То русская мать,
То еврейский отец…
"Латышской Латвии"
Приходит капец.
Это я попытался передать тональность дискуссии в латышском сегменте интернета. Многие комментаторы возмущены: неужели на пост президента нельзя наконец подобрать "настоящего латыша"?! Напомню, мать действующего президента Раймондса Вейониса — русская, из Псковской области, а отец Эгилса Левитса, наиболее вероятного нового главы государства, — еврей, чьи родственники погибли в Холокосте.
Ревнители чистоты крови могут успокоиться: Левитс — один из самых последовательных сторонников "латышской Латвии".
Заслуги перед "латышской Латвией"
Именно Левитс предложил концепцию, согласно которой нынешняя Латвия является прямым продолжением довоенной, а Латвийская ССР объявлена "периодом оккупации" и юридической фикцией. Эта креативная идея, а по сути — политическое мошенничество, позволила лишить гражданства сотни тысяч жителей Латвии.
Латышским националистам важно было не подпустить русских к управлению государством и разделу собственности. Но нельзя же прямым текстом заявить, что русские лишаются прав, потому что они — русские. Левитс придумал, как это сделать, чтобы все выглядело пристойно, политкорректно.
Он же является автором преамбулы к конституции, которая фактически узаконила принцип "Латвия для латышей". На практике этот принцип и так действовал, но требовалось юридическое закрепление, и грамотный юрист Левитс с задачей справился.
Все пять правящих партий — от радикального Национального объединения до условно либеральной "Развитию/За!" и невнятной KPV LV — поддерживают кандидатуру Левитса. Голосование в Сейме на этот раз будет открытым, неожиданности исключены. Поэтому можно уверенно прогнозировать: если не случится какого-то форс-мажора, новым президентом страны станет Эгилс Левитс.
Чревато ли его избрание новыми проблемами для русских жителей Латвии? В ближайший период — едва ли. В действующей политической системе президент является, скорее, символической, даже декоративной фигурой, реальных рычагов власти у него нет.
Но через пару-тройку лет ситуация может измениться. Прорабатываются различные варианты перехода к прямым, общенародным выборам президента. Когда такой переход произойдет, соответственно, возрастут объем полномочий и политический вес главы государства.
Если к тому моменту Левитс не растеряет поддержки латышских партий, то станет реальным кандидатом на победу и на прямых выборах. Разве что антисемитизм части избирателей может ему помешать. Тех самых, что сейчас бушуют в интернете, требуя в президенты "настоящего латыша".
Об экс-президентах
Однако не будем забегать вперед, а оглянемся в прошлое.
Трое из четырех бывших президентов Латвии — Гунтис Улманис, Валдис Затлерс и Андрис Берзиньш — особым радикализмом в национальном вопросе не отличались. В этот же ряд можно поставить и пока еще действующего президента Вейониса. Все они относились к русским не то чтобы хорошо, но спокойно, без демонстративной враждебности.
Можно вспомнить, например, нереализованное намерение Затлерса создать общее правительство с "Согласием". Или недавнее выступление Вейониса, возложившего на латышей часть ответственности за депортации. Сейчас уже мало кто помнит, но поначалу президент Берзиньш занимал нейтральную позицию по референдуму о признании русского языка государственным (потом на него как следует надавили, и он стал дудеть в общую антирусскую трубу).
Короче говоря, все они, хотя и робко, вяло и, главное, безрезультатно пытались наладить отношения с русскими, найти какой-то компромисс. Особняком стоит Вайра Вике-Фрейберга, но и она не была столь последовательным пропагандистом концепции "латышской Латвии", как Эгилс Левитс.
Вот в чем новизна ситуации: впервые президентом Латвии станет человек, продвигаемый радикальными националистами. Левитс — кандидат от Национального объединения, поддержанный остальными партнерами по коалиции.
Что сказали бы дедушка и бабушка?
… Если бы в Латвии существовала независимая скандальная ТВ-программа, специализирующаяся на развенчании топ-политиков, я бы подсказал ее ведущему, как загнать в угол Эгилса Левитса.
Пригласить его на интервью, в ходе которого задать "невинный" вопрос: что вы как юрист с международным опытом думаете о недавней реабилитации Генеральной прокуратурой Герберта Цукурса?
Это та самая ситуация, когда любой ответ — плохой. Даже мягкая критика решения Генпрокуратуры рассорит Левитса с националистами, для которых Цукурс — рыцарь без страха и упрека. Скорей всего, он одобрит реабилитацию.
Тогда следующий вопрос: а что бы сказали ваши дедушка и бабушка, которых соратники Цукурса сожгли в рижской синагоге?
Автор концепции "латышской Латвии" может стать президентом>>