РИГА, 12 ноя – Sputnik, Алексей Стефанов. К 95-летию Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас подготовил настоящий сюрприз для театралов Москвы – на протяжении трех дней (12,13 и 14 ноября) там будет идти премьера российско-греческого спектакля "Царь Эдип".
Накануне в Вахтанговском театре был устроен пресс-показ этой античной трагедии Софокла, на котором побывал корреспондент Sputnik, услышавший в этой постановке явный балтийский акцент и пообщавшийся с литовцами и латвийцем.
Туминас: ставить спектакль в Греции помогала сама природа
В перекрестный год Греции и России театр им. Е. Вахтангова пошел на небывалый эксперимент – Римас Туминас совместно с Национальным театром Греции поставил спектакль, который прошел с аншлагом на двух самых знаменитых сценах Греции.
А балтийский акцент корреспондент Sputnik обнаружил перед пресс-показом в Москве в рабочем кабинете знаменитого режиссера, лауреата Государственной премии России и Национальной премии Литвы Римаса Туминаса, где последние детали перед спектаклем обсуждали худрук Вахтанговского театра и композитор, лауреат Национальной премии Литвы Фаустас Латенас.
Говорили, конечно же, на литовском. Время от времени они обращались и к девушке, сидящей на диване. Оказалось, это дочь Римаса – Габриэлле Туминайте-Радвинаускене, которая в постановке "Царя Эдипа" выполняла роль ассистента режиссера.
"В Эпидавре случилась удивительная вещь: спектакль начинался в девять часов вечера, за час до этого, пока собирались зрители, мы выставили свет. И вот в 21.20 начался закат, солнце уходило, и мы словно попали в анабиоз – природа сама делала свет, сама подсказывала внешнюю атмосферу, как бы говорила нам: "Ну, давайте, пожалуйста, играйте, не отвлекайтесь…" А еще было ощущение, что это как будто такое камерное исполнение спектакля, хотя за каждым движением актеров внимательно следило более десяти тысяч человек… Это поразительно!", — поделился своими эмоциями Римас Туминас и ушел вместе с Габриэллой за кулисы – давать последние наставления актерам перед первым показом в России.
Латенас: рад, что своей музыкой "заселяю" Россию
"Как вам работается в Москве?" — переключился корреспондент Sputnik на оставшегося в кабинете композитора Фаустаса Латенаса.
"Много лет я работал атташе по культуре при посольстве Литвы в Москве, поэтому здесь мне уютно, комфортно, хорошо. Я общаюсь не только с москвичами – я работаю в Твери, Самаре, в Санкт-Петербурге. Есть еще города, в которых я не работал, но знаю, что они мою музыку любят и используют. Так что я очень рад, что своей музыкой я "заселяю" Россию. Мне это очень приятно. Хотя я не так много сейчас живу в Москве – большую часть времени все-таки провожу в Литве", — сказал он.
В отличие от Туминаса, для которого вся жизнь – это театр на Старом Арбате, Фаустас Латенас занимал государственные посты в литовском правительстве — был заместителем министра культуры Литвы, советником по культуре правительства и премьера.
"Какие советы я давал правительству? Да такие же, какие можно дать премьеру любой страны — надо помогать культуре, творческим людям, потому что постоянная беда – это маленькие зарплаты, эти люди живут на черте бедности. Потому что если люди культуры начнут протестовать – мало не покажется. Они умеют своим творчеством посылать революционные настроения. Вот такими советами мне и удалось добиться того, что три года подряд правительство Литвы поднимало работникам культуры оклады", — поделился Латенас своими успехами на государственной службе.
"Допустим, не любят чиновники культуру, а баскетбол уважают. Одно имя – Сабонис чего стоит. Вот мы и скрестили два этих фонда и уже через две недели фонд заработал. Оставалось только эти два фонда разъединить, что мы и сделали спустя несколько лет. И они теперь замечательно работают по отдельности", — сказал Латенас.
А тем временем начинался спектакль, и мы поспешили в зал.
Князев: Римас – талантливый режиссер
Пересказывать спектакля "Царь Эдип" не имеет смысла – суть трагедии Софокла была передана близко к оригиналу. Можно только сказать, что уникальность постановки заключается в том, что она двуязычная – вахтанговцы играют на русском, а хористы из Национального театра Греции говорят и поют на греческом языке.
"Когда нам показали площадку Эпидавра, а это театр с поднимающимися скамьями-ступенями высотой, наверное, в 30 этажей, мы подумали: "Как там играть вообще, кто там тебя услышит, кто увидит?" И на первых репетициях было даже какое-то отчаяние. У нас бытовала даже такая шутка Римаса: "От провала нас спасет только дождь". Но дождь не мог пойти, потому что в это время никаких дождей не бывает. И мы оказались вот в таком сложном положении. А нас предупреждали, говорили, что если у вас будет успех, то эта сцена данный успех увеличивает, но если это будет провал, то сцена его сделает еще большим. А в Эпидавре были случаи, когда зрители не принимали спектакль и уходили с него сотнями и тысячами. Но Бог был милостив к нам — мы сыграли спектакль, и публика нас приняла. Нам очень долго аплодировали. Это была серьезная благодарность", — сказал корреспонденту Sputnik сразу после пресс-показа народный артист России Евгений Князев, исполнивший в спектакле одну из главный ролей.
"В театре нет никаких национальностей, русской или европейской театральной школы. Когда есть хороший спектакль, мне трижды наплевать какая это школа, главное, чтобы это было талантливо. Вот Римас у нас талантливый режиссер и команда у него талантливая. И с ним работать очень хорошо", — ответил Евгений Князев.
Яцовскис: Москва для меня – тяжелый город
В это время все, кто работал над постановкой спектакля "Царь Эдип" стали выходить в зрительское фойе, чтобы в непринужденной атмосфере рассказать о своей работе в этом российско-греческом проекте.
"В Москве работаю столько же, сколько и Римас — с начала 2000-х годов. Мы начинали здесь, в театре Вахтангова ставить спектакль "Ревизор" Гоголя, потом работали в Современнике и снова вернулись в Вахтанговский театр. Я сейчас больше живу в Вильнюсе, а сюда приезжаю наездами. Все-таки для меня Москва – очень тяжелый город. Тут громадные расстояния. Для меня добраться из пункта "А" в пункт "Б" – это как совершить подвиг", — признался еще один литовец – сценограф и художник Адомас Яцовскис.
"А вы из Риги? Так в спектакле же играет актер из Латвии – Виталий-с Семенов-с (с улыбкой выделил он буквы "с" на конце имени и фамилии). Вы его видели на сцене – он такой — самый высокий среди всех, парень с красивым голосом", — рассказал Яцовскис, когда узнал, что я разыскивал земляков из стран Балтии среди постановщиков театра.
Семенов: работать с Туминасом – счастье для актера
Тут же вспомнилось, что среди невысоких греческих хористов, да и среди всех остальных актеров своим исполинским ростом выделялся парень, исполнявший роль корифея хора вместе с греками. Найти его среди других актеров в зрительском фойе театра оказалось несложно.
"Я закончил в Риге школу, а потом поступил в Щепкинское училище в Москве, отучился четыре года. Когда увидел спектакли Римаса Владимировича Туминаса, понял, что это мечта. И теперь спустя время, когда я имею честь принимать участие в его спектаклях, считаю, что мне очень повезло. Это счастье для актера. Спасибо Римасу Владимировичу, что пригласил меня к себе", — сказал Виталий Семенов.
Сегодня он очень востребованный актер театра Вахтангова – в месяц у Виталия Семенова 8-9 спектаклей, параллельно идут репетиции. Из-за такого плотного графика выбираться домой, в Ригу, к маме, бабушке, другой родне, друзьям получается не чаще раза в год.
"Конечно же, я скучаю по Риге. Это же мой дом. Это земля, где я родился и вырос. Дело даже не в государстве, а именно в земле. Иногда хочется вырваться на пару дней домой, погулять по Старой Риге. Москва замечательный город, но привыкнуть к этому сумасшедшему ритму я все-таки не могу. Он достаточно жесткий, требует много ресурсов, иногда хочется просто куда-то убежать. Зато в первое время, когда я приезжал в Ригу, меня не покидало ощущение, что жизнь там просто замирает, люди как будто даже не ходят. И всегда было одно и то же: я носился по городу, куда-то спешил, но быстро понимал, что в этом нет никакой необходимости, можно также сбавить скорость и в эту неделю-две жить размеренно", — рассказал Семенов.
"Когда я выступал в Греции — в Эпидавре и Афинах, я даже не мог осознать, насколько это невероятно. Мы же фактически вернулись к истокам, играли на театральной площадке, которая была самой первой в Европе. И одно дело понимать это умом, а другое – сердцем… Ощущение, что творческий круг как бы замкнулся – мы были там, где это искусство зародилось. До сих пор это переживаю", — сказал Виталий Семенов.
Литовец Туминас устроил братание русских и греков
"Скажите, сегодня это был экспромт или в Греции артисты также танцевали сиртаки", — спросил корреспондент Sputnik Римаса Туминаса перед тем, как выйти из театра.
"Да, конечно же, сиртаки в Греции были. Я вам больше скажу – в Эпидавре и Афинах я устроил братание русских и греков", — отметил художественный руководитель театра Вахтангова.