Армия - обязательный атрибут государственности - как гимн, флаг и герб. Военная мощь государства всегда являлась предметом гордости населения. Своей армией гордились, в нее верили. Красивые девушки по-дружески целовали незнакомых солдат и забрасывали танки на улицах букетиками полевых цветов, а маленькие мальчики гордо маршировали с пластмассовыми макетами штурмовых винтовок и пистолетов, играя в войну и стараясь побеждать.
Бесстрашный Пабрикс
Конечно, Латвии армия нужна. Сильная, независимая, своя. Своя армия - это даже важнее, чем своя национальная валюта. Свои солдаты не капитулируют, они предпочтут смерть с оружием в руках, чем позор сдаться на милость врага. Воинский долг и честь для каждого рядового и генерала обязательны не менее вбитых прямо в спинной мозг рефлексов взаимодействия в составе отделений, взводов, рот, батальонов и других подразделений.
Честь и долг воина - превыше жизни. Так было всегда. Ни тотальные вбросы военной пропаганды в мирном гражданском обществе, как показал неудачный пример рейхсминистра-самоубийцы Йозефа Геббелса, ни стратегические капиталовложения в то, что называется государственным маркетингом общей оборонной стратегии, не сделают армию сильной, если она слабая.
"Мы в безопасности. Нам нечего бояться. У нас сильная армия, которая день ото дня становится еще сильнее", - заявил в начале июня этого года на параде в Риге латвийский министр обороны Артис Пабрикс .
Слова, конечно, красивые, однако армия не может и не имеет права называться сильной, если она не участвовала в войне, и не просто участвовала, а побеждала. А если армия является маленькой величиной в составе глобальной коммерческой организации, раскиданной по всей условной трансатлантике, - от Аляски до эстонского уезда Иду-Вирумаа - то есть ли смысл ей воевать?
Латвийская армия сегодня уж такая, какая она есть, - извините. С нормальными солдатами, которых большинство, с хорошим Земессардзе. Но и с коррупционными скандалами на сотни миллионов евро, заканчивающимися ничем, с закупками списанной "партнерами" ржавой техники, с идиотскими инцидентами краж оружия и экипировки самими солдатами, с ленивым избиением мирных жителей, порожденным скукой, помноженной на алкоголь, при гарантированной неподсудности и сохранении стабильно высокого жалованья для всего рядового и офицерского состава.
Армия без войны
Другой армии не будет, потому что это армия без войны. Ее командиры вот прямо в этот момент могут пить пиво в кафе у своего здания штаб-квартиры НАТО в Европе, что на брюссельском бульваре Леопольда, их секретари составляют отчеты о бюджетах прошедших и предстоящих военных учениях в Латвии. Армии не нужна и, более того, даже страшна война.
Настоящая цель современной армии заключается в абсолютном отсутствии любых военных целей - это еще называют следствием действия 5-й статьи договора стран Североатлантического альянса, где нападение на одну страну приравнивается к нападению на весь блок. Войны нет, потому что у нас 5-я статья, об этом знает каждый школьник. Это самый большой и успешный миф организации НАТО, которая пережила СССР и даже сумела расшириться в странах Варшавского договора.
В 2004 году с использованием несложных финансовых схем при большом встречном энтузиазме местных правительств членами альянса стали Латвия, Литва и Эстония - без единого выстрела.
Начало фронтов истории
Единственная стратегическая задача латвийской армии за последние 15 лет - это эффективный аутсорсинг освоения бюджета. Только этого никогда не признают пропагандисты Stratcom East Europe, финансируемые Госдепом США и Пентагоном для распространения мыслеобразов в стиле министра Пабрикса.
На самом деле латвийская армия стала сильной уже в 1919 году в период Latvijas brīvības cīņas, когда Ленин и ВКП (б) поддержали стремление латышских товарищей к своей государственности. 24 декабря 1917 года в Валке была создана латышская пролетарская Республика Исколат под руководством Фрициса Розиня, власть которой распространялась на неоккупированную германскими войсками часть Лифляндской губернии и латгальские уезды Витебской губернии. В конце января 1918 года в Петрограде Латышский временный национальный совет официально выдвинул требование о создании независимой Латвии. Ну как Ленин мог отказать верным латышским стрелкам...
Латвийская армия создавалась людьми не на средства налогоплательщиков. К примеру, на лекции в честь армейского 100-летия "Война за независимость Латвии 1918–1920 гг. и 100-летие создания Латвийской армии" мне рассказали, что в 1918 году мобилизованным в новую Латвийскую армию приказывалось взять с собой одежду на девять месяцев из собственных запасов. Лектор музея Байба Экмане говорила, что в боях под Олайне латвийские батальоны сражались в царской форме. Денег не было, обещали землю. На современной территории Латвии сто лет назад воевали в разных фронтах 15-я армия Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), германская и эстонская армии, Антанта и Бермонт-Авалов.
А верх взяли латышские стрелки, воевавшие, умиравшие и побеждавшие за родину. Латвийская армия ковалась из бывших батраков и пролетариев, что жгли поместья баронов, жертв царизма и произвола эксплуататоров, а также из остатков колчаковских отрядов, вернувшихся из портов Приморья через Индийский океан в Европу на транспортных пароходах.
История героическая, гордиться есть чем. И сколько героев отдали жизни за независимость своей страны? Одного из создателей латвийских Национальных вооруженных сил Оскарса Калпакса застрелили в Курземе около города Скрунда - случайно, ночью, по ошибке, дружественным огнем подразделения немецкого ландсвера.
Истоки коллаборационизма
Пожалуй, 20-е и 30-е годы - период, когда латвийская армия стала самой профессиональной по стандартам того времени. В 1934 году экс-премьер (4 раза) Карлис Улманис провозгласил себя президентом с полномочиями диктатора. Поддержка военизированных подразделений айсаргов стала его самым заметным достижением в стратегии формирования национального милитаризма.
Этот период интересен еще и пиком карьеры Рудольфа Бангерскиса - участника русско-фпонской войны, полковника Российской императорской армии в 1916 году и колчаковского генерала. Кавалер золотого георгиевского оружия, орденов святого Владимира, Анны, Георгия. После поражения Колчака в Сибири бежал из Владивостока через Японию и Корею в Шанхай, откуда на пароходе "Ямато-мару" в ноябре 1921 года через Марсель и Париж прибыл в Латвию.
Бывший царский и колчаковский генерал в независимой Латвии командовал тремя дивизиями, занимал должность министра обороны. Спустя два года после улманисовского государственного переворота вышел в отставку по выслуге, торговал кирпичами своего завода. Советскую власть в 1940 году переждал у себя на хуторе. А с июля 1941 года вернулся в строй. Генерал-инспектор войск СС в звании группенфюрер с 1 сентября 1943 Рудольф Бангерскис, подчинявшийся напрямую обергруппенфюреру СС начальнику военной администрации рейхскомиссариата Остланд Фридриху Еккельну (казнен в Риге на площади Победы в 1946 году по приговору советского трибунала) - человек, отвечавший за призыв в латвийский легион СС.
Две дивизии СС, 15-я и 19-я - это тоже часть столетия латвийской армии. Этот эпизод в Латвии вспоминают с умеренным восторгом и всегда с осторожной оглядкой на западных партнеров.
16 марта 1943 года в Псковский области у речки Великая легионеры СС из двух дивизий под командованием оберфюрера Артурса Силгайлиса отбили у солдат РККА высоту 93,4 метра. А теперь 16 марта отмечается ежегодно как день памяти о легионе СС в Латвии. Свой путь легионеры закончили в 1945 году в охране уголовных заключенных в американской зоне оккупации в Германии. Группенфюрер Бангерскис перезахоронен на рижском Братском кладбище.
А воевать умели
Столетняя история армейского братства будет не полной без упоминания 201-й Латышской стрелковой дивизии - на 60% собранной из добровольцев, больше половины - латыши. И больше половины дивизии осталось лежать в боях под Москвой в 1942 году.
История армии Латвии пуста без 130-го Ордена Суворова Латышского стрелкового корпуса генерал-лейтенанта Детлавса Браткалнса - соединения РККА в составе 22-й армии 2-го Прибалтийского фронта. Участвавшего в Лубанско-Мадонской операции, освобождении Резекне, Даугавпилса и Риги, Курземе. Части корпуса, состоявшего из двух латышских стрелковых дивизий: 43-й гвардейской и 308-й, участвовали в разоружении солдат и офицеров 24-й саксонской пехотной дивизии и 19-й латышской дивизии СС в мае 1945 года уже после капитуляции нацистской Германии.
В войну 17 тысяч 368 солдат латышских формирований РККА были удостоены боевых орденов и медалей. Первый комендант занятого Красной Армией Берлина генерал-полковник Николай Берзарин - из Латвии, как и командующий Брянским и Резервным фронтами генерал-полковник Мартиньш Рейтерс, начальник штаба 6-ой гвардейской танковой армии генерал-майор Альбертс Штромбергс, генералы Эрнестс Седулиньш, Алфредс Калныньш, Волдемарс Дамбергс. Испытаны в боях и отмечены знаком победы. Легенды, подобных которым уже нет.
Отдельный период армейского века Латвии связан с Прибалтийским Военным округом. В Адажи размещалось больше 200 единиц колесной и гусеничной тяжеловооруженной техники, включая 80 БМП-2 и БМП-1, десятки БРТ-60. Адажский 261-й артиллерийский полк держал на вооружении 15 установок 2С1 "Гвоздика", 27 - 2СЗ "Акация", известных последнему обывателю по событиям в Донбассе БМ-21 "Град", девять мощных установок 2С12 "Сани" и еще массу брони.
В Алуксне дислоцировался 901-й отдельный десантно-штурмовой батальон 4-й бригады спецназа. Ракетчики в Кадаге 149-й бригады с ракетами малой дальности Р-17 9К72 "Скад-Б/Эльбрус" (масса боеголовки до 1-й тонны) и в Вайдене - 152-я ракетная бригада со "Скад-Б".
Военные аэродромы Латвии: в Лиелварде - 899-й авиаполк истребителей-бомбардировщиков Миг-27 из состава 39-й авиадивизии. 372-й авиаполк Миг-27 в Даугавпилсе и 668-й бомбардировочный полк из состава 132-й бомбардировочной авиадивизии в Тукмусе, где стояли бомбардировщики Су-24. В Екабпилсе - 886-й отдельный разведывательный авиаполк с Су-17М и Су-24МР. Кроме того, 54-й Краснознаменный Керченский гвардейский истребительный авиаполк в составе 14-й дивизии ПВО с новыми Су-27 в Вайноде.
Плюс - 27-й корпус ПВО в Рижском районе в составе 183-й и 207-й зенитно-ракетных бригад, 81-я радиотехнической бригады и 144-й радиотехнического полка. Базы Балтийского флота ВМФ, включая подводные лодки, в Усть-Двинске и Лиепае, радиолокатор дальнего обнаружения стартов ракет противника в Скрунде, взорванный триумфально с шампанским еще до вступления Латвии в НАТО в 2004 году.
Кто прикажет Латвии
Североатлантический альянс сегодня - не банка шпрот, конечно. Но уязвимость и слабость военного-экономического альянса 29 стран на днях показал турецкий президент Тайип Реджеп Эрдоган, выкинувший авиацию натовских партнеров с турецкой авиабазы Инджирлик, словно наказав капризного ребенка за жадность, крики и попытки манипуляции родителями.
Заклинания Пабрикса "о безопасности и силе" в случае Турции - а ведь это старейший член НАТО - звучат иначе. После жестоких бомбежек Сербии в 1999 году и раздела бывшей социалистической Югославии НАТО не успевает угнаться за актуальными вызовами, не имея никаких военных побед и достижений в таких независимых странах, как Германия.
Латвийской армией командуют из голландского Брюнсюма и Вашингтона, но только не из Риги и так последние пятнадцать лет. Полковник Калпакс, случайно убитый союзниками из Германии, тут и сам бы застрелился. Независимой Латвии после 2004 года нет, она не существует. Ее отняли у Латвии британские, американские, албанские солдаты на базе в Адажи, которая почему-то до сих пор называется базой Национальных вооруженных сил (НВС).
Даже проигравшие все свои сражения и закончившие армейскую службу тюремными охранниками и арестантами, в лучшем случае эмигрантами - солдаты Waffen SS Lettland выглядят большими легионерами, чем посторонние люди в камуфляже с нашивками флагов других государств, ходящие по земле Латвии.
Никогда латвийская армия не была настолько слабой, как сейчас, в праздничную годовщину своего векового юбилея. Огромные деньги налогоплательщиков растворяются в маркетинге коллективной обороны Североатлантического альянса. За 15 лет этого членства Латвия заплатила за участие в проекте НАТО больше 5 миллиардов евро. В этом году военный бюджет - 637 млн евро - на 10,5% больше, чем в 2018 году.
Министр Пабрикс считает, что в следующем году расходы в этой графе могут превысить 2% внутреннего валового продукта Латвии, поскольку "министерство планирует создать "подушку безопасности" на случай возможного снижения ВВП.
Позорно
Современный маркетинг НАТО примитивно укладывает в одну корзину историю альянса вместе с историей латвийской армии. Но кто же хранит все свои яйца в одной корзине?
В военной истории Латвии эффективнее всего показали в бою себя латышские стрелковые подразделения в 1919-м году, не считая 130-го стрелкового корпуса РККА в 1943-1945 годах, освобождавшего Латвию от вермахта группы армии "Север" и войск СС. А еще - невероятно эффективное партизанское и подпольное движение.
Для создания национальной независимой армии, например, на основе подразделений Земессардзе, не нужно платить американскому бизнесу - достаточно оставаться патриотом своей родины. Группы и одиночки диверсантов, патриотов военного дела, активистов, мотивированных на ведение городской партизанской борьбы - кто угодно, только не наемники.
По-настоящему свободной стране позорно, страшно делегировать свою независимость и национальную оборону корпоративным военным менеджерам, с легкостью делающим свои деньги на разогреве военной паранойи, массовой пропаганде и торговле оружием, бывшим в употреблении.
Все последние 15 лет НАТО планомерно уничтожает дух воина, живущий в латышском народе, как бы не отрицал это латыш и министр Пабрикс. Политики говорят, что это профессионализм, а дух Лачплесиса в либеральной Латвии стал формальностью. Для воспитания все же адекватного патриотизма вовсе не обязательно, чтобы латвийские дети любили играть в войнушку с пластиковым оружием, но ведь воткнувшихся в смартфоны толстых мальчиков на улицах Риги сегодня слишком много.