РИГА, 27 авг - Sputnik. В начале недели Русский мир Латвии потрясла страшная новость - погиб депутат Сейма, член партии "Русский союз Латвии" Александр Кузьмин, который активно занимался защитой русских школ в ЕСПЧ.
Об этом печальном событии, а также о других острых проблемах говорят публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин в еженедельном обзоре для Sputnik Латвия.
Линдерман отметил, что Кузьмин внес значительный вклад в защиту образования на русском в Латвии и назвал его человеком больших энциклопедических знаний, трудолюбивым и очень порядочным.
Кузьмин внес огромный вклад в подготовку документов с обжалованием закона, который фактически ликвидирует в Латвии русское образование. Он очень много участвовал в подготовке жалоб родителей. Эти жалобы были приняты Европейским судом к рассмотрению, что говорит о многом, потому что 90% подобных жалоб до рассмотрения не доходят.
Линдерман отмечает, что те заявления, которые были подготовлены Латвийским комитетом по правам человека, в частности Кузьминым и Владимиром Бузаевым, реально могут повлиять на решение ЕСПЧ, и процесс уничтожения русских школ будет остановлен.
Но если даже решение будет положительным, то латышские власти постараются сделать все, чтобы его не выполнять. При этом решение ЕСПЧ является очень серьезным для стран Европейского союза.
"В любом случае это открывает возможности для дальнейшего сопротивления русских Латвии, причем с опорой не на какие-то мечты, а с опорой на определенное юридическое решение", - подчеркнул Линдерман.
Хотя в этом году, по мнению публициста, проблема русских школ в Латвии скорее уйдет на второй план, вытесненная проблемой обучения в условиях пандемии COVID-19.
Проблема, которая "перекрыла" русские школы
В новом учебном году к очному обучению детей допустят либо при наличии сертификата о вакцинации, либо с отрицательным тестом на COVID-19. Тем ученикам, у которых не будет таких "пропусков", придется учиться дома, но и тут есть загвоздка.
Напомним, что кабинет министров утвердил предложенные министерством образования и науки (МОН) поправки к правилам о мерах эпидемиологической безопасности для ограничения распространения инфекции COVID-19. Согласно им, учиться очно могут только школьники, у которых имеется сертификат о вакцинации, перенесенном заболевании COVID-19 или отрицательный результат теста на COVID-19. Тестирование учащихся основных и средних школ будет осуществляться за счет государственного бюджета.
При этом домашнее обучение невозможно начиная с 9-го класса, так как в конце года школьники сдают экзамены и в учебном процессе требуется усиленное участие педагогов.
"Государство взвалило на себя какой-то процесс, с которым оно едва ли качественно справится. И непонятно, чем все это закончится", - подытожил тему Линдерман.
Латвийцы протестуют
Тем временем латвийцы активно выражают свое недовольство как намерением правительства ввести обязательную вакцинацию для отдельных категорий работников, так и ситуацией с вакцинацией детей. И недовольны не только латвийцы, но и жители соседних стран. Все это выливается в многочисленные акции протестов.
Вечером 23 августа, в годовщину "Балтийского пути", жители Латвии, Литвы и Эстонии встали в живую цепь в ходе акции "Балтийская цепь 2.0", выражая протест против обязательной вакцинации. Организатором мероприятия в Латвии был Рудолфс Бреманис, в Литве - Робертс Вайшнорс, в Эстонии - Хандо Тонума и Марианна Йонаса.
По оценке Госполиции, число участников этой "цепи" - 7 тысяч человек. Организаторы заявляют, что участвовали 100 тысяч.
Линдерман считает, что организаторы, безусловно, преувеличили количество участников, но он отмечает, что семь тысяч это тоже неплохо. Публицист напомнил, что в 90-е годы политтехнологи заметили такую тенденцию: тот, кто выводит на улицы тысячи, на выборах получит десятки тысяч, а кто выводит на улицы десятки тысяч, на выборах получит сотни тысяч.
В этой связи Линдерман отмечает, что в Латвии действительно много людей, которые не хотят вакцинироваться от COVID-19. Он полагает, что число противников вакцинации достигает четверти населения Латвии, но если к этому числу прибавить еще и тех людей, которые в принципе не против вакцинироваться, но против вакцинации детей и против сегрегации по принципу привитых и непривитых, то этих людей еще столько же. И их общее число таким образом увеличивается до 50%, что уже является очень значительной цифрой.
Безусловно, на сторону этих людей уже встала часть политиков, таких как Алдис Гобземс и Айнарс Шлесерс. Есть еще несколько партий, которые, возможно, готовы лавировать.
"Этот вопрос о пандемии в целом и прививках в частности войдет в политическую повестку 2022 года. Это не значит, что все голоса соберет Гобземс, но свою долю он получит. На сегодняшний день ветер дует в паруса тех, кто с недоверием относится к вакцинации. И любая партия вынуждена будет сформулировать свою позицию по этому вопросу, иначе потеряет голоса избирателей", - отметил Линдерман.
Перезахоронение по соглашению
Тем временем в Латвии в который раз зазвучала тема советских военных захоронений и памятников.
В начале августа российская сторона дала разрешение на работы по эксгумации останков генерал-майора Красной армии Николая Якунина, погибшего в годы Великой Отечественной войны.
С разрешения российской стороны начались работы по перезахоронению останков генерала на Братском кладбище Мадоны. Там же должен появиться памятник, установленный на средства РФ.
В настоящее время могила Якунина располагается в непосредственной близости от Мадонской государственной гимназии на улице Сколас, 10.
Работы были поручены участникам латвийского поискового отряда "Легенда". Специалисты уже приступили к эксгумации и идентификации останков военачальника. Завершить процедуру перезахоронения планируется до 30 сентября.
Линдерман считает инцидент крайне неприятным и беспрецедентным актом сотрудничества Мадоны и российского посольства.
"Я не против сотрудничества как такового. И бывают такие ситуации, когда перезахоронение действительно необходимо. И если бы были какие-то непреодолимые обстоятельства, то перенос должен был происходить с какими-то воинскими почестями. Военное перезахоронение - это серьезное дело", - подчеркивает Линдерман.
Но что произошло в данном случае, пытается разобраться публицист. По его мнению, это произошло под наглым напором националистов. Потому что в Мадоне очень сильно Национальное объединение. И они настаивали.
"И каков мотив? Он заключается в том, что это памятник "советской оккупцации", он стоит напротив школы и неправильно настраивает гимназистов. Это чисто политические мотивы. Получается, что сотрудники российского посольства подписались под этими мотивами? Причем оба соглашения между Россией и Латвией защищают это военное захоронение. И еще один момент - в России совсем недавно был принят еще один закон, который защищает вот такие памятники российской воинской славы. И там указано, что закон защищает и те захоронения, которые находятся за рубежом. Кроме того, закон позволяет начать уголовное преследование тех людей, которые совершают акты вандализма. Я всегда за то, чтобы при любом трении и конфликте лучше всего постараться этот конфликт нивелировать. Но тут мы имеем дело с другим типом политики, когда ты уступаешь, и становится только хуже", - подчеркнул публицист.
Обострение мигрантского кризиса
Между тем в Латвии разворачивается другой конфликт, точнее на границе Латвии с Беларусью, где введен режим чрезвычайной ситуации из-за кризиса с мигрантами.
Беженцы подали иск в Европейский суд по правам человека, и суд призвал принять некие обеспечительные меры.
ЕСПЧ потребовал от Латвии позаботиться о людях, которые находятся на нейтральной территории - обеспечить продовольствием, палатками, не применять против них силу и отнестись лояльно, как к беженцам.
Но надо понимать, что это неполный комплект мер, которые ЕСПЧ может обязать Латвию принять, отмечает Линдерман.
По его словам, решение ЕСПЧ пока обязывает Латвию принимать от мигрантов заявления о статусе беженцев. Но следующим решением суд может обязать переселить мигрантов на свою территорию и заявления у них принимать.
"Мое мнение, что в этом вопросе Латвии покоя не будет. Тем белее что вскоре хлынет поток афганских беженцев, которые бегут от военного конфликта. Я уверен, что ЕСПЧ обяжет Латвию, Литву и Эстонию вести себя в соответствии с европейскими правилами", - подытожил Линдерман.