РИГА, 27 сен — Sputnik. Пандемия COVID-19 остановила алкотуры из Финляндию в Эстонию и Латвию, однако вакцинация может вернуть финских покупателей алкоголя в страны Балтии, пишет Euronews.
Таллин, который находится всего в двух часах пути на пароме от Хельсинки, манит дешевыми винными магазинами, расположенными прямо в порту. Билет в одну сторону из Хельсинки в Таллин стоит от 10 до 30 евро, на пароме торгуют беспошлинным алкоголем намного дешевле финского.
Алкоголь в Финляндии - самый дорогой в ЕС. Только государственные монопольные магазины Alko могут продавать напитки крепостью более 5,5%, а пиво и крепкий алкоголь облагаются огромными акцизами. В Эстонии и Латвии выпивка гораздо дешевле. Так что неудивительно, что с паромов, прибывших в Хельсинки из Таллина, регулярно съезжали тележки, доверху набитые ящиками пива.
"Для некоторых наших клиентов разница в цене алкоголя между Финляндией и странами Балтии - главная причина, по которой они отправляются в круиз по Балтике," - говорит Арми Каллио, специалист по связям с общественностью паромного оператора Tallink Silja.
В сезон вечеринок, к примеру, весной, во время выпускных, или перед Рождеством, Tallink организует пятичасовые шоппинг-круизы, на которых самой большой популярностью пользуется недорогой алкоголь. Два года назад примерно 15% потребляемого в Финляндии алкоголя было куплено за границей.
Пандемия COVID-19 остановила алко-круизы. В 2020 году частный импорт алкоголя сократился более чем на 50% по сравнению с прошлым годом - с 6,2 млн литров чистого алкоголя до 3 млн. По данным Финского института здоровья и социального обеспечения, за двенадцать месяцев с августа прошлого года финны привезли из-за границы только 1,5 млн литров чистого алкоголя.
Теперь, когда движение через Финский залив восстанавливается, привитые или имеющие отрицательный результат теста на COVID-19 финны снова могут попасть в страны Балтии. (около 72% взрослых финнов полностью привиты от COVID-19, и почти 86% получили первую дозу вакцины). Все три паромных оператора возобновили движение и предлагают как короткие двухчасовые, так и более длинные круизы.
Однако, как отмечает Арми Каллио, количество пассажиров на паромах, способных перевозить по несколько тысяч человек, измеряется сотнями. Спрос повышается на выходных, но незначительно.
У конкурента Tallink, Viking Line, такие же проблемы.
"Количество пассажиров растет в выходные, но нам еще далеко до наших обычных допандемийных показателей", - говорит пресс-секретарь Криста Грёнлунд.
В компании надеются на осенние каникулы в октябре, когда многие финны отправляются в двух-трехдневное путешествие по Балтике.
Эстония дешевая, Латвия еще дешевле
Главный специалист Финского института здоровья и социального обеспечения Томас Карлссон считает, что скоро паромные терминалы в Хельсинки снова заполнятся тележками с пивом.
"Если ситуация с COVID-19 нормализуется, люди, скорее всего, будут путешествовать в соседние страны, в места, которые они знают и в которых будут чувствовать себя в безопасности," - считает он.
Карлссон - специалист в области импорта алкоголя и трансграничной торговли. В рамках возглавляемого им проекта раз в неделю проводятся телефонные опросы пятисот финнов, которых спрашивают, сколько алкоголя они привезли из-за границы. По его словам, цены на алкоголь влияют на то, сколько спиртного финны привозят из зарубежных поездок, но важно и то, насколько легко попасть в ту или иную страну.
"Когда Эстония вступила в ЕС в 2004 году, финны были очень заинтересованы в поездках туда за спиртным, потому что это было внезапно возможно, из привлекала новизна", - говорит он.
Один из финнов, пользующихся разницей в цене на алкоголь - Сами Вуоринен, житель города Валкеакоски на юго-западе Финляндии. Раньше он где-то пять раз в год ездил в Эстонию и Латвию в рабочие командировки (он обслуживает электростанции), и в результате почти перестал покупать спиртное у себя в стране. Он часто бывал на юге Эстонии, откуда легко попасть в Латвию, где алкоголь еще дешевле, и заметил, что возле винных магазинов там припарковано много машин с финскими номерами.
"Многие приезжали в фургоне или с прицепом, чтобы как следует закупиться," - говорит он.
Он рассказывает, что во время пандемии приграничные винные магазины опустели, а алкоголь подешевел настолько, что стал почти бесплатным.
Торговцы алкоголем в Таллинском порту и в латвийской Валке на границе с Эстонией пострадали от пандемии.
"Из-за COVID-19 границы закрылись, движение людей сократилось, и паромов стало меньше", говорит Лаури Уибо, член правления SIA Aldar Latvia, управляющей компании винных магазинов сети Super Alko.
Сеть Super Alko не закрыла ни одного своего магазина, в отличие от ее конкурента Go Alco. Более того, по словам Уибо, "оборот магазинов Super Alko, расположенных в больших городах, заметно вырос за время пандемии".
Сеть Super Alko хорошо известна в Финляндии: миллионы финских туристов посещали один или несколько из сорока эстонских магазинов сети или склад самообслуживания в Таллинском порту. Магазины на латвийской границе также были очень популярны, пока коронавирус не положил конец туризму.
Уибо не знает, сколько из клиентов Super Alko в Латвии - финны. По его опыту, большинство из них - жители Латвии, Литвы или Эстонии, однако туристы из Скандинавии также посещают винные магазины, расположенные вдоль Via Baltica - части европейского маршрута Е67 от Таллина до Варшавы. Он надеется, что после снятия ограничений число туристов, путешествующих в Балтию, вернется на уровень до пандемии.
Паром до Риги
Сами Вуоринен обычно покупал в Латвии 15 ящиков пива и несколько бутылок вина и водки. Если бы ему не нужно было в Латвию по работе, он бы мог ездить туда специально за алкоголем, особенно перед вечеринками. В третьей стране Балтии, Литве, алкоголь еще дешевле, однако туда Сами уже не поедет - слишком далеко.
Он не считал, сколько сэкономил с помощью покупок алкоголя в Балтии, но думает, что не более ста евро в год.
Сейчас между Финляндией и Латвией нет прямых паромов. Финны, желающие закупиться алкоголем в Латвии, должны проехать несколько сотен километров по Эстонии чтобы добраться до дешевых приграничных магазинов.
Арми Каллио рассказывает, что летом этого года Tallink организовал несколько летних круизов в Ригу, которые пользовались большой популярностью. Также пассажиров привлекли отправлявшиеся через день из Хельсинки круизы под названием "День в Риге".
"Год назад была исключительная ситуация, и стремление попасть в Ригу было, скорее всего, связано с тем, что она была безопасной в том, что касалось COVID-19," - объяснила Каллио. Кроме того, по ее словам, популярный круизный маршрут из Хельсински в Стокгольм был приостановлен из-за высокого уровня заболеваемости COVID-19 в Швеции.
Следующим летом Tallink может снова запустить круизы в Ригу, однако Каллио сомневается, что постоянный рейс между Ригой и Хельсинки будет экономически оправдан. Круизные паромы в первую очередь ассоциируются с шоппингом, ресторанами, караоке, спа и живой музыкой, однако большую часть дохода паромные компании получают от перевозки грузов, а маршрут Хельсинки-Рига не популярен среди дальнобойщиков.