Депутат Европарламента Инесе Вайдере "настучала" в Службу государственной безопасности (СГБ) на свою бывшую коллегу Татьяну Жданок. Прегрешение Жданок состоит в том, что на недавних слушаниях в ЕП, посвященных политическим преследованиям в Латвии, Литве и Эстонии, она сравнила нынешнюю дискриминацию русских в этих странах с предвоенной дискриминацией евреев.
Вайдере считает, что такими высказываниями Жданок разжигает национальную ненависть. Если бы Жданок была права, то, цитирую Вайдере, "параллели выглядели бы так: в Латвии приняты законы, которые запрещают брачные и внебрачные отношения между русскими, русскоязычными и латышами. В Латвии наблюдается бойкот фирм, принадлежащих русским и русскоязычным, а также проходят нападения, убийства и аресты на этнической почве, направленные против русских и русскоязычных. Также за одну ночь убито примерно сто русских и русскоязычных, а тридцать тысяч из них отправлены в концентрационные лагеря".
Режет глаз назойливо повторяемое "русские и русскоязычные" (может, нам тоже ввести такой мем — "латыши и латышскоязычные"?), но в целом Вайдере очень четко выразила мечты латышских радикальных националистов. Они у нее как бы выплеснулись наружу из подсознания. Мечты, которые пока невозможно воплотить в жизнь. Поэтому используются другие, менее брутальные методы.
Собственно, методов очищения страны от "чуждого этнического элемента" не так уж и много. Всего четыре, на мой взгляд.
Первый — физическое уничтожение.
Второй — депортация за пределы страны.
Третий — принуждение к эмиграции, иногда агрессивное, иногда относительно мягкое.
Четвертый — ассимиляция детей.
В настоящий момент к первым двум методам латышские националисты прибегнуть не могут. Не то чтобы не хотят, а именно не могут: ситуация не позволяет. Немцев "репатриировали", евреев истребили, но тогда была военная обстановка, позволяющая совершать действия, недопустимые в мирное время. По принципу — война все спишет.
Сегодня применяются "гуманные" третий и четвертый методы, точнее, их творческая комбинация. Классический пример — перевод русских школ на латышский язык преподавания.
Русским семьям предложена жесткая альтернатива: либо вы соглашаетесь на превращение ваших детей в латышей (ассимиляция), либо вместе со своими чадами валите из страны (эмиграция). Хоть на Запад, хоть на Восток — ваше дело. Главное, чтобы духу вашего русского не было в Латвии.
Так что, параллели между былой дискриминацией евреев и нынешними притеснениями русских вполне очевидны. Методы изменились, да. Но цель — "латышская Латвия", она же "Латвия без нелатышей" — по-прежнему сияет, как путеводная звезда. Как она сияла для палачей Арайса и Цукурса, так и продолжает сиять для современного поколения нациков.
Хочу обратить внимание на такой показательный факт. Статья Уголовного закона "Разжигание национальной ненависти", по которой Вайдере требует привлечь к ответственности Жданок, применяется в Латвии очень избирательно. Не помню, чтобы хоть раз в число подозреваемых по этой статье попал латыш, уличенный в разжигании ненависти к русским. Таких совсем нет, что ли?
Правоохранительные органы не заинтересовал ни депутат-орденоносец Шноре, призвавший изгнать "русскую вошь из латвийской шубы", ни писатель Седлениекс, назвавший русских "отклонением от общечеловеческого кода". А вот Юрий Алексеев, Александр Гапоненко и Владимир Линдерман очень даже заинтересовали. Над Гапоненко уже идет суд за разжигание ненависти, мы с Алексеевым на очереди.
Все же сомневаюсь, что Служба госбезопасности даст ход заявлению Вайдере. Сотрудники СГБ — не семи пядей во лбу, но в данном случае, думаю, им хватит ума не раскручивать это взрывоопасное дело.
Любая публичная дискуссия о сходстве антисемитизма и русофобии — а возбуждение уголовного дела против Жданок такую дискуссию неизбежно вызовет — может изрядно подпортить образ Латвии.