Честно говоря, когда 16 октября в СМИ появились заголовки следующего содержания - "COVID-19: в больницах все больше русскоязычных" - это немного резануло. Ведь ясно, что тема эта у нас намного заразнее, чем коронавирус.
Колониальное наследие
Напомню, что Зайга Кравале, старший пульмонолог больницы Страдыня, неосторожно заявила: "Это очень бросается в глаза. Четыре из пяти пациентов — русскоговорящие. У нас ощущение, что эта группа пациентов не такие, которые против вакцинации, но это пациенты, которые как-то не услышали эту информацию. С ними недостаточно, может, говорили".
Прошло два дня, и вот то, чего следовало ожидать. В Twitter Яниса Иесалниекса, депутата от "Национального объединения" и парламентского секретаря Минюста, появилась запись: "Латышские дети не смогут учиться и заниматься спортом, потому что приехавшие в советское время колонисты не спешат вакцинироваться и перегружают больницы". Зачет за знание истории. Колонисты часто заражали аборигенов нехорошими болезнями.
Простим Яниса, хотя еще раньше глава отдела коммуникации больницы Страдыня Янита Вейнберга подчеркнула: сказанное доктором Кравале - это ее, доктора Кравале, "личные наблюдения", никто отдельно не пересчитывает поступивших с COVID русских и латышей. Ну, кроме Кравале.
Вообще, какую бы то ни было информацию об отношении к прививкам в Латвии найти трудно. Разве что исследование, проведенное SKDS. Из него следует, что среди латышей доля ответивших "точно не вакцинируюь" и "скорее не вакцинируюсь" составляет 29%, а среди русскоязычных - 34%. Но это никак не 80%, как наблюдала пульмонолог.
Еще на сайте Центра профилактики и контроля заболеваний (ЦПКЗ) есть карта местностей, где зараза распространилась больше всего. Здесь, наряду с условно "русскими" Ригой, Юрмалой и Даугавпилсом являются вполне себе "латышские" Кулдига, Цесис и Валмиера и их окрестности.
И вообще, про "советских колонистов". Многие еще помнят "проклятые годы тоталитаризма", когда трудящиеся и учащиеся от мала до велика послушно маршировали в медпункты и подставляли плечи и другие части тела под иглу - "всегда готов!".
Понятно, что тему подхватили политические антагонисты Иесалниекса. Так, первым высказался один из лидеров "Согласия" и ныне евродепутат Нил Ушаков, затем его однопартиец Андрис Морозовс сообщил, что обратился в Службу госбезопасности (СГБ) с просьбой оценить высказывание Иесалниекса на предмет разжигания розни.
И примешь ты смерть от коня своего...
Налицо парадокс. Помнится, мы писали о строительной траншее в центре Риги рядом с которой была надпись с предупреждением только на латышском языке - "Осторожно, идут работы". Тогда патриоты в соцсетях радовались — если туда упадет русская старушка, то и поделом — могла бы за 30 лет выучить государственный.
А тут ситуация сложилась так, что старушка упадет в яму не одна, а символически может утянуть с собой несколько человек, причем и и тех, кто владеет латышским на высшую категорию.
Неужели концепция государственного языка как гарантия существования латышской нации во веки веков, записанная в преамбуле к Конституции, дала сбой? Неужели в данном конкретном случае использование "иностранного" русского могло бы спасти жизни, в том числе порядочных латышей?
Вакцинирование? Не слышали...
А если совсем серьезно, то понятно желание политиков в очередной раз показать друг дружке язык. Но ответьте себе честно. В этой стране действительно кто-то всерьез считает, что русские настолько тупы, что за полтора года пандемии не поняли, что такое коронавирус и COVID-19? Не уяснили, зачем нужны вакцины и где можно привиться поближе к дому? Или не объяснили что к чему не умеющей читать и слушать по-латышски бабушке?
Какими же источниками информации они, по-вашему, пользуются (как известно, русских постоянно обвиняют, что они проживают в чужом "информационном пузыре")? Подшивкой журнала "Мурзилка" за 1975 год? Контурными картами для четвертого класса? Инструкцией для сбора табуретки?