Почему латышским политикам лучше не ездить на Бали? Линдерман о "прочистке мозгов"
Возможно, Россия может сделать кое-что, чтобы почистить мозги тем любителям отдыхать на Бали из правительства Латвии, которые выступили за снос памятника Освободителям. Пора им увидеть, что Запад решает в этом мире далеко не все
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенРИГА, 12 мая - Sputnik. В День Победы к памятнику Освободителям Риги, несмотря на запреты и ограничения, нескончаемым потоком шли люди и приносили цветы, отдавая дань памяти своим предкам, воинам Советской армии, освободившим мир от нацизма.
Но такой размах празднования Дня Победы, очевидно, идет вразрез с видением властей Латвии. Поэтому рижские городские службы утром 10 мая попросту сгребли бульдозером все те цветы, что люди принесли к памятнику с благодарностью к бойцам, спасшим Ригу и Латвию от коричневой чумы.
Рижане, а также
оппозиционные политики Рижской думы назвали действия городских пощечиной всем жителям города. Но вторую щеку никто подставлять не стал. Рижане снова
стали приносить цветы к памятнику Освободителям. И утром 11 мая море цветов на площади перед мемориалом городские службы убирать уже не стали, хотя перед этим грозились, что уже готовят очередной бульдозер. Можно ли засчитать это как маленькую победу или нет?
Об этом и не только говорят Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин в еженедельном обзоре событий для Sputnik Латвия.
Линдерман подчеркивает, что уборка цветов, безусловно, была демонстративной акцией. Ведь в предыдущие годы цветы лежали до увядания и их уборка происходила совершенно незаметно, не вызывая никакого возмущения в обществе. До сих пор это было технической процедурой.
"На этот раз все было не так. Это была политическая процедура, удар по нашим эмоциям, о чем свидетельствует волна возмущения в социальных сетях. Я думаю, что тут два момента сыграли роль. Во-первых, власти взбесил тот факт, что рижане все-таки явились и принесли цветы, хотя шло такое запугивание. Городские власти, скорее всего, считали, что людей будет намного меньше. Другой момент - это демонстрация решимости со стороны Рижской думы и правительства в сносе памятника. То есть они хотели показать, что это будет так же решительно, как это произошло с цветами. Власти рассчитывают, что вызовут своими действиями страх и паралич воли у людей", - поясняет Линдерман.
Он отмечает, что теперь настал тот момент, когда нужно создавать что-то вроде штаба по защите памятника. Это должна быть общественная инициатива, но в этот штаб должны войти прежде всего люди, обладающие политическим ресурсом.
Кроме того, Линдерман считает, что должна быть сформирована какая-то охрана памятника. В случае угрозы в отношении памятника надо созывать массы. Это должны быть волонтеры, которые должны будут оповестить общество о готовящемся преступлении.
"Потому что то, что произошло с цветами, я считаю, что это реальное преступление. Это реальное разжигание розни. Потому что, если бы это сделали не городские власти, а какие-то сумасшедшие националисты, то, скорее всего, на них бы было заведено какое то дело. Второе, это по поводу идеи со сносом. Они хотят денонсировать российско-латвийское соглашение от 1994 года. Я его перечитал, и в какой то мере оно защищает памятник. Там упомянуты не только захоронения, но и мемориальные сооружения, к которым, безусловно, относится памятник. И даже глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс признавал, что это соглашение защищает памятник. Тем не менее власти Латвии, пользуясь ситуацией с Украиной, решили эти соглашения разорвать", - отмечает Линдерман.
Российско-латвийское соглашение 1994 года - это соглашение по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики. Статья 13 этого соглашения гласит: "С учетом международной практики латвийская сторона обеспечивает уход, благоустройство и сохранность мемориальных сооружений и мест массовых захоронений воинов на территории Латвийской Республики, а также не препятствует захоронению умерших военных пенсионеров и членов их семей и проведению ритуалов захоронения".
Отметим, что латвийские депутаты уже
приняли закон, прекращающий действие пункта межправительственного соглашения с Россией об охране памятников советским воинам.
Линдерман считает, что в этом случае кое-что могла бы сделать и Россия в этом плане. В 2020 году вступили в силу закон о защите памятников, посвященных русской и советской истории, в том числе за рубежом.
"С моей точки зрения, Следственному комитету России нужно завести уголовные дела против всех инициаторов сноса памятника. И хотя эти инициаторы вряд ли к такому серьезно отнесутся, но есть одно но. У латвийских политиков есть излюбленные курорты. Например, популярно у них такое направление, как Бали в Индонезии или какие-то курорты в Индии. А с этими странами у России есть соглашение о правовой помощи. То есть о взаимной выдаче людей, которых преследуют в уголовном порядке. Мир же не ограничен западной цивилизацией. Так что это может немного прочистить им мозги. Потому что сейчас они считают, что мир этот только страны Запада. Нужно показать им, что все не так просто", - подчеркивает публицист.
Ведь сейчас существует несколько видов войны помимо реальной. Это информационная война и война юридическая. И у России есть возможность ответить на этих участках борьбы.
"Эти люди, которые сейчас хотят снести памятник, они не герои ни в каком смысле слова. Просто сейчас им кажется, что весь мир объединился против России, поэтому они тоже должны поучаствовать во всеобщем избиении. Но на самом деле они плохо понимают ситуацию. Так что, если что-то будет им угрожать, у них может произойти прочищение в головах", - предупреждает Линдерман.
Публицист также отметил, что вряд ли латыши горят таким энтузиазмом по сносу памятника на самом деле. Энтузиазм этот по большей части нагоняется политиками и средствами массовой информации.
Простой человек без труда поддается медийной массовой диктатуре. Потому что он читает только одну точку зрения, а другой точки как будто бы и нет на самом деле, отмечает Линдерман.
И если спросить мнение не только мэра Риги Мартиньша Стакиса и президента Эгилса Левитса. Спросите к примеру, композитора Имантса Калныньша, вряд ли он будет за снос памятника. Даже Раймонда Паулса почему-то не спрашивают. Так же не спрашивают ни архитекторов, ни искусствоведов. Что говорят люди, которые имеют заслуги в области архитектуры и искусства, задается вопросом Линдерман. Вряд ли они все единым фронтом выступят за снос. И если бы этим людям дали говорить, то те люди, которые ориентируются на чье-то мнение, они бы увидели, что нет единой точки зрения, и могли бы примкнуть к той или иной.
Так что сейчас главная задача СМИ в Латвии - это поддерживать истерику. Каждый день искать виноватых, считает Линдерман.
Тем временем угроза нависла над всеми памятниками советским воинам в Латвии. И начинается соревнование, кто больший русофоб, кто больше снесет советских памятников.
Но, как отмечает Линдерман, пусть сначала те, кто называет советскую власть "оккупационной", а русских "оккупантами", ответят на вопрос, почему на памятнике Освободителям все надписи выполнены на латышском? Ведь, по версии этих людей, в советское время на латышском запрещено было говорить.
Публицист подчеркивает, что именно из-за этих гнусных фальсификаций латышские власти так стремятся уничтожить памятник. Чтобы их ложь не всплыла на поверхность. Ведь обязательно появятся люди, которые задумаются над подобными вопросами. И тогда на эти вопросы латышским властям нечего будет ответить.
Другой вопрос, почему проведенный в Латвии в апреле опрос исследовательского центра SKDS показал, что уровень поддержки России среди русскоязычного населения в стране снизился.
Линдерман назвал циничными такого рода опросы в Латвии, где за поддержку России уже заведено более 30 уголовных дел, а три человека даже сидят в тюрьме.
"Мне нравятся эти опросы. С таким же успехом можно в концлагере опрашивать заключенных, как они относятся к своим надзирателям. А потом тот, кто проводит опрос, уедет, а заключенных перебьют", - заметил публицист.
Он напомнил тем, кто делает "эти циничные и подлые опросы", - в Латвии поддержка России объявлена уголовным преступлением. И задавать человеку вопрос, поддерживаешь ли ты Россию в такой ситуации, - смешно.
"Так что люди, конечно, отвечают "нет" и создают в этих условиях фальшивую статистику. Я не исключаю еще, что в этих опросах заранее выбирают, кого будут опрашивать", - заключил публицист.