Эдгарс Таварс на портале Pietiek.com бьет тревогу. Рост стоимости отопления, горючего, электричества, сырья и в конечном счете продовольствия уже затрагивает и станет влиять еще больше на каждого латвийца. Однозначно больше всего пострадают малообеспеченные и семьи на которых помимо детей-школьников весит бремя ипотечного кредита. Предстоящая осень будет суровой и мы все будем в одной лодке - пенсионеры, учителя, политики, независимо от статуса и нынешнего уровня доходов, примазывается политик Таварс к бедным.
Кризис - это риск для безопасности страны
И если эта лодка (экономика страны) пойдет ко дну, то у нас всех есть риск оказаться на дне моря. Экономический кризис вызовет различные риски внутренней безопасности страны, предупреждает автор. В том числе повышение уровня преступности.
Сейчас нет и не может быть какой-то одной волшебной палочки, как предотвратить катастрофу, однако ясно, что правительству "уже вчера" надо было задействовать сценарий по преодолению кризиса. Только индексации пенсий, минимальной зарплаты и единоразовых пособий недостаточно. Сейчас нужно объединить умнейшие головы государства и искать решения.
Таварс рисует совсем не оптимистический сценарий: ухудшение в стране криминогенной ситуации, бизнесмены будут бороться с рисками банкротства и многие в этой борьбе проиграют. В результате вырастет безработица. К сожалению в этой борьбе проигравшими станут как малообеспеченные, так и семьи с детьми, ипотечным кредитом и родителями, нуждающимися в помощи. Латвийцам, подчеркивает Таварс, грозит столкнуться в воровством и грабежами и даже с массовыми беспорядками.
Если у людей не будет за что купить хлеб и обеспечить себя теплом, у них резко вырастет недовольство. Это только логично. Перед вызовом встанут предприниматели - до сих пор даже представители успешных отраслей сталкивались с реальными рисками банкротства. Это, в свою очередь, способствует расцвету теневой экономики, так как сэкономить будут пытаться за счет налогов. Обанкротятся домохозяйства, принимая во внимание растущие издержки и невозможность платить по кредитам.
Сегодня, продолжает оратор, важны основанные на мнениях экспертов умные решения правительства. Он уверен, что сейчас самый подходящий момент отменить налог на добавленную стоимость на определенное время и на отдельные продуктовые корзины, а не выбрасывать это предложение оппозиции сразу в мусорник. Он согласен, что такой шаг существенно уменьшит поступления в госбюджет, но уверен и в том, что у государства есть траты, от которых оно могло бы и отказаться.
О подушке безопасности надо думать не только предпринимателям и семьям, но и и на уровне госуправления. Следует оценить, где мы можем затянуть пояса и снизить издержки. Надо обсудить возможность увеличить акциз на отдельные продукты, например, на алкоголь, сигареты, электронные сигареты и т.п. Повторно рассмотреть вопрос об обязательных примесях биотоплива в горючее. И это предложение оппозиции было отвергнуто, хотя могло бы уменьшить давление на цены продуктов питания.
От возможности правительства уже сегодня дальновидно и продуманно принять мудрые решения, руководствуясь совсем не цифрами из таблицы exel, а услышанным от экспертов и увиденном в опыте других государств, в прямом смысле этого слова зависит наша возможность выжить. На этой драматической ноте автор завершает свое послание.
Кто просит добавки и за чей счет?
Продолжает тему надвигающейся катастрофы и бездействия по этому поводу со стороны правительства журналист Neatkarīgā Элита Вейдемане.
Чтобы уменьшить влияние ситуации на Украине на цены на продовольствие, в этом году следует увеличить производство продуктов питания в Европе, а также рассмотреть возможность временного отказа от некоторых экологических требований и биотоплива, цитирует она комиссара Еврокомиссии по торговле латыша Валдиса Домбровскиса.
"Как мы знаем, с экологической точки зрения, биотопливо первого поколения на самом деле не имеет никакого положительного эффекта, и в этот момент мы должны больше думать о том, как использовать сельскохозяйственные земли для производства продуктов питания, чем для производства топлива", — подчеркнул он.
Впрочем, Еврокомиссия не дает конкретных указаний государствам-членам, как действовать в том или ином случае. "В конце концов это решение каждого из государств", - признал Домбровскис.
Однако, поскольку руководители Латвии всегда были святее Папы Римского, они, конечно, не прислушаются к еврокомиссару по торговле, убеждена Вейдемане. Наши исполнительные политики решат и дальше разбавлять топливо рапсовым маслом. Как же иначе!
"Министерство сельского хозяйства прислало подробное сочинение о рапсе и его полезных свойствах, - пишет Вейдемане. - Среди прочего мы узнали, что произведенное в Латвии рапсовое масло можно использовать в пищу в качестве альтернативы подсолнечному маслу, произведенному в Украине, поскольку до сих пор Украина была одним из крупнейших экспортеров подсолнечного масла.
Рапс является вторым по величине источником растительного масла в мире и наиболее широко выращиваемой масличной культурой в Европе. Его можно использовать как в пищу, так и в производстве биодизеля и смазочных материалов". Рапсовое масло, произведенное в Латвии в 2021 году, было экспортировано в количестве почти 10 тысяч тонн на сумму более 10,5 миллиона евро.
Продолжило этот реферат Министерство экономики: "Смешивание биотоплива предназначено для продвижения использования возобновляемых источников энергии на транспорте и, таким образом, сокращения выбросов парниковых газов от транспортной деятельности.
Но вот что важно. Министерство также сообщило, что у него нет информации о том, как именно на цену топлива для потребителей влияет примешивание рапсовой биодобавки. Между тем, по данным Латвийской ассоциации торговцев топливом, в общей конечной цене оно составляет около 10-12 центов.
Биотопливо уже куплено
"Хотя комиссар по вопросам торговли Домбровскис призывает к "временному" поэтапному отказу от биодобавок к топливу, наши государственные и негосударственные бизнесмены будут притворяться, что у них что-то со слухом, и "с этого места" они не услышат. Биотопливо уже куплено и должно быть продано. С полной наценкой, - пишет Вейдемане. - Точно так и произошло: рост цен на топливо с 1 апреля связан не с ростом цен на нефть, а с увеличением доли обязательного биокомпонента в дизельном топливе".
Еще в марте наши политики обсуждали возможность не увеличивать долю биодобавок, но решили ничего не менять.
"Насколько я понимаю, сложности связаны с тем, что оптовики уже закупили такое топливо, заключены договора и, возможно, это топливо уже находится в бензобаках. Сейчас идет война, но это требование связано с европейскими директивами. Надо посмотреть, чтобы мы не втянулись в это, и чтобы потом нам не пришлось платить многомиллионные штрафы", — сказал тогда премьер-министр Кариньш, не забыв упомянуть войну.
"Только что Домбровскис порекомендовал отказаться от биодобавок, но разве это волнует наших политиков? Конечно, если не из собственного кармана платить за топливо, то все в порядке", - подводит черту Вейдемане.
Это вам не "яичко снести"
Еще одна тема, муссирующаяся в СМИ Латвии наряду с темой надвигающегося кризиса и бездействия властей, необходимость под шумок военной операции на Украине снести памятник Освободителям Риги от фашистских захватчиков в рижском Задвинье. Этот вопрос Latvijas Avize обсудил с бывшим директором Музея оккупации, а ныне главой Рижского агентства памятников Гунарсом Нагелсом.
Он доволен тем, что памятник сейчас огорожен забором из сетки. И зря по ночам его сторожит "ночной дозор" русских активистов. Забор защищает не только прохожих от падающей сверху плитки, но и сам памятник от вредителей с молотками. Но сетка установлена таким образом, чтобы на подходе к монументу желающие, все-таки, могли бы возложить цветы.
Некоторые активисты время от времени появляются с призывом собирать пожертвования на ремонт памятника. Но пока вряд ли у них что-то получится. В агентство обращались представители организации "Правое дело" и предлагали финансирование из латвийских источников. Но агентство не уполномочено принимать эти пожертвования, это должно быть решением Рижской думы. А пока хватило средств только на забор.
Что глава агентства думает о будущем памятника? Есть разные варианты. Оставить как есть, обложить разъясняющими "правильную историю" плакатами и стендами, наконец, снести. Переместить памятник Нагелс возможности не видит, ибо непонятно что станет с его фигурами, если попытаться их сдвинуть.
Предлагают памятник просто переименовать. Это брутальный памятник брутальной власти, считает охранник памятников. Если умно поменять его статус, это создало бы правдивый рассказ о той власти. Отличный пример - бывший музей красных латышских стрелков в центре Старой Риги, который стал Музеем оккупации Латвии, утверждает бывший директор этого заведения.
Другими словами, эксперт предлагает сделать из памятника очередной филиал Музея оккупации.