в эпоху COVID-19: чем он сейчас вообще занимается?

РИГА, 13 мар — Sputnik. Latvijas Avīze пишет о том, что уже в скором времени в Латвии могут начаться исследования недр в поисках спрятанных там залежей меди, никеля, платины и руды других цветных металлов и их добычи. О том, что в недрах латвийской земли можно найти руды цветных металлов, первые разговоры после обретения независимости начались в 2011 году, когда тогдашние президент Латвии Андрис Берзиньш и премьер-министр Валдис Домбровскис посетили Канаду и встретились там с представителями геологического предприятия Inventus Mining Corp, в том числе с работающим в этой компании геологом и проживающим в Канаде нашим соотечественником Андреем Бите.

Нефтяная буровая платформа - Sputnik Латвия, 1920, 23.07.2019
Миллиарды на дне. Почему Латвия никак не доберется до своей нефти

Он и другие представители фирмы побуждали наше руководство к изучению недр и поиску металлических руд. Канадцы считают, что исследования недр должны начаться с южной части Курземе, в окрестностях Вайнёде и Приекуле, ближе к границе с Литвой, на площади 9300 квадратных километров. Здесь геологический состав и возраст породы напоминают те, что встречаются в Швеции, Финляндии, на Кольском полуострове, где руды цветных металлов уже найдены и добываются.

Полученные еще в годы советской власти в Латвии образцы пород из 200 пробуренных скважин, по их мнению, позволяют надеяться, что руды цветных металлов в Латвии можно найти. В интервью Latvijas Avīze Андрей Бите тогда сказал, что если новые поиски будут успешными, Латвия стала бы богатой.

Землевладельцы как лишнее звено

Как бы то ни было, быстро разбогатеть Латвии не пришлось из-за бюрократических препон.

Выяснилось, что исследованию и добыче ископаемых руд препятствовали установленные законами Латвии права собственности – а именно, согласно Гражданскому закону, владельцу земли принадлежит не только верхний ее слой, но и ее глубокие слои до самой земной оси

Несмотря на то, что в прошедшие годы канадцы, неоднократно посещая Латвию, настаивали на исследованиях, в Министерстве охраны среды и регионального развития (VARAM) с поправками к закону не спешили, ссылаясь на недостаток опыта и навыков для подготовки таких поправок. Только в прошлом году готовившиеся министерством еще с 2015 года поправки к закону "О недрах земли" утвердило правительство. И только в этом году, 25 февраля, Сейм принял их в окончательном чтении.

На один день улица Тербатас в Риге стала пешеходной. - Sputnik Латвия, 1920, 02.02.2020
Как не платить за кадастровый рэкет: рижане начали получать "письма счастья"

Изменения в законе предоставляют правительству право устанавливать участки недр земли государственного значения, на которых в пользу государства вводятся ограничения на права пользования, одновременно предусматривая возмещение собственникам земли, если руды цветных металлов действительно будут найдены под их территорией и чтобы началась их добыча.

Поправки к закону предусматривают, что предприниматель, который уже занялся изучением недр без государственной поддержки и нарушений, сможет получить лицензию на добычу на участке недр государственного значения без конкурса.

Также поправки содержат правила добычи на участке недр государственного значения, в том числе требование о предоставлении финансового обеспечения в Государственную службу среды. Закон предусматривает обязанность осуществлять рекультивацию земли после завершения добычи полезных ископаемых.

Сколько причитается хозяину?

Собственник земли имеет право требовать от лица, добывающего ископаемые, возмещения убытков, возникших у него во время использования месторождений. О размере возмещения необходимо составить письменное соглашение.

Собственника земли, естественно, больше всего интересует, каким может быть размер вознаграждения. Планируемый размер возмещения, который разработчик недр платит собственнику земли, – 30 евро за гектар в год и от 0,15% до 2% от рыночной стоимости извлеченной руды.

Книги, переведенные на латышский язык. Архивное фото - Sputnik Латвия, 1920, 07.03.2021
Латыш – не читатель, латыш - писатель! Латвия теряет очередной бренд страны

О включении земельной собственности в участок земли государственного значения и о предусмотренных ограничениях прав собственности собственнику земли будет сообщено как только VARAM подготовит правила Кабинета министров относительно каждого конкретного участка.

Изменения предусматривают, что договор с собственником земли и его согласие не требуется, если недра используются в интересах общества и государства. По мнению авторов закона, таким образом будет ускорено исследование недр и поиск руд на территориях, где имеется большое количество владельцев земли.

Для ограничения продажи месторождений полезных ископаемых без лицензии коммерсантам, которые в настоящее время, прикрываясь разрешениями на рытье прудов, в огромных размерах извлекают и продают гравий, песок и другие полезные ископаемые, находящиеся на поверхности земли, в дальнейшем лицензия на пользование недрами земли будет необходима, если предусмотрено добыть более 10 000 кубометров ископаемых вместо прежних 20 000 кубических метров.

Исследование недр и добыча месторождений цветных металлов является одним из пунктов Латвийского национального плана развития.

Порты похоронили, на очереди - аэропорт?

Бен Латковскис в Neatkarīgā пишет: До недавнего времени мы могли гордиться перед нашими соседями своей авиационной отраслью и аэропортом "Рига" как центральным транспортным узлом (хабом). Но согласитесь, лидерство не совсем соответствует нашему национальному менталитету. Поэтому этот диссонанс следует устранить как можно скорее.

Недавно министр сообщения Талис Линкайтс вынужден был признать, что международный аэропорт "Рига" в настоящее время теряет статус транзитного узла в странах Балтии. Он отметил, что до кризиса все "серьезные" рейсы изначально прилетали в Ригу и только потом распределялись по другим аэропортам в странах Балтии, но сейчас такой системы больше нет, и это осознанное решение правительства, долгое время придерживавшегося запрета на полеты в третьи страны.

Клайпедский морской порт - Sputnik Латвия, 1920, 12.03.2021
Соседский пример заразителен: Литва хоронит транзит вслед за Латвией

Это решение правительства нельзя рассматривать в отрыве от наших национальных особенностей, упомянутых в первом абзаце, которые убедительно воплощает Кришьянис Кариньш, пишет журналист. Если вы забыли об этих чертах, то поспешите прочитать рассказ "Бой у Книпски" латышского писателя Яниса Порукса, где каждый может определить, что ближе к латышскому менталитету - слабак Цибиньш или здоровяк Бунгис.

На данный момент все показывает, что мы можем выйти из пандемии в авиационном секторе так же, как это уже произошло во многих других местах. Но мы ведем себя как отстающие, которые обычно сетуют - в Эстонии так, а в Литве этак, только у нас как всегда – сплошные пеньки.

Решение правительства запретить полеты из/в страны за пределами ЕС изначально было принято в одностороннем порядке - запрет не согласовывался с другими странами ЕС, в первую очередь с Литвой и Эстонией. В результате вы могли лететь прямо из аэропортов Вильнюса и Таллина в Москву, Стамбул и Киев (не говоря уже о Шарм-эль-Шейхе и Анталии), а из аэропорта "Рига" - нет. Все это отражается и на показателях аэропортов.

Можем, конечно, ссылаться на угрозу человеческим жизням и здоровью, которые несравнимо важнее, чем какие-то полеты, и это неоспоримая правда. Но вопрос в другом: есть ли серьезный смысл что-то ограничивать, если все ворота поблизости открыты настежь? Или многие из этих ограничений вводятся просто для того, чтобы сказать: "Мы все делаем, но ..."

Болтуны нам милее делателей

На мой взгляд, пишет Латковскис, проблема в глубинной сущности правительства премьер-министра Кришьяниса Кариньша. Когда-то с легкой руки его коллеги Агнесе Маргевичи было введено разделение латвийских политиков на хоровых певцов и игроков в карты. Без образных метафор - на болтунов и делателей.

Хоровые певцы (болтуны) подобны пастырям, их задача - воспитывать людей, призывать их жить по "священному писанию", утешать и обещать, что когда-нибудь будет лучше. К сожалению, от их речей сытым не будешь, но, что самое главное, в трудную минуту они ничего не умеют, кроме как считать ворон.

Однако игроки в "золу" тоже не идеальны. Возвращаясь к авиации, нельзя не упомянуть заслуги типичного "делателя" Айнара Шлесерса в том, что Латвия стала доминирующей в странах Балтии в этом секторе. Несмотря на гигантскую энергию и работоспособность, Шлесерс не стал самым выдающимся политиком Латвии. Видимо, в его деятельности было что-то неприемлемое для значительной части общества. А значит, пусть лучше будет какой-то хоровой певец, решили люди.

Здание Сейма Латвии - Sputnik Латвия, 1920, 13.03.2021
Секрет принятия странных решений в Сейме Латвии раскрыт: депутаты заходят не по фэншую

Хотя Кариньш обладает кое-какими чертами бизнесмена (в конце концов, он торговал льдом, а также пытался зарабатывать деньги на сделках с недвижимостью), по своей глубокой сути он является ярко выраженным "хоровым певцом", который кажется более приемлемым типом политика для большей части латвийского общества.

На поддержке этой части общества и держится правительство Кариньша, указывает автор. Эта часть общества имеет большое влияние в общественной сфере. Постоянно повторяется: коней на переправе не меняют! Если не он, то кто же!

Основная проблема этих "политиков-болтунов" в том, что они могут неплохо работать в нормальных условиях, когда водителю трамвая нужно дергать только два рычага. К сожалению, в кризисных ситуациях вместо того, чтобы держать руль и уверенно вести, они продолжают пустые рассуждения, что ведет к постепенной деградации всех структур, отмечает Латковскис.

Тот факт, что в прошлом году в латвийских портах произошел огромный спад грузооборота, некоторые лоялисты списали на пандемию, а другие даже не сочли это провалом правительства. Порты никогда не были социально близки этим кругам. Напротив, они всегда рассматривались как хозяйство "олигархов", поэтому их падение на подсознательном уровне только согревает их сердца.

Авиационная отрасль тоже традиционно не была близка к нашим фарисеям-книжникам. К периоду его расцвета имел отношение ненавистный Шлесерс, а у истоков airBaltic стоял не менее ненавистный Бертольд Флик. Следовательно, угроза дальнейшему развитию сектора не находится в центре внимания этих людей. Авиация вовсе не какая-нибудь Стамбульская конвенция или закон о партнерстве, о котором стоит беспокоиться и бить тревогу.

Так что по мнению Латуовскиса, то, что происходит в авиационном секторе, о чем говорит министр Линкайтс, является просто естественным результатом стиля работы правительства Кариньша.

Можно, конечно, делать вид, что ничего ужасного не происходит, отмечает автор. Можно сказать, что мы будем до последнего стоять за нашего Цибиньша и не позволим никаким Буньгисам одолеть его, но в какой-то момент пора понять, что это правительство Кариньша-Цибиньша своими хаотичными действиями наносит вред Латвии и латвийскому народу.

Чем именно сейчас занят латвийский МИД?

Таким вопросом на портале Pietiek.com задается оппозиционный политик Алдис Гобземс.

Митинг на Эспланаде, организованный депутатом Сейма Алдисом Гобземсом - Sputnik Латвия, 1920, 02.03.2021
Очередной "спаситель Отечества"? Что ждет партию Гобземса

Несмотря на то, что примерно 95% всех входящих и исходящих визитов уже год как отменены, Министерство иностранных дел "продолжает транжирить деньги".

Никаких визитов президентов, премьер-министров, спикеров парламентов, депутатов или министров фактически не происходит, за очень редкими исключениями. Также нет международных конференций или мероприятий. Отменены все поездки дипломатов. Приостановлена почти вся работа. И не только здесь, в столице, но и в 47 наших посольствах и консульствах по всему миру.

Работа дипломатов в доковидное время была связана с большими тратами - пятизвездочные отели, ужины в лучших ресторанах, дегустации дорогих вин и прочее. А на что уходят деньги сейчас, вопрошает Гобземс.

Происходит работа из дома, в том числе и за границей, работа из дорогих, люксовых апартаментов, дети дипломатов продолжают ходить в дорогие школы за границей, пока там находятся их родители. Министерство компенсирует траты на шоферов и поддержание высокого уровня жизни своих работников, отмечает политик.

Разве этот огромный штат сотрудников не должен быть давно сокращен на 60-70%, а зарплаты остальных - на 30-40%, учитывая, что в данный момент ничего не нужно делать, и происходит искусственная вегетация, даже не имитация работы, потому что по определению - МИД на данный момент не может ничего делать! И фактически ничего не делает. И никто не знает, когда и нужно ли будет вообще выполнять старые обязанности, приходит Гобземс к заключению.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала