РИГА, 14 окт — Sputnik. Глава МИД РФ Сергей Лавров дал большое интервью трем радиостанциям, в том числе радио Sputnik. Среди тем, которые успели обсудить за два часа: урегулирование в Карабахе, ситуация с Алексеем Навальным, вмешательство США в процесс на постсоветском пространстве, судьба СНВ-3, снос советских памятников за рубежом и роль международного права.
Конфликт в Карабахе и роль Турции
Политическое урегулирование в Нагорном Карабахе возможно, оно включает в себя "поэтапное постепенное освобождение районов вокруг Карабаха при соблюдении гарантий безопасности Карабаха и при обеспечении, до того как будет определен окончательный статус Карабаха, надежной связи между Арменией и Карабахом", заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью российским радиостанциям, в том числе радио Sputnik.
По его словам, без долговременного политического согласия те решения, которые были достигнуты военным путем, покажут свою несостоятельность.
Лавров отметил, что российская позиция заключается в том, что сторонам конфликта "необходимо немедленно встречаться по линии военных и согласовывать тот самый механизм контроля за прекращением огня, о котором говорится в нашем документе и который пока никто не начал обсуждать".
Речь идет о договоренностях Еревана и Баку с полудня 10 октября прекратить огонь, провести обмен пленными и телами погибших, а также дополнительно согласовать конкретные детали перемирия.
Глава МИД также сообщил, что РФ поддерживает присутствие миротворцев в регионе для контроля сохранения режима прекращения огня, это могли бы быть российские миротворцы, но решать сторонам.
Отдельно Лавров прокомментировал роль Турции в урегулировании этого конфликта. По его словам, Москва не согласна с позицией Анкары о возможности военного решения.
"Заявления о том, что есть и допустимо военное решение конфликта, мы не можем разделить. К сожалению, Турция смогла это сделать и подтвердила, что будет поддерживать любые действия, которые Азербайджан предпримет для решения этого конфликта, включая военные", - сказал Лавров.
Отношения России и ЕС и Навальный
Комментируя свое же высказывание касательно диалога с ЕС, Сергей Лавров заявил, что сейчас у Москвы возникает вопрос, можно ли вообще иметь дело с Евросоюзом.
"У нас тогда возникает вопрос не просто о том, возможен ли бизнес, как обычно, а о том, возможен ли бизнес вообще с Евросоюзом, который не просто свысока, а достаточно высокомерно и, я бы сказал, аррогантно посматривает на Россию, требуя от нас отчитываться во всех грехах, которые мы, по мнению Евросоюза, совершили", - сказал Лавров.
"Я считаю, что мы не должны отчитываться ни в чем, потому что у нас есть, во-первых, собственная Конституция, собственные законы", - добавил он.
Лавров отметил, что сейчас отношения России и ЕС едва ли можно назвать хорошими, но Москва всегда готова их возобновить, но только на равноправных условиях.
"А что касается разумных отношений... все, что касается разума, сейчас, к сожалению, подлежит анализу по ту сторону нашего диалога. И я очень надеюсь, что разум там возобладает. Пока мы этого не видим", - добавил министр.
По его словам, политика ЕС в отношении России пока выглядит не очень оптимистично, например, в Германии ряд близких правительству аналитиков и политологов предлагают отказаться от стратегических замыслов в отношении партнерства с Россией, обозначая парадигму: даже избирательное сотрудничество станет возможным лишь тогда, когда русские изменят свое поведение.
"Когда в кругах политических аналитиков подобного рода вещи прорезаются, конечно же, это говорит об изменении настроений в правящей элите. Посмотрим, как это будет препарироваться в практической политике, но пока практическая политика лидеров Евросоюза, включая Францию и Германию, к сожалению, не очень оптимистична", - сказал министр.
Лавров также отметил, что развитие отношений с РФ внутри самого Евросоюза зачастую блокирует русофобское меньшинство.
"Даже инстинкт обеспечения собственных интересов должен сподвигать Европу, объединенную в ЕС, к партнерству с Россией, к взаимодействию с Россией, но, по моим оценкам и судя по его реакции на некоторые мои вопросы, пока Евросоюз не в состоянии справиться с русофобским меньшинством, которое, грубо спекулируя на принципе консенсуса, на принципе солидарности, блокирует более-менее конструктивные подходы к развитию отношений с Россией", - сказал Лавров.
Также министр в очередной раз представил российскую точку зрения на ситуацию с оппозиционером Алексеем Навальным, которого, как утверждают на Западе, пытались отравить боевым ядом "Новичок", и требуют у Москвы объяснений.
По словам министра, Германия не предоставляет никаких фактов, подтверждающих эти заявления, а в России не возбуждено уголовного дела по этому вопросу, поскольку нет никаких правовых оснований – омские медики не нашли в анализах Навального признаков, подтверждающих факт отравления боевыми ядами.
Лавров заметил, что в описании ситуации на Западе имеется множество несостыковок, на которые Москва уже указывала, однако никаких разъяснений не получила.
"Нестыковок миллион, и мы будем настаивать на том, чтобы наши германские коллеги уважили свои международно-правовые обязательства, вытекающие из (Европейской) конвенции о (взаимной) правовой помощи 1959 года и ее протоколов", - добавил глава МИД РФ.
Также министр заявил, что РФ зеркально ответит на антироссийские санкции ЕС в связи с делом Алексея Навального.
"Немцы никаких фактов не собираются предоставлять, несмотря на все международно-правовые обязательства. Мы отвечаем зеркально - да, это дипломатическая практика, но это ответ дипломатический", - сказал Лавров.
РФ не видит перспектив подписания СНВ-3
Россия не видит перспектив продления Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, неофициальное название - СНВ-3), заявил Сергей Лавров.
"Нет такой перспективы, я лично не вижу такой перспективы. Мои коллеги, которые работают в межведомственном формате и встречаются с американской делегацией, тоже не видят такой перспективы, хотя мы никогда не скажем, что хлопаем дверью и заканчиваем все контакты", - сказал он.
Лавров подчеркнул, что вести разговор на основе ультиматумов, выдвигаемых США и игнорирующих полностью принципы, которые десятилетиями были признаны как основа всех договоренностей, невозможно.
По словам Лаврова, США хотят включить тактические ядерные вооружения в переговоры об их ограничении, но при этом они не собираются забрать эти ракеты к себе с территорий стран НАТО.
"Они (США) хотят ввести в практический оборот тему нестратегического ядерного оружия, так называемые тактические ядерные вооружения. Мы всегда им говорили, и на этот счет было четкое понимание, что прежде чем включать эту категорию вооружений в дискуссию об их ограничении, давайте-ка, пожалуйста, уберите все эти тактические ракеты с тактическими боеголовками на свою территорию. У них эти тактические ядерные вооружения находятся на территории пяти натовских стран", - сказал российский министр.
Он отметил, что недавние заявления США по поводу близости договоренности с РФ о стратегических вооружениях и о позиции Москвы по поводу вовлечения в этот процесс Китая нечистоплотны, Вашингтон беспардонно спекулирует на теме.
"Американцы уже, по-моему, далеко не дипломатическими методами, в открытую говорят, что Россия должна нам помочь наказать Китай, заставить Китай разоружаться или заморозить свои вооружения. Спекулируют беспардонно, как наперсточники", - сказал Лавров.
"Недавно их (США – ред.) представитель делал заявление о том, что Россия нас поддержала, мы выходим на договоренность к президентским выборам в США о том, что мы замораживаем все ядерные боеголовки, и Россия очень хочет, чтобы Китай к этому присоединился. Слушайте, ну, нечистоплотно", - подчеркнул Лавров.
Также министр сообщил о нежелании США включать в переговоры с Россией по стратегической стабильности тему милитаризации космоса.
"США не включили в наши разговоры тему милитаризации космоса, хотя официально космос в их доктринах, как и киберпространство, включен в арену боевых действий. И, конечно, мы это не можем не учитывать", - сказал Лавров.
По его словам, американцы не хотят учитывать тот факт, что они "поставили крест на своем присоединении к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и многое другое".
Постсоветское пространство, оппозиция, роль США
Заметную часть времени в интервью Лавров уделил роли США в дестабилизирующих процессах в Сирии, Ливии, а также на постсоветском пространстве. В частности, Лавров заявил, что США пытаются создать в Молдавии новый "нарыв", вмешиваются в белорусские дела, продвигают свои интересы в республиках Закавказья.
"Они (США) ведут себя грубо, невежливо, беспардонно, хотя всех пытаются учить уважать право каждого народа самим выбирать свою судьбу. Они это право пытаются формировать через свои посольства, как это было в Киеве, в ходе двух Майданов. Все прекрасно знают, где и в каком количестве там расположены в официальных правительственных зданиях представители и ФБР, и ЦРУ", - сказал Лавров.
При этом Россия, по словам министр, должна видеть объективную политическую ситуацию в странах-соседях, но не действовать методами США.
"Москва должна видеть перспективу развития своих союзников и делать шаги, которые позволят сохранить хорошие взаимовыгодные отношения, независимо от того, как будут развиваться внутриполитические события. "В том, что касается Белоруссии, я убежден, что наша линия в поддержку процесса конституционной реформы, которая была впервые предложена президентом (Республики Беларусь Александром) Лукашенко и которую мы видим и говорим об этом публично как хорошую возможность для того, чтобы завязать по-настоящему общенациональный диалог, куда вошли бы все политические силы страны, наиболее оптимальна", - указал он.
Касательно ситуации в Беларуси, Лавров ответил на вопрос о контактах правительств с оппозиционерами из других стран, как это произошло со Светланой Тихановской – экс-кандидатом в президенты Беларуси, выехавшей после выборов в Литву, откуда она делает политические заявления, которые, как уверен Лавров, пишут ей другие люди.
Министр заявил, что и Россия, в свою очередь, намерена поддерживать контакты с оппозицией в других странах.
"У нас сейчас нет препятствий для общения с оппозицией, если это только не те, кто призывает к насильственному свержению конституционного строя наших партнеров. Я считаю, что мы будем общаться со всеми, как это уже в целом ряде случаев и происходит", - сказал он.
"Мы старались вести себя прилично и всегда уважали те решения, которые принимались в странах, с которыми у нас есть отношения, решения, касающиеся выбора руководителей, парламентариев и так далее. И мы видим, как наши западные коллеги всегда встречаются с оппозицией, причем далеко не всегда и не только с системной оппозицией", - добавил министр.
Международное право как руководство в выработке политики
Страны Запада пытаются вывести Россию из равновесия не только путем прямого давления, но и стараясь разбалансировать ситуацию у ее границ, заявил Сергей Лавров. При этом Россия в своей политике будет руководствоваться международными нормами права, подчеркнул министр.
"Вывести нас из равновесия, в том числе не только прямыми нападками на Российскую Федерацию во всех возможных мыслимых и немыслимых сферах путем нечистоплотной конкуренции, нелегитимных санкций и тому подобным, но еще и разбалансировав ситуацию вокруг наших границ, не позволяя нам сосредоточиться на созидательных делах. Это желание у них абсолютно очевидно", - сказал Лавров.
По его словам, дестабилизация у границ России является частью кампании по сдерживанию и подрыву возможностей страны в экономике, политике и технологиях. "Это часть одного целого", - указал он.
При этом глава МИД РФ считает, что нельзя отвечать по принципу: сам дурак и необходимо придерживаться рамок международного права. "Я думаю, что это все равно будущее, и ничего пока надежнее, чем Устав ООН, человечество еще не придумало. По крайней мере, моральное превосходство всегда имеет тот, кто всегда может объяснить свои позиции универсальными международно-правовыми нормами, под которыми подписались все без исключения страны, вступая в ООН, а затем развивая международно-правовую договорную базу", - сказал министр.
Эту линию Лавров повторил несколько раз во время своего интервью. "Мы все-таки вежливые люди, как вы знаете, и я убежден, что наша позиция отстранения от ситуаций, когда мы оглядываемся на Запад - ага, что он там о нас подумает, - должна оставаться в рамках международного права. Мы должны сохранять приверженность всем тем договоренностям, которые с нашим участием достигались. Другое дело, что нам надо требовать, самим требовать от тех, кто так или иначе подписывался под решениями об урегулировании тех или иных ситуаций, чтобы они выполняли свои обязательства", - сказал Лавров.
Глава МИД РФ также заявил, что Москва в своей политике не собирается заниматься "интриганством" и пытаться сыграть, например, на разногласиях США и Китая по торговым вопросам. Россия будет придерживаться достигнутых ранее договоренностей.
"Я не вижу причин, по которым мы должны дистанцироваться от кого бы то ни было. Дистанцироваться от договоренностей, которые мы рассматриваем как взаимовыгодные и работающие, было бы глупо. Дистанцироваться от этих договоренностей, в данном случае - с Китаем, только для того, чтобы показать, что мы тоже интриганствовать можем - зачем, это себе в ущерб", - объяснил глава российского МИД.
Война с памятниками
Также Лавров заявил и о приверженности договорам в области сохранения мемориалов. Москва, несмотря на очевидные нарушения в той же Польше, не собирается отказываться от соблюдения права, сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров.
"Не могу согласиться с мыслью о том, что в наших интересах отказаться и вообще похерить международное право, - отметил он. - Если мы говорим, что международного права в этой сфере (охраны памятников и захоронений) больше не существует, то процесс разрушения всех наших памятников, которые пока еще остаются в той же Польше, да я думаю, что и в других странах, станет необратимым. Скажут: все, у нас нет никаких обязательств, Россия вышла из этих договоров".
"Не хочу сравнивать, поскольку это может быть воспринято как святотатство, но тут, как в покере: кто первый моргнет", - сказал Лавров.
Глава внешнеполитического ведомства подчеркнул бессмысленность отказа от международного права ради свободы разрушать памятники на своей территории, напомнив, что бережное отношение к захоронениям является еще и составной частью православной христианской морали.