Антирусское кафе в Юрмале может "заразить" всю Латвию: Линдерман о цепной реакции

В русские садики придет латышский язык - националисты ликуют. Неужели это их окончательная победа в Латвии? Какой сигнал мог подать латышам хозяин антирусского кафе в Юрмале? Об этом и многом другом говорят публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 22 мая — Sputnik. Сейм Латвии в окончательном чтении утвердил поправки, согласно которым все муниципальные дошкольные образовательные учреждения должны быть теперь обеспечены программой обучения на латышском языке. Национальное объединение ликует. К месту ли? Неужели для русских теперь все пропало?

Публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин обсуждают самые громкие события недели в еженедельном обзоре для Sputnik Латвия.

Это поражение, но шанс есть

"Есть такое мнение у русской части депутатов, которые принимали участие в обсуждении, что закон о латышском в садиках был немного смягчен, по отношению к тому, как он первоначально должен был выглядеть. Но я там никакого смягчения не обнаружил", - заметил Линдерман в первую очередь.

Правительство, как поясняет публицист, хотело, чтобы каждый детский сад в Латвии был обязан воспитывать и учить на латышском языке всех детей, которые его посещают. В сад должна иметь возможность прийти любая семья - не важно, латышская или русская, которая хочет обучения на латышском языке, и весь садик должен перейти на латышский.

Сутормина: власти Латвии цинично лишают прав четверть населения страны

Так что если что-то сейчас и смягчили, то только в том плане, что обязали проводить опросы всех родителей, чтобы весь садик относительно языка пришел к консенсусу относительно изменений в образовательной программе. Но на практике, считает Линдерман, латышский Сейм сейчас будет подталкивать латышские семьи отдавать в сады нацменьшинств своих детей.

"А дальше будет оказано давление на заведующую, чтобы она составила список тех русских, которые не против. И по опыту мы знаем, что будут такие, которые выступят за обучение на латышском даже среди русских, чтобы ребенку в дальнейшем якобы было легче. Будут и те, кто попросту не умеют сопротивляться. Им же не скажут так, что ребята, вы можете отстоять. Им просто скажут, что есть такой закон и надо переходить. И они либо смирятся, либо уйду", - прояснил публицист ситуацию.

К сожалению, для русских это очень тяжелое поражение, считает Линдерман. Когда ребенка начинают ассимилировать с таких юных лет, ассимиляция обычно бывает успешна. Пока что ассимиляция идет не успешно, но с принятием такого закона что-то может поменяться в худшую сторону.

Линдерман подчеркнул, что этот закон абсолютно антидемократический, но каких то правовых механизмов, которые способны изменить его, на сегодняшний день не существует.

Публицист обратил внимание на один нюанс, который мог бы стать спасительным. Это то, что исполнение закона возложено на самоуправления. Технически там все это будут осуществлять. И если на уровне самоуправления будет более-менее разумная коалиция, она могла бы найти способы притормозить. Достаточно того, чтобы в оппозиции были люди, которые четко и жестко стояли бы за воспитание на русском языке.

Цепная реакция

Тем временем не утихают дискуссии вокруг антирусского кафе в Юрмале, куда 9 Мая не пустили посетителей с георгиевскими ленточками. К проблеме подключились уже юристы и правоведы, и началось реальное юридическое обсуждение.

Патриот, да не тот. Что скрывает владелец кафе, где 9 мая не обслужили русских

Проблема в том, что дискриминация бывает разных видов. Но именно дискриминация за политические убеждения в Латвии прописана не четко, поясняет Линдерман. Причем именно когда речь идет о взаимоотношениях между частными лицами, а в данном случае это именно такие взаимоотношения. Ведь есть те, кто хотел пообедать в том кафе, и те, кто им отказал в обслуживании.

"Конечно, я утверждаю, что здесь присутствует и национальная дискриминация. Потому что георгиевские ленточки в Латвии стали знаком русской идентичности. Но вопрос с юридической точки зрения все равно не ясен. Потому что, несмотря на то, что конституция в Латвии запрещает вообще все виды дискриминации, в том числе, политическую, это не детализировано в законе. Как говорят юристы, данный вопрос находится в "серой" зоне. Возможны разные трактовки и все зависит от определенных усилий самих потерпевших, их адвоката", - отмечает публицист.

При этом Линдерман настаивает на необходимости применения наказания к хозяину кафе, "чтобы было неповадно другим". Потому что, если юрмальскому русофобу все войдет с рук, у него будут последователи. И немало

"В том числе, это может дать возможность депутатам от Национального объединения, основываясь на реальной практике, протолкнуть в Сейме вожделенный запрет георгиевской ленточки. Поэтому надо атаковать этого персонажа", - пояснил Линдерман.

Сейчас потерпевшие написали заявление в полицию, написали омбудсмену, обратились за разъяснениями в одну из комиссий Сейма. То есть они предприняли некоторые действия. И это хорошо.

Кроме того публицист рассказал некоторые интересные факты про самого владельца заведения - Арниса Абелитиса, которые он выяснил из официальных документов. В частности, Абелитис не скрывает, что не пустил людей по политическим мотивам. Кроме того, несмотря на всю якобы любовь к родине, "патриот" мошенничает со своей отчетностью в бизнесе. Сам он не указан в списке выгодополучателей, хотя фактически он хозяин заведения. А это серьезное преступление в Латвии.

"Кого еще не пустят? Посмотрим!" - латышский рекламщик осудил антирусское кафе в Юрмале

Еще интересно то, что сестра Абелитиса, от которой он получает деньги, работает в российском госучреждении - в санатории "Янтарный берег"

"И этот человек с одной стороны выгоняет людей с георгиевскими ленточками, а с другой - не гнушается брать "токсичные" российские деньги", - иронизирует Линдерман.

Поэтому, по мнению публициста, "наша задача теми правовыми способами, которые есть сделать жизнь этого человека хуже, чем она была до сих пор".

Неуверенная нация

Правительство Латвии тоже не сидит без дела и придумывает все новые правовые методы воздействия. На этот раз латышские власти ужесточили наказание за неправильное отношение к государственному флагу Латвии.

Теперь, если флаг в день государственного праздника не вывешен, то организацию накажут штрафом до 100 евро. Если не будут соблюдены формы, размеры, оттенки флага и так далее, то штраф - 150 евро. За проявление открытого неуважения к государственному флагу - до 700 евро. И за глумление - до трех лет лишения свободы.

Все это уже было у Уголовном законе, но сейчас депутаты просто все четче расписали и по сути такие изменения, которые они приняли, защищают уже не флаг, а все его "производные", разъясняет Линдерман.

В поправках указан не только флаг, но и его декоративные изображения, к примеру ленточки в цветах флага или открытки, картинки.

"Конечно, все это выглядит комично. Мне кажется, когда нация уверена в себе, таких законов она не принимает. Потому что это мелко и говорит о гигантской неуверенности в себе, в собственном национальном существовании, государственном существовании и так далее", - подчеркнул Линдерман.

Линдерман и Губин также затронули тему литературы. Американский историк из семьи латышских эмигрантов Ричард Плявниекс выпустил книгу на латышском языке про команду Викторса Арайса и про Гербертса Цукурса. В этой книге историк, кажется, идет вразрез с национальной идеей латышской Латвии и выступает против оправдания Цукурса. Не может не возникнуть вопрос, с чего бы это?

Почему Латвия может себе позволить игнорировать реальность

Но Линдерман поясняет, что ответ простой. Есть, по его мнению, совершенно замшелые нацисты в среде латышей, а есть люди, которые придерживаются стандартного либерального канона, принятого на Западе.

Линдерман отмечает, что с самой книгой пока не знаком, но прочитал интервью с историком. По словам публициста, однозначно хорошо то, что автор заявляет о бессмысленности всех потуг реабилитировать и самого Арайса - командира зондеркоманды, которая зверствовала в Латвии в 1942-м, и карателя Цукурса. Это только портит имидж Латвии на Западе.

Но в отношении других моментов историк все же плывет в общем течении и пытается оправдать латышей.

Что касается Цукурса, то еще в конце 2018 года Генеральная прокуратора Латвии приняла решение закрыть дело, реабилитировав его. Но после этого под воздействием общественности решение о реабилитации отменили и рассмотрение дела началось заново.

"Что она там нарассматривали, пока не ясно. Но важно то, что оправдание Цукурса - это косвенное оправдание сегодняшней политики латышской Латвии. Оправдание политики, когда ради того, чтобы Латвия была латышской, со всеми остальными нациями, которые в ней существуют, можно поступать так, как это выгодно латышам. Много лет назад в роли этой нации "отпущения" были евреи, а теперь это русские", - заключил публицист.