РИГА, 12 мар — Sputnik. Широкий резонанс в латвийском сегменте соцсетей получил рассказ о сложностях обучения русскоязычных младших школьников - компетентностный подход ударил по ним особенно сильно.
По словам отца первоклассника, на очередном уроке по предмету "дизайн и технологии" учительница детально и полностью на латышском языке рассказала детям о технологии производства хлеба.
"Чтобы было понятно, объясню - с засеивания семян до выпечки готового хлеба! ПОЛНОСТЬЮ НА ЛАТЫШСКОМ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ!!! Мне даже интересно, многие ли из нас смогут самостоятельно об этом рассказать на латышском? Скажу честно, я, отработав 20 лет в полиции и в принципе свободно говоря по-латышски, не смогу", - рассказал Игорь в общедоступной группе "Кенгарагс" в Facebook.
Мало этого - к каждому уроку первоклассникам нужно было предоставлять отчет о проделанной работе в формате Word. Однако, несмотря на тщательную подготовку, задание учительница у сына Игоря так и не приняла, потому что оно было выполнено на русском языке.
"Беспредел какой-то", - подытожил отец школьника.
Под постом возникла бурная дискуссия, в которой родитель ученика еще раз отметил, что необходимость изучения латышского языка никто не ставит под сомнение, но методы и качество обучения вызывают много вопросов.
Многие комментаторы согласились с тем, что подобная система образования не только вызывает стресс у детей, но и воспитывает в них устойчивое чувство ненависти к школе и латышскому языку.
"Мы в этой школе. Тоже 1-й класс. Тоже сегодня прошел урок дизайна. Презентация выпечки хлеба от а до я на латышском языке. Ребенок сидит в слезах, готов разорвать свою работу", - пишет Инга.
Любопытно, что подобные садистские методы осудила даже латышская публика.
"Я думаю, это совершенно ненормально! Однозначно на вашем месте бы попыталась поговорить с классной учительницей и директором. Как можно требовать от ребенка в первом классе что-то такое. У нас дома тоже одноклассник. Не могу представить, что ему что-то придется сейчас писать на компьютере, не говоря уже про защиту работы на другом языке. Понимаю, прочитать стишок на память, это еще ничего", - делится мнением Кристине.
"Обучение сейчас, конечно, ужас, бедные дети", - соглашается Аусма.
В рамках новых реформ
Другие комментаторы предложили не заострять на этом внимания - похвалить ребенка за проделанную работу и купить ему подарок. Но большинство посоветовали не сидеть сложа руки, а действовать и жаловаться во все возможные инстанции.
"Странно, что не приняли ответ на русском. Мои тоже в этой школе, старший многие работы на русском пишет, и никто не отказывал в принятии работ. Обратитесь к завучу "началки" или к директору. Они отлично на контакт идут," - советует Людмила.
"Не имеют права не принять на русском языке. Да, преподают на латышском, но отвечать дети имеют право и на русском. Сын в 7-м классе, но будь у нас такая ситуация- я бы уже и до директора дошла", - заявляет Катерина.
"Попробуйте сюда обратиться, может хоть чем смогут помочь", - предлагает автору поста Людмила, прикладывая ссылку на сайт Государственной службы качества образования.
Однако некоторые пользователи отмечают, что подобные уроки вполне себе укладываются в рамки новых реформ образования.
"Это как раз урок в рамках новых реформ: языковой и компетентностной. К учителю вопросов нет. Это в образовательном стандарте написано. А тема про хлеб была написана вообще как образец урока, если я не ошибаюсь. Вот я нашла, это реально в программе, cтр. 34-38", - сообщает негодующим родителям Александра.
Татьяна предлагает свой взгляд на проблему.
"Никто не оспаривает, что латышский язык в Латвии знать и учить нужно. Уже выяснили, что по нормам программы:
а) от первоклассников нельзя требовать ответа на латышском в обязательном порядке,
б) учитель может вести урок только на латышском,
в) от первоклассников нельзя требовать отчетов в ворде.
Все, надеюсь, понимают, что эта писанина ложится на плечи родителей. Смысл в обучении, если за ребенка это делают родители? В данном конкретном случае учитель поступила непрофессионально, непедагогично, фактически заткнув рот двум детям, пожелавшим ответить по-русски. Они были готовы, они хотели ответить.
Что можно было сделать на месте учителя (раз уж хотелось ответа именно по-латышски):
а) сказать ребенку, давай ты подготовишься в следующий раз на латышском, и мы тебя послушаем;
б) ребенок говорит по-русски, она ПОМОГАЕТ сказать ребенку то же самое по-латышски, заодно закрепляя повторением.
Учитель предпочла пойти на принцип, провоцируя дальнейший конфликт. Значит, вопрос в ее профессиональных качествах и умении контактировать с детьми. Они только в ПЕРВОМ классе, учат и свой родной язык, и латышский, а такими действиями учитель создает негативное отношение и к себе, и к языку", - делится мнением Татьяна.
"Мои дети еще не ходят в школу, но я ее уже ненавижу", - резюмировала некая Диана.
Напомним, что в 2019 году в Латвии стартовала реформа содержания школьного образования "Школа-2030", которая коснется дошкольного, основного и среднего образования.
Наиболее бурные обсуждения вызвал проект перехода латвийских школ на латышский язык обучения. Но это - лишь небольшая часть масштабного проекта реформы образования под названием "Школа-2030", в основе которой лежит компетентностный подход (компетенция - это способность учеников комплексно использовать знания и навыки, выражать свое мнение и решать проблемы в разных жизненных ситуациях). При этом новых учебников пока никто не написал, методических пособий не разработал, а новые кадры, понимающие, что такое компетентностный подход, никто не обучил.