РИГА, 30 мая — Sputnik, Людмила Прибыльская. На прошедшем в выходные в Риге Балтийском форуме экс-политик и крупный предприниматель Айнарс Шлесерс заявил о готовности перевозить грузы в Калининград по цене ниже, чем сейчас предлагают России Литовские железные дороги.
Соответствующую заявку сделал лицензированный в Латвии железнодорожный оператор Euro Rail Trans (ERT), половина акций которого принадлежит Российским железным дорогам.
До сих пор Lietuvos Geležinkeliai фактически монопольно оперировал на маршруте в Калининград, что позволяло ему держать высокие цены за коридор и получать гарантированный грузопоток в размере 10 млн тонн в год. Россия старается преодолеть разделенность со своим балтийским анклавом за счет морского сообщения, и вот теперь идея Шлесерса создает весьма интересную и асимметричную альтернативу с рядом последствий.
Rail Baltica помогла
Как ни странно, основу для альтернативы ERT создала… Rail Baltica.
"Поскольку есть договоренность по Rail Baltica, это первый шаг в нашу поддержку, так как до сих пор не было единой позиции, — отметил Шлесерс в эксклюзивном интервью Sputnik. — Литовцы хотели сделать узкую колею до Каунаса и дальше ничего не развивать. Им выгодно монополизировать стыковку узкой и широкой колеи и диктовать плату если не за перевозки по железной дороге, то за терминальные услуги".
Де-юре европейское законодательство оговаривает это давно. Например, в Латвии есть несколько перевозчиков, которые платят одинаковую цену за пользование инфраструктурой.
"В Литве частных перевозчиков нет, поэтому мы хотим, чтобы она открыла свои карты и сказала, сколько стоит этот коридор. Мы целенаправленно намерены развивать коридор на Калининград и готовы судиться с Литвой в Европейском суде, если не договоримся", — заявил Айнарс Шлесерс.
Борьба за грузы
Шлесерс решительно настроен побороться за 10 млн тонн калининградских грузов и считает, что правительство Латвии должно поддержать своего перевозчика.
"Я удивляюсь миролюбивому отношению Латвии к Литве, потому что Литва ведет себя по отношению к Латвии нечестно на протяжении многих лет. Пример — разрушение железной дороги из Литвы на Лиепаю, чтобы невозможно было везти нефтепродукты из Мажейкяя в этом направлении. Это была первая неприятная ситуация. Затем литовцы начали нескончаемый ремонт пути на Рижский порт. Это очень некорректное поведение для соседнего государства. Мы молча смотрим на все это.
Перевозя большой объем грузов на Калининград и назначая за это высокие цены, Литва может субсидировать перевозки на Клайпеду. И сейчас возникает вопрос: если перевозчик Euro Rail Trans не сможет решить эту проблему, получит ли он достаточную поддержку от правительства, от министерства сообщения, чтобы говорить с литовским правительством и при необходимости решать этот вопрос в Европейском суде? Один раз надо будет это сделать".
Чем сердце успокоится
Таким образом, Латвия на Балтийском форуме на уровне министра сообщения Улдиса Аугулиса (накануне имевшего также доверительные и подробные переговоры с советником президента РФ Игорем Левитиным), национального железнодорожного концерна Latvijas Dzelzceļš и крупнейшего частного перевозчика Euro Rail Trans подтвердила решимость развивать совместные проекты с Россией.
Это заметил и сам Игорь Левитин:
"Латвия не выделяется агрессивной политической риторикой в последние годы, в отличие от ее соседок Литвы и Эстонии".
В кулуарах он подтвердил готовность развивать совместные транзитные проекты с Латвией, в частности по грузам из Индии, которые планируется переправлять через Каспий в порты Российской Федерации и далее в Белоруссию, Польшу и Латвию.
В совместных проектах видит решение текущих политических проблем и бывший коллега Левитина, Шлесерс:
На вопрос, не опасается ли Шлесерс обвинений в том, что на родине его станут называть "рукой Москвы", он ответил с усмешкой:
"У меня есть привилегия: я не политик, у меня нет избирателей, которым я должен подыгрывать. Я хочу двигать бизнес-проекты, и свои мысли я готов озвучить без боязни, что меня кто-то неправильно поймет".
А последствия инициативы Шлесерса могут быть многомерными.
Создание латвийского коридора на Калининград поможет привлечь грузы и в латвийские порты.
Отказ от монополии Литовских железных дорог на Калининградском маршруте снизит цены на перевозки для российских клиентов.
Перспектива Rail Baltica позволит связать российские грузопотоки с европейскими через хабы не только в Литве и Польше, но и в Латвии. Левитин особо отметил заинтересованность России в участии в таких транзитных проектах для третьих стран.
Частный перевозчик Euro Rail Trans, имеющий лицензию в Латвии, предлагает другой коридор в Калининград для России. От этого выигрывают обе стороны, мы выигрываем: хотя бы часть грузов Латвия заберет на себя.