РИГА, 7 мая — Sputnik. На собрании, посвященном Дню восстановления независимости 4 мая, премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш признал - политика интеграции выходцев из других республик СССР провалилась. В свое время Латвия приняла так много иммигрантов, что за 32 года так и не смогла обеспечить их полную интеграцию в общество, - пишет Бен Латковскис на портале NRA.
Почему националисты заодно с "прокремлевскими"?
Дальше автор описывает традиционную для латышских СМИ историю о личной встрече с местными русскими, которые так и не выучили государственного языка. Накануне праздником ему пришлось вызвать грузчиков для перевозки мебели. Приехали двое, одному за сорок, другому - около двадцати. Оба латышским не владели, несмотря на возраст.
Тот факт, что значительная часть рожденных в Латвии, посещавших так называемые школы нацменьшинств (русские), слабо интегрирована в общество, можно наблюдать невооруженным глазом и без дополнительных исследований. Даже те, кто говорит по-латышски, в основном живут в своем собственном русском (часто российском) информационном пространстве и социальном пузыре. Единого латвийского культурного пространства не существует. Движение к нему носит лишь формальный характер. Что делать?
Этнические русские, которым удалось интегрироваться в латвийское общество, единодушно соглашаются, что главная проблема - разделенная система образования. Латковсис цитирует публикацию в Twitter некоего Антона Лямина: "Недавно закончил "русскую школу"... Весь так называемый билингвизм, который у нас был, выражался только в записях в тетрадях на латышском языке. На уроках учителя говорили по-русски, что тоже понятно, потому что на латышском они не могли связать даже двух слов в одно предложение".
И в конце: "Мне кажется, что начинать нужно уже с детского сада, потому что в школе, возможно, уже поздновато".
Еще кто кого "интегрирует"
Таким образом основой для стабильной и долговременной интеграции может стать единая система образования, начиная с детского сада, заключает журналист. Но к сожалению, против того, что бы закончить этническую сегрегацию, выступают не только те, кто хочет по возможности дольше сохранить русскость в Латвии. Против этого активно выступают и так называемые националы.
Они решительно выступают против любого движения в сторону сноса этнических границ. Например, против разделения граждан Латвии по этническому признаку. За редким исключением (например, спорт), разделение на латышский и русский нарратив поддерживается, и любой, кто не поддерживает это, на мой взгляд, архаичное разделение, получает клеймо "либерала" или "прокремлевца".
Автор пишет, что понимает, что часть "националов" никак не могут признать, что плохо говорящий на латышском гражданин Латвии может называться латышом, точно также как в Канаде канадцем, в Индии индийцем или в Бельгии бельгийцем, вне зависимости от своей национальности. Но такое же отношение есть и к школам, и детским садам. Против этого встают и несгибаемые националисты.
Фактически контраргумент один, отмечает автор, это страх, что в одном классе или группе детского сада дети разных национальностей неправильно интегрируются. Конечно, не только русские дети переймут латышский взгляд на мир и станут "латышами", но будет и по-другому – латышские дети станут походить на русских и начнут говорить по-русски.
И что тогда? Если мы будем такими робкими и неуверенными в себе, мы можем продолжать эту "игру" с языковой пропорцией 40% на 60% в билингвальных школах еще 32 года с тем же результатом, о котором говорили и Лямин.
Если мы не хотим, чтобы нынешнее двухобщинное государство "де-факто" сохранилось или, что еще более ужасно, было легализовано, пришло время радикально покончить с ним, считает автор.
Это возможно только через создание единой системы школ и дошкольных учреждений. Допускаю, что это будет нелегко. Вначале будут различные конфликты, много сопротивления со стороны родителей и учителей, но другого пути нет. Наконец-то это должно быть сделано. Точно так же, как необходимо решить вопрос с пресловутым памятником. История поддерживает смелых. Те, кто не боится принимать решения.
Русский язык - не только "язык культуры"
Кстати о памятнике. Latvijas Avīze ведет беседу с доктором исторических наук и директором Центра изучения социальной памяти Вита Зелча о "наболевшем" - о памятнике освободителям Риги, латышском языке и интеграции нелатышей в латышей.
Она уверена, что история оценит процесс интеграции позитивно - огромные массы людей медленно и постепенно надо включить в латышское общество несмотря на то, что они пришли сюда как "оккупанты и колонизаторы". Социоантропологи наверняка могут объяснить, как чувствуют себя люди, у которых отобрали статус "старшего брата" и сказали - у тебя нет прав тут хозяйничать!
Зелча считает, что недавнее письмо нескольких десятков "русских интеллектуалов" о спецоперации на Украине и праздновании 9 мая сильно запоздало. Понадобилось 30 лет, чтобы оно появилось. Ровно как и с митингом русскоязычных "за мир" 23 апреля, когда с начала спецоперации уже прошло два месяца!
А теперь дежурный рассказа о неграмотных русских. Ученый рассказывает, что живет в рижском микрорайоне уже 15 лет. И все это время у нее недоумение - почему на лестнице пяти-семилетние русские дети упрямо здороваются с ней по-русски? Когда же она отвечает им на латышском, они показывают свое недовольство. Почему родители ничего им не говорят?
Это вопрос, на который она сама ответить не может. И это связано с тем, почему письмо русских интеллектуалов опоздало на 30 лет. Это значит, что все эти годы они просто не заметили, где живут.
Что Вита Зелча думает о советских памятниках? По ее мысли, памятники - это один из видов коммуникации. СМИ меняются, закрываются, теряют аудиторию. Так и памятники. Каждый из них несет свое послание. Если памятник несет угрожающие современности, миру, человечеству послания, то его нужно демонтировать, поместить в музей или хранилище, считает ученая. Памятник в Пардаугаве надо демонтировать, но это надо сделать продуманно и юридически корректно, отмечает собеседница.
Как насчет предложений оставить памятник на его месте, переименовав? В любом случае, монумент в Задвинье долго служил миссии одной идеологии и продолжает ей служить. Там и сегодня достаточно много цветов, горят свечи.
Памятник "в обороте", назовите это как хотите. И "пророссийские политические партии" Латвии используют это уже с начала 90-х. Он все время работал на определенную аудиторию и, по наблюдениям, там регулярно ведется работа с подростками, детьми, которые 9 мая надевают гимнастерки с символикой.
И городскую среду этот памятник не украшает, уверена исследователь. Она не уверена, что все памятники следует сохранять ради искусства. Это идеологические ориентиры, вмонтированные в среду. Так было и в Латвии.
Сначала солдатские братские могилы, потом во времена Хрущова и Брежнева началась их модернизация и украшение, а в конце 70-х начался новый период - установка памятников освободителям, который завершить не успели. Этому необходимо положить конец, считает собеседница. Тем более, по ее мнению, в Латвии не хватает современного, отвечающего гуманным и европейским ценностям памятника Второй мировой войне.
Обещанного пособия для пенсионеров не будет
Полтора месяца назад премьер-министр Кришьянис Кариньш в своем ежегодном обращении к Сейму заявил, что с мая пенсионеры и малообеспеченные жители Латвии могут получать пособие, компенсирующее резкий рост цен, пишет портал Puaro.
Теперь ясно, что обещанного пособия в мае не будет. И, вероятно, не будет и в июне, июле, августе, сентябре, октябре и ноябре. Если правительство примет предложения, подготовленные министерством благосостояния, нуждающиеся смогут получить помощь только в декабре.
В середине марта премьер-министр заявил, что адресные пособия могут быть введены с мая, когда истечет срок действия поддержки, уже предоставленной гражданам правительством и парламентом для компенсации роста цен на энергоносители, на которую ушло 450 миллионов евро.
Кариньш отметил, что ранее предоставленная поддержка для компенсации цен на энергию составляет более 1% от внутреннего валового продукта, что, по словам президента Банка Латвии, является одной из самых щедрых поддержек в Европе.
Апрель - последний месяц, когда некоторые граждане Латвии - пенсионеры и семьи с детьми - получали адресную государственную помощь для компенсации роста цен на энергоносители. Неужели Кариньш забыл, что говорил полтора месяца назад?
Однако пресс-секретарь Кариньша Сандис Сабаевс пояснил, что министерство благосостояния в настоящее время работает над дальнейшими мерами адресной поддержки людей, которые больше всего в ней нуждаются, например, социально уязвимых людей, пожилых людей, одиноких родителей. "На данный момент достигнута договоренность о досрочной индексации пенсий в этом году. Работа над другими мерами адресной поддержки продолжается", - подчеркнул Сабаевс.
Для поддержки пожилых людей министерство благосостояния запланировало единовременную ежегодную выплату, и точкой отсчета для такого пособия будет сумма в 500 евро. Если пенсия пенсионера составляет до 300 евро, то будет предоставляться 200 евро, а при пенсии свыше 300 евро то выплата будет такой, чтобы пенсия в итоге достигла 500 евро.
Такую единовременную сумму предлагается выплачивать ежегодно. По оценкам специалистов, это обойдется стране в ежегодные примерно 43 миллиона евро.
"Этим предложением Министерство благосостояния, вероятно, попыталось обеспечить адресный подход к предоставлению поддержки, но неясно, почему в качестве порога была выбрана пенсия в размере 500 евро. Министерство благосостояния также должно учитывать, что таким образом оно делит пенсионеров на две группы - одну, где пенсионеры будут получать дополнительную сумму к пенсии каждый год, и другую - тех, кто не будет. Следует также иметь в виду, что пенсионеры, чья пенсия в гораздо большей степени определяется индивидуальными социальными взносами, а также трудовым стажем, в настоящее время получают более высокую пенсию, но теперь эти люди не будут получать поддержки", - пишет журналист Инга Папарде.
Предложение критикует и Латвийская федерация пенсионеров. Ее председатель Айя Барча считает, что единовременное пособие пенсионерам в размере до 200 евро станет "искаженной 13-й пенсией" из-за роста цен.
Латвийская ассоциация обществ пожилых людей уже предупредила, что без адекватной государственной поддержки многие пожилые люди столкнутся с неплатежеспособностью в следующем отопительном сезоне.