РИГА, 21 июн — Sputnik. После долгого простоя организаторы культурной жизни очень осторожны в подготовке мероприятий. Действующие ограничения не позволяют замахнуться на реализацию масштабных проектов с гарантированной прибылью, потому что лимит в помещении составляет 300 человек, а на открытом воздухе – 500 человек. Так что организаторам приходится скрупулезно подсчитывать издержки, и эти расчеты не в пользу невакцинированных латвийцев, которые были бы готовы отправиться на культурное мероприятие, предъявив отрицательный тест на COVID-19, сообщает LTV.
В лабиринтах ограничений
Еще полтора года назад главный редактор портала LV Эдите Брикмане спокойно наслаждалась выставками и концертами, а теперь она после долгих размышлений признает, что не может вспомнить, когда в последний раз посещала какое-то мероприятие вживую. Но журналистка уже привилась и готова вернуться к старой жизни.
Брикмане чувствует себя спокойно на мероприятиях, которые посещают невакцинированные люди: "Возможно, это нечестно к привитым, но я не думаю в таких категориях. Я понимаю необходимость ограничений, но, с другой стороны, с учетом снижения заболеваемости можно было бы обязать носить маски только непривитым. Хотя я и понимаю, что проконтролировать это невозможно.
Необходимость делить зрителей на привитых и тех, кто приходит по коронавирусному тесту, создает дополнительную нагрузку для организаторов. Как указала глава культурного центра Hanzas perons Иева Ирбина, в первую очередь, это дополнительная коммуникация с посетителями: "В одном случае нужно сказать, пожалуйста, убедитесь, что вы переболели или завершили вакцинацию ко дню мероприятия, во втором случае нам нужно сказать, если вы не привиты и не переболели, нужно предоставить тест, но тогда вопрос в том, кто его оплатит. Сейчас мы перебираем варианты. Нам нужно понять, как сделать лучше и в какой момент какое из решений является более правильным".
Выйдет дороже
Директор театра Дайлес Юрис Жагарс считает, что быть непривитым – дорогая привилегия, потому что один билет на мероприятие для невакцинированного зрителя может обойтись примерно в 50-60 евро.
"Придется платить за тест, а это 20-25 евро. Еще нужно учитывать, что зрителей будет вполовину меньше, то есть билет должен будет стоить дороже, иначе мы не покроем расходы", - объяснил Жагарс.
Сейчас культурные учреждения подсчитывают, какие мероприятия надо проводить, чтобы не уйти в минус.
"Если мы смотрим на помещение Hanzas perons, сейчас мы имеем право принять только 300 человек, хотя в нормальной ситуации вместимость – 2100 человек, то есть заполняемость только 15%. Понятно, что даже при быстром подсчете в голове, если цена билета 20 евро, кассовые сборы такие небольшие, что за эти деньги мы не можем ни пригласить артистов, ни даже поддерживать технический потенциал для представлений. Это совершенно необоснованно экономически", – признает Ирбина.
Пустые места снижают качество
Учреждения культуры не хотят понижать планку качества из-за ограничений и экономических соображений. Это может значить, что в итоге они будут склоняться к тому, чтобы пускать на мероприятия только привитых и переболевших.
"Организаторам всегда придется уважать желания артистов. И тут тоже нет однозначного ответа, что да, давайте пускать только привитых и переболевших, чтобы не надо было соблюдать дистанцию, чтобы люди могли сблизиться", – говорит Ирбина.
Жагарс считает, что пустые места и маски могут испортить эмоциональный посыл представления.
"Художественный результат во многом зависит от отношений сцены и зала. Я как актер могу это подтвердить. Мы, актеры, – животные, мы чувствуем аудиторию. Неприятно, когда зал полупустой, неприятно, когда в зале все в масках, потому что в какой-то степени обмен энергией идет не так хорошо", – говорит Жагарс.
Разделение неизбежно
Профессор социальной психологии Иварс Аустерс считает, что нечестно разрешить отрасли культуры не сортировать зрителей и свободно допускать всех, кто предъявит отрицательный тест.
"На мой взгляд, в интересах театра разделить людей и сказать: если вы не привиты, уходите, потому что будущее наступит только тогда, когда это будет сделано.
Это честный ответ, потому что в ситуации, когда какой-то непривитый человек приходит на театральное представление, и все остальные из-за этого надевают маски, есть что-то странное", – заявил Аустерс.
Новый Рижский театр уже предпринял этот шаг, заявив, что на июльские спектакли будут допущены только привитые и переболевшие, добавив, что, судя по нынешним данным о ходе вакцинации, к этому моменту очные культурные мероприятия могут стать доступны для двух третей латвийцев.
Скромное предложение
Из-за ограничений, скорее всего, этим летом придется обойтись без крупных концертов и представлений.
"Появляются большие риски, потому что никто ничего не может предвидеть, возможно, внезапно появится какая-то мутация вируса. Организовывать масштабные мероприятия и приглашать иностранных музыкантов сейчас было бы неразумно", – говорит музыкальный критик Борис Аврамец.
А для местных звезд мирового класса нынешнее лето может стать возможностью заново подружиться с местными слушателями, считает музыкальный критик Армандс Знотиньш.
"Не надо ждать никаких эксклюзивных иностранных исполнителей. Как показывает опыт, билеты на концерты Sinfonietta Rīga всегда были распроданы, как и билеты на концерты наиболее выдающихся латвийских пианистов и скрипачей. Я не думаю, что публика вдруг забудет Андрея Осокина, Рейниса Зариньша или Вестардса Шимкуса", – подчеркнул Знотиньш.
Билеты не расхватывают за пару минут
Частично подтвердились опасения, что зрителям будет непросто вернуться к очной культурной жизни. Билеты на объявленные концерты и представления не расхватывают за минуты, хотя руководитель театра Дайлес Юрис Жагарс подтверждает, что интерес зрителей есть.
"В июне мы открыли продажу билетов на четыре представления, продали 1600 билетов и заработали 40 тысяч евро. Четыре дня назад открыли продажу на августовские представления. Продали 2 тысячи билетов и заработали 41 тысячу евро", – рассказал Жагарс.
Как отмечает Аустерс, учреждениям культуры приходится конкурировать за внимание публики не только между собой, но и с торговыми центрами и путешествиями.
Но Эдите Брикмане не надо убеждать: "Я смотрю на фестивали под открытым небом, к примеру "Сан-Суси". Надеюсь, что можно будет купить билеты и поучаствовать".