23:45 21 Августа 2019
Прямой эфир
  • USD1.1104
  • RUB73.1897
Айнарс Шлессерс на Балтийском форуме

Айнарс Шлесерс готов судиться с Литвой за Калининград

© Sputnik / Sergey Melkonov
Новости экономики Латвии
Получить короткую ссылку
Российский транзит через Латвию (152)
561

В борьбе с Литвой за транзит российских грузов латвийский железнодорожный перевозчик готов на самые решительные меры, в том числе – на обращение в европейский суд

РИГА, 30 мая — Sputnik, Людмила Прибыльская. На прошедшем в выходные в Риге Балтийском форуме экс-политик и крупный предприниматель Айнарс Шлесерс заявил о готовности перевозить грузы в Калининград по цене ниже, чем сейчас предлагают России Литовские железные дороги.

Соответствующую заявку сделал лицензированный в Латвии железнодорожный оператор Euro Rail Trans (ERT), половина акций которого принадлежит Российским железным дорогам.

До сих пор Lietuvos Geležinkeliai фактически монопольно оперировал на маршруте в Калининград, что позволяло ему держать высокие цены за коридор и получать гарантированный грузопоток в размере 10 млн тонн в год. Россия старается преодолеть разделенность со своим балтийским анклавом за счет морского сообщения, и вот теперь идея Шлесерса создает весьма интересную и асимметричную альтернативу с рядом последствий.

Rail Baltica помогла

Как ни странно, основу для альтернативы ERT создала… Rail Baltica. 

"Поскольку есть договоренность по Rail Baltica, это первый шаг в нашу поддержку, так как до сих пор не было единой позиции, — отметил Шлесерс в эксклюзивном интервью Sputnik. — Литовцы хотели сделать узкую колею до Каунаса и дальше ничего не развивать. Им выгодно монополизировать стыковку узкой и широкой колеи и диктовать плату если не за перевозки по железной дороге, то за терминальные услуги". 

Однако теперь, благодаря договоренности по Rail Baltica, которая наконец-то подтвердила равные права всех участников на доступ к инфраструктуре, Латвия может создавать альтернативу и по Калининградскому направлению. Если литовцы вместе с Латвией и Эстонией договорились о равном доступе к новой узкой европейской ветке, то такие же условия должны быть и по старой колее 1520.

Де-юре европейское законодательство оговаривает это давно. Например, в Латвии есть несколько перевозчиков, которые платят одинаковую цену за пользование инфраструктурой.

"В Литве частных перевозчиков нет, поэтому мы хотим, чтобы она открыла свои карты и сказала, сколько стоит этот коридор. Мы целенаправленно намерены развивать коридор на Калининград и готовы судиться с Литвой в Европейском суде, если не договоримся", — заявил Айнарс Шлесерс.

Борьба за грузы

Шлесерс решительно настроен побороться за 10 млн тонн калининградских грузов и считает, что правительство Латвии должно поддержать своего перевозчика.

"Я удивляюсь миролюбивому отношению Латвии к Литве, потому что Литва ведет себя по отношению к Латвии нечестно на протяжении многих лет. Пример — разрушение железной дороги из Литвы на Лиепаю, чтобы невозможно было везти  нефтепродукты из Мажейкяя в этом направлении. Это была первая неприятная ситуация. Затем литовцы начали нескончаемый ремонт пути на Рижский порт. Это очень некорректное поведение для соседнего государства. Мы молча смотрим на все это.

Однако мы, являясь независимыми государствами, входим в ЕС, и поэтому ограничение свободного передвижения из одного государства в другое недопустимо. Это можно сравнить с движением по автодорогам: что бы было, если бы Латвия запретила движение по своим дорогам грузовикам с литовскими номерами?

Перевозя большой объем грузов на Калининград и назначая за это высокие цены, Литва может субсидировать перевозки на Клайпеду. И сейчас возникает вопрос: если перевозчик Euro Rail Trans не сможет решить эту проблему, получит ли он достаточную поддержку от правительства, от министерства сообщения, чтобы говорить с литовским правительством и при необходимости решать этот вопрос в Европейском суде? Один раз надо будет это сделать".

Чем сердце успокоится

Таким образом, Латвия на Балтийском форуме на уровне министра сообщения Улдиса Аугулиса (накануне имевшего также доверительные и подробные переговоры с советником президента РФ Игорем Левитиным), национального железнодорожного концерна Latvijas Dzelzceļš и крупнейшего частного перевозчика Euro Rail Trans подтвердила решимость развивать совместные проекты с Россией.

Это заметил и сам Игорь Левитин:

"Латвия не выделяется агрессивной политической риторикой в последние годы, в отличие от ее соседок Литвы и Эстонии".

В кулуарах он подтвердил готовность развивать совместные транзитные проекты с Латвией, в частности по грузам из Индии, которые планируется переправлять через Каспий в порты Российской Федерации и далее в Белоруссию, Польшу и Латвию.

В совместных проектах видит решение текущих политических проблем и бывший коллега Левитина, Шлесерс:

"Игоря Евгеньевича Левитина я знаю с 2004 года, когда и он и я были транспортными министрами. Мы пообщались и сейчас. Может ли Латвия двигать нормализацию отношений? Глобальные вопросы будут решаться в Вашингтоне, Брюсселе и Москве. Мы там не можем повлиять ни на что. Но мы можем создавать совместные проекты и таким образом выстраивать отношения. У нас есть два совместных предприятия с РЖД. Логотипы компаний ERT и LDz Cargo в материалах Балтийского форума демонстрируют, что не только Латвийская железная дорога поддерживает эту неформальную дискуссионную площадку, но и российская, через свою структуру ERT".

На вопрос, не опасается ли Шлесерс обвинений в том, что на родине его станут называть "рукой Москвы", он ответил с усмешкой:

"У меня есть привилегия: я не политик, у меня нет избирателей, которым я должен подыгрывать. Я хочу двигать бизнес-проекты, и свои мысли я готов озвучить без боязни, что меня кто-то неправильно поймет".

А последствия инициативы Шлесерса могут быть многомерными.

Создание латвийского коридора на Калининград поможет привлечь грузы и в латвийские порты. 

Отказ от монополии Литовских железных дорог на Калининградском маршруте снизит цены на перевозки для российских клиентов.

Вынужденная снизить цены в результате конкуренции со стороны латвийского перевозчика, Литва не сможет больше субсидировать перевозки на Клайпеду, что она делала годами, создавая ситуацию демпинга для конкурентов из Латвии и привлекая грузы в Клайпедский порт. Фактически это были перекрестные субсидии, запрещенные законодательством ЕС.

Перспектива Rail Baltica позволит связать российские грузопотоки с европейскими через хабы не только в Литве и Польше, но и в Латвии. Левитин особо отметил заинтересованность России в участии в таких транзитных проектах для третьих стран.

Частный перевозчик Euro Rail Trans, имеющий лицензию в Латвии, предлагает другой коридор в Калининград для России. От этого выигрывают обе стороны, мы выигрываем: хотя бы часть грузов Латвия заберет на себя.

Тема:
Российский транзит через Латвию (152)

По теме

Игорь Левитин: пора сделать выбор между конфронтацией и диалогом
Айнарс Шлесерс: только экономическое партнерство – гарант стабильности
По-соседски: Шлесерс объяснил, что главное в отношениях Латвии и России
Вильнюс отказался от пассажирских железнодорожных перевозок в Москву
Теги:
Rail Baltica, Euro Rail Trans, Литовские железные дороги, Айнарс Шлесерс, Игорь Левитин, Каунас, Калининград, Клайпеда, Литва, Россия, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik