"Мама, я дура": олимпиада выявила проблемы компетентностного подхода

CC0 / pexels / Учеба
Учеба - Sputnik Латвия
Подписаться
Районная олимпиада по истории возмутила учителей, школьников и их родителей - их не устроили вопросы, предложенные Латвийским университетом

РИГА, 17 янв — Sputnik. Районная олимпиада по истории для учеников 12-го класса выявила последствия системы обучения, основанной на компетенции. Выяснилось, что многие латвийские школьники не знают многих исторических дат и фактов, сообщает передача LNT Ziņas.

Вопросы для олимпиады готовил Латвийский университет. Задания, которые в основном требовали от школьников знания сухих фактов и точных дат, вызвали возмущение как со стороны учителей, так и учеников и их родителей.

Школа - Sputnik Латвия
Где находятся лучшие школы Латвии

По словам руководителя общества учителей истории, учителя Рижской Тейкской средней школы Валдиса Клишанса, вопросы олимпиады находятся в кричащем противоречии с практикуемой школами системой обучения, основанной на "компетенции", в рамках которой приоритетом является оценка способности школьников дискутировать и аргументированно обсуждать те или иные события.

"Это был абсолютный подход, характерный для исторического образования 30 лет назад. Олимпиада показала, что у нас глубокая проблема с историческим образованием. Академическая среда живет своей жизнью, а педагоги — своей. Никакого диалога не было", — заявил Клишанс.

По его словам, многие вопросы были сформулированы некорректно. В пример он привел одно из заданий, в котором школьников попросили показать на контурной карте Латвии линию фронта на февраль 1918 года, хотя, по словам Клишанса, в это время линия фронта вообще не проходила через Латвию (на самом деле проходила – ред.).

"Я удивлен также ошибками в оценке фактов", — возмутился Клишанс.

Его возмущение разделяют и другие учителя и родители школьников.

"Дочка пришла домой и сказала: "Мама, я дура!" – пожаловалась одна из родительниц по имени Занда.

"Олимпиада только внушает школьнику ощущение безнадежности, ощущение что он ничего не знает и не понимает", — солидарна с нею Кития.

Лучшие ученики по истории Тейкской средней школы — Карлис и Артурс — теперь опасаются, что результаты этой олимпиады закроют им дорогу уже на Вселатвийскую олимпиаду по истории.

"Проверялись не знания, проверялась память, очень специфическая память по поводу информации, которую можно добыть читая специальные книги. Не проверялись настоящие знания, не проверялось логическое мышление", — говорит Артурс.

В итоге Центр содержания образования пообещал учесть замечания при подготовке заданий к Вселатвийской олимпиаде, которая пройдет в феврале. Но результаты этой олимпиады отменять не стал.

Минобразования защищает компетентностный подход

Проект изменений подхода к учебному процессу под названием "Апробация и введение основанного на компетентностном подходе содержания общего образования" начался в школах Латвии в октябре 2016 года, он был поддержан Европейским социальным фондом, реализовывать его будет Государственный центр содержания образования МОН.

В школьном кабинете - Sputnik Латвия
Реформа образования без учителей и методик

Декларируется, что цель обучения, основанного на компетентностном подходе, состоит не в том, чтобы знать как можно больше, но чтобы постичь суть и быть способным употребить знания в комплексных, изменчивых жизненных ситуациях. Авторы проекта полагают: надо, чтобы ребенок получил комплекс навыков, благодаря которым он сможет разрешать вызовы реальной жизни, чтобы сформировался человек, который хочет и способен учиться всю жизнь.

"Однако этот тезис можно прокомментировать и так: или будет учиться всю жизнь, или не будет. И почему в школе нельзя набираться опыта на основе знаний?" — прокомментировала новую систему председатель правления Русского общества в Латвии Татьяна Фаворская.

Русское общество Латвии сделало запрос в Минобразования по поводу проекта. Ответ ведомства оказался весьма уклончивым, пишет Baltnews.lv.

Вопрос общества в письме в министерство образования и науки звучит так: "В результате введения нового подхода к учебному процессу не будет ли чрезмерно снижен уровень знаний и кругозор учащихся основной школы?" — рассказала Фаворская.

Ответ госсекретаря министерства был лаконичным: "Не должно быть проблем". По словам Фаворской, это звучит неубедительно.

Проект финансируется Западом.

"Но на Западе мы в последнее время видели немало новых идей в сфере воспитания, семейных ценностей: легализация однополых браков, идея о том, что человек должен сам решать, кто он — мужчина или женщина", — пояснила Фаворская.

"Думается, если и эта идея — зарубежная, то вовсе не обязательно её поддерживать из-за "места рождения", — заключила председатель правления Русского общества в Латвии.

Лента новостей
0