РИГА, 3 мар — Sputnik. Удаленное обучение и работа из-за пандемии COVID-19 перевернули мировой компьютерный рынок, пишет Lsm.lv.
Сообщения о том, что производители портативных компьютеров не справляются с возросшим глобальным спросом, появились еще во время первой волны пандемии. Еще сильнее ситуация обострилась осенью.
В декабре, через 9 месяцев после начала пандемии, Союз самоуправлений Латвии (ССЛ) сообщил, что в опрошенных им школах 18% учащихся не имели адекватной компьютерной техники для удаленной учебы. С тех пор Минобразования купило и передало школам 6,2 тысячи компьютеров.
Проблема с нехваткой техники, скорее всего, чуть смягчилась, но не исчезла, считает советник Союза самоуправлений Инара Дундуре, - малообеспеченные семьи и небольшие школы в глубинке продолжают страдать.
Ситуация осложняется в том числе и тем, что купить даже сотню портативных компьютеров, не говоря уже о тысячах — это теперь крайне сложная задача. Поставок приходится ждать по 3-4 месяца. Существующий спрос может дополнительно подстегнуть недавнее решение правительства выплатить по 500 евро на каждого ребенка, но, как признают поставщики, переплачивать за технику приходится уже сегодня.
Спрос и предложение
Компания Elko — крупнейший латвийский дистрибьютор бытовой и компьютерной техники, работающий на рынках ЕС, а также в России и в странах СНГ. За последние 10 месяцев оборот компании вырос на 30%.
"Школьники, которые учатся удаленно, и работники на "удаленке" — это рост спроса на компьютеры. Производители не могут изготовить так много и повышают цены. Это глобальная тенденция", — говорит Андрей Гаврилов, директор торгового офиса Elko Grupa в Балтии и Польше.
Обычно, если на рынке есть дефицит, цены растут до уровня равновесия, когда спрос сбалансируется предложением. Но сейчас это так не работает — цены растут, но дефицит не исчезает:
"Во всем мире с ноября-декабря начался очередной локдаун, и многие были вынуждены снова работать или учиться из дома. Это привело к новому росту спроса на портативные компьютеры. Склады оптовиков были распроданы", - рассказывает Имантс Мурниекс, член правления компании по торговле компьютерами Dateks Grupa. По его словам, оборот компании в прошлом году вырос примерно на 30%.
В апреле компьютерную технику в Латвии очень активно покупали предприятия, отправлявшие сотрудников работать из дома. А осенью, когда на "удаленку" опять перешли и школы, за компьютером отправились родители учеников младших классов.
"В отличие от более старших детей, у учеников 1-2-х классов до ковида своего отдельного компьютера зачастую не было. А теперь им нужен свой. У меня у самого двое учатся в младших классах, пришлось покупать, хотя до этого казалось, что нет необходимости", — говорит Мурниекс.
По данным ЦСУ, в прошлом учебном году в 1-2-х классах обучались около 40 тысяч детей, в 3-4-х — еще почти столько же.
Дешевые ноутбуки просто исчезли
По словам представителя Elko Grupa, с поставками техники постоянно возникают перебои.
"Мы не боимся закупать все, что производитель готов нам дать, — и все равно не хватает. Заполняемость складов у нас около 70%. Это очень мало. Учитывая рост продаж, нам нужно было бы держать на складах 140% от прежней нормы. Мы дошли до ситуации, в которой не были никогда: самые популярные ноутбуки, вообще не были [доступны] у нас на складе. Дешевый сегмент — ноутбуки за 350 евро — просто исчез", — объясняет Андрей Гаврилов.
Причина этого, по его словам, в стратегии производителей.
"Дешевый ноутбук от дорогого отличается процессором, жестким диском и объемом памяти. Остальная коробка, по сути, та же. И производитель выбирает поставить в нее компоненты подороже, потому что и более дорогой компьютер все равно купят. Многие больше не конкурируют в убыточных, низких ценовых сегментах и зарабатывают большие деньги".
В отдельных сегментах дефицит очень сильно влияет на цену, продолжает представитель Elko:
"Типичная для покупателя ноутбуков ситуация: хотел купить средненький компьютер, не нашел, и в итоге купил более дорогой. Я сам покупал ребенку ноутбук, рассчитывал — ну, хватит ему техники за 350 евро. В итоге поискал, и понял, что доступный "ноут" теперь стоит 600 евро: да, он лучше, но и дороже. Это одна из причин, почему мы видим сильный рост продаж в денежном выражении".
В прошлом году продажи Elko в Балтии в категории "ноутбуки" выросли на 55%, а за полтора месяца 2021 года — на 149%, рассказал Гаврилов.
С тем, что дешевый сегмент ноутбуков "просто исчез", соглашается и Иварс Шульц, член правления крупной компании по торговле компьютерной техникой Capital (в 2019 году оборот компании составлял 24,3 миллиона евро, а в 2020-м — уже 29,4 млн):
"Это связано в том числе, с дефицитом чипов в мире. Если производитель ноутбуков получил 50 тысяч чипов, он, скорее, использует их в сборке более дорогих моделей", — объясняет Шульц.
Сказывается на предложении и нехватка прочих комплектующих.
"Например, заводы, которые производят самые распространенные экраны для портативных компьютеров, диагональю в 14-15 дюймов, загружены по максимуму, но все равно не могут обеспечить резко выросший спрос. В итоге производители ноутбуков, те же Dell и Lenovo, из-за дефицита экранов используют их в основном для сборки более дорогих моделей. А дешевые модели — скажем, за 300, 400, 500 евро — сейчас многие вовсе не производят. Эпизодически появляются небольшие партии, из каких-то складских запасов — например, 10 штук по 500 евро. Их скупают буквально в течение нескольких часов", — говорит Мурниекс.
По его словам, самая простая модель портативного компьютера, которая нужна школьнику — чтобы можно было включить Zoom, зайти в e-klase, использовать необходимые для учебного процесса программы — сейчас стоит, начиная с 520-530 евро.
Во всем виноват биткоин
Подорожали и многие комплектующие для стационарных компьютеров.
"Если хотите купить видеокарту, особенно если самую простую, — придется переплатить вдвое, может, даже и втрое. Думаю, все производители подрезали объемы самых дешевых видеокарт и торгуют сейчас средним или высшим сегментом", — рассказывает Гаврилов.
Одним из способов времяпровождения в "локдауне" стали компьютерные игры, требующие мощной видеокарты, однако причина не только в этом. В начале февраля контролируемая предпринимателем Илоном Маском компания Tesla сообщила об инвестициях в биткоин в размере 1,5 миллиарда долларов, после чего криптовалюта начала резко дорожать.
"Благодаря Илону Маску и другим игрокам цена биткойна в феврале превысила 50 тысяч долларов. Результат — очень большой спрос на мощные компьютеры и видеокарты, чтобы заниматься майнингом, — говорит представитель Elko Гаврилов. — Там цены выросли на 100-200%, и все равно их почти не достать. Например, мы раньше каждый месяц покупали для Балтии сотни мощных очень дорогих видеокарт — по 1-2 тысячи евро — для игровых компьютеров, то сейчас на всю Балтию реально приобрести максимум десяток в месяц. Их просто нет".
При этом, подчеркивает он, Балтия для крупных производителей — периферия, сначала товар отгружают самым большим партнерам.
"Практически все видеокарты, которые используются в компьютерах для игр, были раскуплены. Даже категория мощных компьютеров сейчас с ограниченной доступностью", — подтверждает и представитель Capital Иварс Шульц.
Чем сердце успокоится
Торговцам компьютерной техникой приходится думать и о будущем — что будет с ценами, если пандемию все же удастся победить?
"Пока нет никаких предпосылок, что ковид летом закончится. Соответственно, когда снова начнется школьный сезон, опять пойдут закупки, а там и Новый год, традиционно большие продажи", — уверен Андрей Гаврилов.
"Сейчас не так, как раньше, когда мы заказывали компьютеры тысячами, — говорит Иварс Шульц из Capital. — Мы осторожны, на год вперед мы теперь точно не заказываем. Например, сейчас заказываем ноутбуки, их производят — и в процессе мы видим, что у нас клиенты в Латвии эту технику уже оплатили авансом. Тогда заказываем производителю следующую партию".
"Мы пытаемся работать так, чтобы у нас были все необходимые товары на 3-4 недели вперед, не делая запасы на слишком отдаленное будущее. В нормальные времена горизонт планирования заказов был 3-6 месяцев. Но сейчас очень трудно прогнозировать, какой будет ситуация даже весной. Если снимут часть ковидных ограничений и люди начнут активно тратить деньги на другие нужды, или на отдых, то интерес к компьютерам может уйти на второй план. Может настать момент, когда те, у кого будут лишние запасы на складах, начнут снижать цены, чтобы их распродать, — и в итоге так начнут делать все. Для торговцев это будет означать убытки", — объясняет представитель Dateks Мурниекс.
В случае с комплектующими ситуация осложняется еще и тем, что курс криптовалют непредсказуем, говорит Мурниекс:
"Если не упадет спрос на майнинг — цены на видеокарты будут держаться. И наоборот, если криптовалюты сильно упадут, то и видеокарты для майнинга покупать перестанут. Тогда, наоборот, многие бэушные видеокарты могут вернуться на рынок, их будут пробовать продать геймерам, со скидками. Тогда те торговцы, которые держали видеокарты на складе, окажутся в проигрыше".