Генеральная прокуратура приняла решение закрыть уголовный процесс о возможной причастности Гербертса Цукурса к уничтожению еврейского населения Латвии в годы Второй мировой войны.
Следствие велось с 2006 года по статье 71 Уголовного закона ЛР — "геноцид".
"В действиях Гербертса Цукурса не обнаружен предусмотренный статьей 71 состав преступного деяния", — подытожил прокурор отдела по расследованию особо важных дел Монвидс Зелчс.
Таким образом, Цукурс, получивший кличку "рижский мясник", оправдан, реабилитирован. Его идейные наследники могут теперь беспрепятственно возводить его в ранг национального героя, делать из него культовую фигуру, образец для подражания.
Соучастник геноцида
Считаю принятое решение надругательством над жертвами и циничным пренебрежением международным правом. Генпрокуратуре потребовалось двенадцать с лишним лет — но не для того, чтобы установить истину, а чтобы ее затушевать. Поэтому, с целью внести ясность, предлагаю последовательно ответить на несколько вопросов.
Вопрос первый. Являлось ли истребление латвийских евреев в годы войны актом геноцида? Ответ — да. Это признанный юридический факт, который никем, в том числе и латвийским государством, не отрицается.
Вопрос второй. Участвовала ли команда Арайса (подразделение латышской вспомогательной полиции) в истреблении евреев? Ответ — да. После войны в СССР были осуждены более трехсот бывших членов "команды". Тем, кто считает все советские судебные приговоры сфабрикованными, напомню, что сам Виктор Арайс в 1979 году был приговорен судом ФРГ к пожизненному заключению и умер в тюрьме.
Вопрос третий. Состоял ли бывший летчик Гербертс Цукурс в рядах команды Арайса? Да, состоял, тоже никем не оспариваемый факт.
Вопрос четвертый. Какую должность, находясь в команде Арайса, занимал Цукурс? Ответ: был начальником гаража (в некоторых источниках добавляют: "и оружейного склада", но ладно, допустим, только гаража). Иначе говоря: был на командирской должности, заведовал автомобильным хозяйством подразделения.
Вопрос пятый. Для каких целей использовались находящиеся в ведении Цукурса грузовики, легковые автомобили, мотоциклы? Для спортивных состязаний и воскресных прогулок с девушками? Нет, они использовались для выполнения служебных задач подразделения. А важнейшей задачей команды Арайса – это установлено судами СССР и ФРГ – была ликвидация евреев.
Вопрос шестой. Мог ли человек, занимая командирскую должность, не знать, в каких целях используется вверенный ему автотранспорт? Ответ – нет, знал наверняка.
Из этой логической цепочки неопровержимо следует, что Гербертс Цукурс являлся как минимум соучастником геноцида. А значит, подлежит ответственности по статье 71 Уголовного закона Латвии. Даже если он сам не нажимал спусковой крючок в Бикерниеках или Румбуле.
Чтобы еще лучше прояснить ситуацию, отвлечемся от геноцида. Допустим, криминальная группировка совершила вооруженное ограбление. У каждого участника преступления была своя функция. Кто-то организовал, кто-то стрелял или угрожал оружием, кто-то вскрывал сейф, кто-то стоял на "шухере", кто-то подвозил и увозил участников на машине. Можно спорить о степени вины каждого, но все они — виновны.
Закон определяет соучастие в преступлении как "сознательное действие или бездействие, путем которого лицо (соучастник) вместе с другим лицом (исполнителем) участвовало в совершении умышленного преступного деяния, но само не являлось его прямым исполнителем".
И в этом смысле нет принципиальной юридической разницы между геноцидом и банальным ограблением. Согласно решению Международного трибунала по Руанде, даже простое присутствие лица, наделенного властными полномочиями, на месте совершения актов геноцида, может рассматриваться как соучастие в преступлении.
Да, нельзя автоматически осудить человека за то, что он был в команде Арайса, только за конкретные преступные действия. Но за двенадцать лет, имевшихся в распоряжении прокуратуры, таких действий, связанных именно с соучастием, пособничеством, можно было "накопать" десятки, было бы желание.
Повторю еще раз: Гербертс Цукурс бесспорно виновен в геноциде еврейского населения. Закрыв уголовный процесс, Генпрокуратура исполнила политический заказ на реабилитацию и героизацию нацистов.
Цукурс мертв, но дело его живет
Я сознательно вынес за рамки статьи вопрос о прямом участии Цукурса в убийствах и пытках. Заслужил ли он прозвище "рижский мясник", или тут мы сталкиваемся с преувеличением? На этот счет имеются свидетельства, некоторые из них приведены, например, в статье Эфраима Зуроффа в газете Diena. Там полный букет: убийства, пытки, сексуальные надругательства.
Но проблема в том, что прокуратура, затянув (думаю, сознательно) расследование на двенадцать лет, дождалась пока все выжившие очевидцы отправились в мир иной. Допрашивать, чтобы что-то уточнить, перепроверить, опровергнуть, попросту некого. И все собранные свидетельства против Цукурса теперь можно без проблем объявить советской или сионистской фальшивкой.
… "Рижский мясник" давно мертв, длинная рука "Моссада" дотянулась до него в Уругвае в 1965 году. Он был хорошим летчиком, но, присоединившись к карателям, загубил себя, свою посмертную репутацию. Геринг тоже был воздушным асом – и что?
Цукурс мертв, но идеология "латышской Латвии", ради которой допустимо пойти на любые преступления, по-прежнему жива. И реабилитированный, слегка "очищенный" от крови Цукурс ей нужен как знамя.