РИГА, 11 мая — Sputnik, Арсен Симон. Десятое мая у памятника Освободителям началось с того, что приехавшие к пяти утра работники муниципальной организации Rīgas meži, меланхолично топча оставленные рижанами цветы, убрали их лопатами и трактором.
Фото и видео с места событий облетели соцсети и переползли в новостные порталы. Упрямые рижане снова понесли цветы к памятнику, и к вечеру площадь перед ним была снова заполнена цветами.
Горожане обещали, что, если муниципальный акт вандализма повторится, они принесут цветы снова. Однако муниципальные службы сдались первыми и объявили, что не станут убирать цветы, пока те не завянут.
Свое возмущение произошедшей ночью "уборкой" высказали практически все русскоязычные политики, а также многие латвийские журналисты, работающие на местные издания. Даже те, кто выступает за снос памятника, оценили ночное действо как "варварство, недостойное европейской страны с культурными традициями". Что и сказать, отличилось городское руководство и руководство МВД.
Оправдания Rīgas meži - мол, "цветы завяли, их просто своевременно убрали" - не выдерживают никакой критики. Никогда в независимой Латвии не убирали возложенные цветы с такой скоростью. Даже при мэре от Нацблока Янисе Бирксе цветы лежали почти неделю. При мэре Ушакове цветами ведали добровольцы, которые сами уносили потерявшие вид растения и сгоревшие свечи. Красивый ковер из цветов лежал неделями. А тут цветы "завяли" за несколько часов? А как же венки дипломатов на Братском кладбище, возложенные 8 мая? Их тоже убрали трактором? Или они "не так завяли"?
В общем, ситуация абсолютно прозрачная. Видео "уборки" есть на многих новостных порталах и в соцсетях. На нем отчетливо видно, как трактор сгребает ковшом цветы, даже не дав десятку работников с лопатами убрать сгоревшие свечи со стеклянными подсвечниками, а те, собственно, и не собираются этого делать, меланхолично топчут сапогами цветы и сгребают граблями и ногами то, что не смог зацепить ковшом трактор. Если вам когда-нибудь случалось граблями без совка собирать разбитое стекло, то можете оценить качество такой уборки.
Мэр Риги назвал действия работников Rīgas meži профессиональными. Остается пожелать, чтоб и могилы его предков и памятники его героям тоже убирали профессионально.
Совершенно иную оценку "уборке" дал министр обороны Артис Пабрикс на своей странице в Twitter.
"Для интересующихся могу пояснить свою позицию и то, что я сделал: я указал Рижской думе на неадекватные действия сегодня утром при сборе цветов трактором, несанкционированный сбор у памятника прекращен, порядок у памятника будет контролироваться, собрания не состоятся и цветы останутся до увядания", – написал министр.
Многие из рижан, чтящих память своих предков – освободителей мира от нацизма, не ограничились осуждениями городских властей в соцсетях, а повторно принесли к памятнику цветы. Уже к 9 утра пьедестал снова был в цветах, и с каждым часом их становилось все больше.
В одном из цветочных магазинов я застал такую картину: две явно небогатые женщины осматривали цветы и их ценники и считали в кошельках невеликую наличность.
- Что, дорогой нынче День Победы? – обратилась одна к другой.
- Да, нет слов, – ответила вторая. – Даже не знаю, на что завтра покупать, если и сегодня вандалы опять наши цветы украдут. Одалживать придется. Но все равно, я свою память не предам!
Финансовое положение у рижан, помнящих подвиг советских солдат-освободителей, разное. В цветочном ковре, выложенном в память об освободителях, были и дорогие розы, и весенние нарциссы с тюльпанами, и даже одуванчики, сорванные с какого-то газона. Правда, одуванчики оказались наиболее редкими цветами в этом ковре: большинство приходящих приносили букеты стоимостью не менее 10 евро, а многие и большие охапки весенних цветов, стоящие явно дороже.
К половине десятого вечера рижане выложили 77 рядов цветов к памятнику - по одному за каждый год, прошедший со Дня Победы. Этот случайный символизм подчеркнул глубину памяти рижан, их готовность кошельком доказать свою признательность ветеранам.
Честно говоря, именно размеры этих цветочных ковров на 9 Мая вызывают огромное раздражение той части латвийской общественности, которая отрицает подвиг советских солдат и лживо утверждает, что 9 мая в Латвии празднуется день оккупации.
Дело в том, что на государственные латвийские праздники простые люди приносят меньше цветов. Не знаю, в чем тут дело - в готовности жертвовать деньги или, что вероятнее, в отношении к правительству, но цветочные ковры на 4 мая выходят скромнее, чем на 9, и это не может не раздражать национально настроенную публику.
Так, например, премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш вечером в соцсетях потребовал у министра МВД Марии Голубевой отчета в связи с событиями 10 мая в Задвинье.
"Проявление неуважения к латвийской государственности, историческому опыту и жертвам российской войны на Украине недопустимо. Нельзя оправдывать происходящее сегодня в Пардаугаве. Жду действий со стороны ответственных служб и объяснений министра внутренних дел Марии Голубевой", – написал премьер в Twitter.
На самом деле, эпизодов, требующих вмешательства полиции, 10 мая было гораздо меньше, чем 9. Если 9 мая в Рижском регионе было оформлено 20 протоколов о нарушении общественного порядка, то 10 мая инцидентов было всего семь.
Первый раз полиция вмешалась в 5 утра, когда происходила беспрецедентно варварская "уборка". За действиями "уборщиков" наблюдали пятеро активистов, которые громко кричали по-русски и по-латышски: "Что вы делаете? Как вам не стыдно?" Около десяти полицейских отгоняли активистов за уборочные машины, но протокол ни на кого составлен не был.
Второй инцидент случился уже вечером, около шести вечера, когда некий работник маркетинга Элвис М. пробежал по цветам вместе с овчаркой без намордника, расшвыривая венки и букеты ногами. Полиция его тут же задержала и, довольно грубо расталкивая людей, увела в полицейский бус.
Очевидцы рассказывают, что этот человек стоял со своей овчаркой без намордника у памятника еще с половины пятого. Через несколько часов вид того, как люди чтут своих предков, его окончательно взбесил, и он побежал совершать надругательство над чужой памятью.
Третий эпизод растянулся во времени. Начался он в 19:45, когда полиция увидела у одной из молодых женщин черно-оранжевые ленточки в косичках. Полиция сразу попыталась задержать девушку, однако их оттеснила толпа. Полицейские пояснили, что георгиевская ленточка в стране запрещена, и согласились ограничится предупреждением, если девушка снимет ленты. Та сначала согласилась, но через полчаса, около 20:15, расхрабрившись, надела ленты вновь. Полиция, наблюдавшая за людьми с дрона, легко вычислила нарушительницу и вывела из толпы, несмотря на протесты окружающих.
Один из протоколов был составлен в отношении водителя, громко проигрывавшего музыку, прославляющую Российскую Федерацию. Действительно, какое-то время у входа в парк была слышна довольно громкая музыка – играла песня на стихи Расула Гамзатова "Журавли" в исполнении Марка Бернеса. Посчитать ее прославляющей чью-либо агрессию может только очень своеобразный разум. Но, возможно, речь идет о какой-то другой песне, звучавшей в другое время.
Один из пришедших юношей завернулся в российский флаг и демонстративно гулял перед полицейскими. Полиция долгое время не обращала на него внимания, как и не препятствовала и пению военных песен: запрет на российский флаг, на любую надпись "Россия", на ношение камуфляжа и на исполнение любых песен действовал только 8 и 9 мая, а 10 мая петь по закону уже снова было можно, да и российский флаг вышел из-под запрета.
Тем не менее юноша все-таки смог привлечь внимание полиции, которая попросила его снять флаг. Тот попросил назвать ему соответствующую норму закона, и полицейский попытался найти ее в телефоне, но формулировка закона настолько расплывчата, что фиксировать нарушение трудно. По итогам, молодой человек даже потребовал у полицейского извинений за незаконное задержание – и получил их.
Последние три эпизода случились с 22:30 до 23:00. Началось все с того, что молодые латыши пришли с флагами Латвии с траурной лентой и Украины. Одни полицейские встали вокруг них кольцом, а другие начали оттеснять людей от поля возложенных цветов и горящих поминальных свечей.
Трое молодых людей с майками цветов украинского флага подошли к ковру цветов и бросили на него мешок с мусором со словами "привет от Украины". В этом году действующий президент Украины Владимир Зеленский поздравлял всех с Днем Победы 9 мая, и провокаторы, наверное, передавали привет от какой-то другой Украины. Полицейские их не задерживали, и они ушли, предварительно осыпав собравшихся оскорблениями.
И наконец, женщина поддалась на провокацию, плюнув в кого-то из пришедших с украинскими флагами. Ее тут же задержали. Женщина сопротивлялась, ложилась на бетон, но ее доволокли до полицейской машины, несмотря на то, что толпа пыталась ее отстоять. Этой даме, вероятно, придется заплатить штраф.
Вот, собственно, и все эпизоды, из-за которых премьер-министр вчера бушевал в Twitter, а сегодня доступ к памятнику был закрыт.
Не дадим себя обмануть: "нарушением порядка и поддержкой агрессии" называют не эти жалкие конфликты. Просто память рижан, их готовность к тратам на цветы в память предков – это оплеуха действующей власти.
Нарушение порядка – это тысячи рижан, тихо и мирно пришедших почтить память своих предков возложением цветов и зажжением свеч. Что и говорить, вот такие мы смутьяны.