РИГА, 18 авг — Sputnik, Михаил Губин. Как будет развиваться ситуация в Беларуси, трудно сказать наверняка, но она уже серьезно усложнила отношения страны с Латвией, и без того непростые.
Sputnik Латвия подготовил обзор белорусско-латвийских недоразумений.
Ранние встречи
Несмотря на то, что дипломатические отношение между Латвией и Беларусью были установлены еще 7 апреля 1992 года, главы обеих стран ни разу не прибывали друг к другу с визитами. Вообще, известен только один случай встречи президентов двух стран – 5 сентября 1997 года в Вильнюсе президент Гунтис Улманис встретился с президентом Александром Лукашенко. Но это произошло в ходе международного форума, и в официальном издании "Латвияс вестнесис" ни одной фотографии встречи двух президентов опубликовано не было. Есть только общая, со всеми участниками. Да и то Улманис и Лукашенко находятся там в разных рядах.
В этом году должен был состояться первый визит белорусского лидера в Латвию. Приглашение было сделано в 2017-м, работа велась. Но приедет ли в Ригу Александр Григорьевич, пока неизвестно.
Другие официальные лица обеих стран – председатели парламентов, министры иностранных дел, главы правительств – встречались между собой. Можно вспомнить историческую встречу 11 июля 2007 года. Тогда премьер Ивар Годманис встретился с белорусским коллегой Сергеем Сидорским буквально в лесу, на латвийско-белорусской границе, потому что на Беларусь были наложены санкции, и Сидорский не мог въехать в Евросоюз. Эта встреча наделала немало шуму, особенно среди белорусской оппозиции, но ознаменовала некоторое потепление двусторонних отношений.
Банды и аварии
Хотя в Латвии, согласно последней переписи, проживает 68 174 тысячи белорусов (3,3 процента населения), хотя часть Латвии много лет была в составе Витебской губернии, хотя граница между двумя странами составляет 172 километра 912 метров и 29 сантиметров, но отношения между странами постоянно омрачались.
Началось это, когда Беларусь еще была в составе СССР. 21 апреля 1925 года рижская газета "Сегодня" писала: "В Двинске (Даугавпилсе) циркулируют слухи, что в пограничных районах Латвии происходит противоправительственная белорусская агитация. Агитация ведется незаметно и проводится главным образом во многих белорусских школах. По сведениям из СССР, нити противоправительственной работы в латышских пограничных местностях исходят из белорусской советской столицы Минска. В СССР будто бы поднят вопрос о скором основании советской белорусской республики путем присоединения к ней польских, литовских и латышских пограничных районов. Для этой цели ассигновано 32 000 золотых рублей. Имеются сведения, что в Минске организуются красные белорусские банды, способствующие агитации путем террора".
Однако банды так и не появились.
В советское время, да и после, было немало хозяйственных конфликтов из-за общей реки – Даугавы. Например, 6 ноября 1990 года у Краславы всплыло много дохлой рыбы. Это Латвии достигли последствия аварии, случившейся 3 ноября на Новополоцком химкомбинате в Беларуси, когда в реку вылилось большое количество ацетонциангидрина. Потери Латвии тогда составили 22 миллиона рублей.
А 29 марта 2007 года на Даугаве были установлены нефтезаградительные боны на всю ширину водохранилища Плявиньской ГЭС. Боны были протянуты на ширину более 1000 метров и предназначены для недопущения в Ригу нефтяного загрязнения, попавшего в реку в результате аварии на нефтепроводе Унеча — Вентспилс в Бешенковичском районе Витебской области Беларуси.
Не в том цвете
Политические конфликты начались после прихода к власти Александра Лукашенко в 1994 году. Латышских политиков пугали его заявления о сближении с Россией. Пресса писала, что Лукашено собирается восстановить Советский Союз.
Двадцать четвертого ноября 1996 года в Беларуси прошел референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, существенно расширяющих права президента и превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Его итоги не были признаны Евросоюзом, в разных странах прошли акции протеста. Например, в Риге, у посольства Беларуси, митингующие требовали не менять демократию на диктатуру.
Тринадцатого января 1998 года латвийское правительство приняло секретный план государственной обороны, который уже 16 января был опубликован в газете "Неаткарига". План предполагал отражение нападения на Латвию с трех направлений: из России в районе Алуксне, из Беларуси и с запада в районе Лиепаи — со стороны Калининграда.
Неудивительно, что в мае 2001 года министр обороны Латвии Гиртс Валдис Кристовскис сказал в интервью радиостанции MIX FM: "Наш вероятный противник объективно находится на востоке. Мы имеем 80 километров границы с Беларусью. Европа объективно считает, что там последний тоталитарный режим в Европе". Министр добавил, что это заявление является официальной позицией. Интервью было опубликовано в газете "Суббота" и наделало много шума. МИД Беларуси заявил протест, премьер-министр Андрис Берзиньш осудил высказывание подчиненного, сам Кристовскис оправдывался тем, что его слова были неверно интерпретированы.
Тем не менее недоразумения продолжались. 4 июня 2001 года на сессии Балтийской ассамблеи в Риге члены литовской делегации выразили протест по поводу белорусского атласа автодорог, где Литва, Латвия и Эстония причислялись к государствам СНГ — они были окрашены тем же цветом.
"Мы выражаем свой протест против этой слишком похожей на провокацию ошибки", — говорилось в заявлении делегации литовского Сейма.
Портретом по голове
Двадцатого февраля 2004 года начальник спортклуба Национальных вооруженных сил Агрис Либергс сказал, что команда латвийской армии Ogres ASK ни в коем случае не будет играть в Открытом чемпионате Беларуси, как было предусмотрено заключенным ранее соглашением, отметив, что причина этого — не только практические соображения, но и политический подтекст.
"Если бы Ирак проводил хоккейный чемпионат, мы бы тоже туда не поехали", — сказал Либергс.
Восемнадцатого марта 2004 года новый министр культуры Хелена Демакова заявила, что не будет встречаться с послом Беларуси, пока этой страной правит президент Александр Лукашенко. Причем посол о встрече не просил. Оказалось, что Демакова была наблюдателем на президентских выборах в Беларуси 2001 года. По ее словам, за ней все время тайно следили, фиксировали каждый ее шаг и постоянно записывали номер машины. Хотя никаких нарушений она не заметила.
Восемнадцатого мая 2004 года на заседании комиссии Сейма по обороне и внутренним делам начальник департамента по делам беженцев УДГМ Байба Биеза заявила, что притока беженцев, желающих попасть в ЕС, чтобы легализовать свой статус, можно было бы ожидать главным образом из Беларуси или России. Все очень забеспокоились, но никакого притока не было.
Семнадцатого октября 2004 года в Беларуси был проведен референдум о внесении поправок в конституцию, снимающих ограничение на количество президентских сроков. Во время референдума пострадал наблюдатель от Латвии. На избирательном участке №111 в Минске на него упала картина, нанеся черепно-мозговую травму. Распространено мнение, что это был портрет Лукашенко. Об этом сообщали и Радио Свобода, и российские СМИ. Однако белорусские массмедиа считали, что на голову упала картина Айвазовского.
2004 год вообще ознаменовался резким ухудшением латвийско-белорусских отношений. И тон здесь задавала президент Вайра Вике-Фрейберга. В феврале в Ригу прибыл ее любимец, американский сенатор Джон Маккейн, чтобы принять участие в конференции "Будущее демократии за границей Балтии". Там он заявил, что балтийские и наиболее развитые европейские страны должны помочь Беларуси стать демократическим государством, и указал, что Александр Лукашенко — "последний диктатор в Европе, но его тирания не может длиться вечно".
А глава комиссии по иностранным делам Сейма Инесе Вайдере похвалила белорусских тетушек, живущих у литовской границы и отоваривающихся в литовском супермаркете, назвав их проводниками демократии в Беларуси.
Представители белорусской оппозиции печалились, что их страну в ЕС никто не ждет.
"Нам нужен сигнал надежды, — взывали они. — Когда Беларусь поймет, что между ней и европейским благополучием стоит один человек, у нас будет больше поддержки..."
Официальный представитель МИД Беларуси Андрей Савиных заявил, что проведение в Латвии этой конференции без участия Беларуси является "грубым внешним давлением" на Минск.
В августе 2004-го министр иностранных дел Латвии Артис Пабрикс и сенатор США Джон Маккейн заявили, что готовы поддержать борьбу Беларуси за создание свободного и демократического государства. А основанная в Латвии организация "Открытая Беларусь" призвала будущих латвийских депутатов Европарламента сделать приоритетом своей деятельности соблюдение свободы слова и других демократических ценностей в Беларуси, "включить вопрос о Беларуси в повестку дня Европарламента и поддержать как политически, так и законами".
И вот пришел зубр
Пятого мая 2005 года латвийское посольство в Минске направило ноту в МИД Беларуси. В ноте сообщалось об очередных фактах ограбления автомобилей посла Латвии и экономического советника посольства, а также говорилось о том, что "посольство оставляет за собой право применить на своих машинах новейшую систему охранной сигнализации, которая в случае попыток несанкционированного проникновения в машину приведет к физическому вреду злоумышленнику". В ответ МИД Беларуси разослал во все посольства и представительства международных организаций в Минске письмо, в котором рекомендовал "проявлять осторожность и по возможности не приближаться к автомобилям, принадлежащим посольству Латвии".
В марте 2006 года в Минске прошли акции протеста несогласных с ходом проведения президентских выборов в Беларуси. В СМИ их называли "Джинсовая" или "Васильковая революция". Участвующие в протестах студенты были отчислены. Тогда министр иностранных дел Артис Пабрикс обратился к руководству латвийских высших учебных заведений с просьбой принять к себе студентов из Беларуси, которых исключили из вузов этой страны по политическим мотивам. Но оказалось, что белорусские студенты не знают латышского языка.
Тогда же в Сейме депутатская группа по сотрудничеству с парламентом Беларуси, была переименована в группу поддержки демократических процессов в Беларуси.
Девятнадцатого марта 2006 года на президентских выборах в Беларуси победу с 82,6% голосов одержал Александр Лукашенко. После чего президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга заявила, что Беларусь все больше отдаляется от демократии, однако повлиять на власти этой страны достаточно сложно. По ее словам, от санкций, направленных против Беларуси, пострадает в первую очередь народ, а не власть. Она отметила также, что латвийско-белорусские отношения уже на протяжении нескольких лет заморожены.
В ответ глава комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета республики Национального собрания Беларуси Николай Чергинец выразил возмущение и заявил, что президенту Латвии "не дают покоя лавры тех эсэсовцев, которым она сегодня ставит памятники".
В июле 2006 года между обеими странами разразился сексуально-дипломатический скандал. Подробнее об этом можно узнать здесь.
В январе 2007 года в Минске белорусские национал-большевики забросали бутылками здание посольства Латвии и раскидали вокруг листовки. Из них выяснилось, что нацболы просто перепутали латвийское посольство с эстонским.
Некоторое время Латвия была плацдармом для идеологической атаки на Беларусь. Но затем все как-то стихло. Вайра ушла, Маккейн заболел и умер, а плацдарм переместился в Литву. Но отношения между Латвией и Беларусью так и оставались замороженными. Кроме того, латышей очень пугали российско-белорусские военные учения "Запад", латвийское министерство обороны каждый раз призывало к бдительности.
Неожиданно 7 апреля 2016 года в Минске Латвийское телевидение и Белорусская государственная телерадиокомпания подписали договор о сотрудничестве, который предусматривал обмен материалами, а также работу над совместными проектами в будущем. Но белорусских фильмов и передач на латвийских госканалах не замечено.
В мае 2016-го в Минск прибыл мэр Риги Нил Ушаков. И открыл там "Рижский уголок" на Комаровском рынке. В Минской городской ратуше его попросили назвать одну из рижских улиц именем великого белорусского поэта Янки Купалы, указав, что в Минске есть улица Яниса Райниса. "Сделаем!" - лихо ответил Ушаков, но обманул. Судя по всему, он забыл, что улица Купалы, которая была в Риге с 1960 года, с 1993 года снова называется Виландес. Впрочем, и "Рижского уголка" на Комаровском рынке тоже уже нет.
Восьмого сентября 2017 года в Латвию из Беларуси пришел зубр. Пересек границу и объел крестьян Дагдского края. Водители неоднократно встречали его на проселочных дорогах, зубр заходил в поселки и вел себя по-хозяйски. Через два месяца его приютил фермер Андрис Мизанс, в ноябре получивший разрешение от Управления охраны природы на содержание животного.
Если бы это случилось нынче, пошли бы комментарии о том, что даже зубры бегут от Лукашенко. А сейчас неясно, как сложится судьба главного зубра белорусской политики.