Этот поезд в огне: партия Ушакова теряет Рижскую думу

Теперь уже очевидно, что некогда лидировавшая в столице партия "Согласие" не просто теряет свои позиции одну за другой, а, похоже, летит в пропасть
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Сказать, что сейчас в Рижской думе полный хаос, разброд и шатание, - это вообще ничего не сказать. Главные события происходят вокруг некогда сильнейшей в муниципалитете партии "Согласие", а также тех депутатов, которые покинули ее ряды, чем еще больше ее ослабили.

От представителей латышских партий то и дело звучат заявления, что для спасения Рижской думы необходимы внеочередные выборы либо нужен мэр, которого поддержит большинство.

Уже и с датой определились: у самоуправления есть время до 20 августа выбрать нового мэра, иначе парламент инициирует роспуск думы, объявив о досрочных выборах. Все к тому и идет.

Мэрское кресло: и хочется, и колется

Пока открыто говорят о двух кандидатах на пост мэра: об Олеге Бурове из "Честь служить Риге" и о Виестурсе Зепсе от партии "Для развития Латвии".

Зепс уже неоднократно заявлял, что категорически против сотрудничества с "Согласием" и сомневается в перспективной работе с ее бывшими членами, создавшими "Фракцию независимых депутатов" - Вадимом Баранником, Алексеем Росликовым, Валерием Петровым и Виталием Дубовым.

Разведка боем: зачем "Для развития Латвии" выдвигает кандидата в мэры Риги

В свою очередь, последние показывают, что готовы работать со всеми кроме "Согласия". Даже многие коллеги удивляются такому повороту, поскольку эти четверо всегда были ну самыми типичными представителями "Согласия".

Да и само "Согласие" явно подчеркивает свое отношение к "раскольникам", и в первую очередь - к Алексею Росликову. В противном случае в разных русских изданиях, которые прямо или косвенно принадлежат "Согласию", не запускали бы уже по несколько раз переведенные с латышского наиболее яркие отрывки из интервью Алексея Росликова газете Neatkarīgā. А сказал Росликов, между прочим, немало, чтобы достаточно себя заляпать в глазах бывшего электората – в основном русского.

Росликов в том интервью прямо говорит, что обиделся на Ушакова, который укатил, понимаешь, в Европарламент, и не выдвинул его на пост вице-мэра. Росликов сказал, что его способности позволили бы работать очень эффективно и он мог бы "поднять партию на новый уровень".

Сделаю вам все, только к себе возьмите!

Отвечая на вопрос о том, была ли оккупация Латвии, Росликов говорит: "На мой взгляд, она была". Вот что он сказал о России и Путине: "Не собираюсь оправдывать какие-либо действия президента России, они мне несимпатичны. Нам тот режим не годится. Благодарю предков, что мы теперь в Латвии, и она - не часть России". А ведь Росликов прекрасно знает, что огромная масса тех, кто традиционно голосует за "Согласие", придерживаются совсем иных взглядов.

Сам Росликов не скрывал, что вел переговоры о сотрудничестве чуть ли не со всеми партиями в думе, но, например, "Новая консервативная партия" не готова к активной работе с ним. Когда журналист Neatkarīgā спросил, кто, на взгляд Росликова был бы лучшим мэром, тот назвал троих – "однозначно Байба Брока, затем - Зепс, на третьем месте Вилнис Кирсис". Обратите внимание, на первом месте – представительница Национального объединения, затем - "Для развития Латвии" и, наконец, "Новое Единство".

"Золотые голоса" Рижской думы приняли решение по кандидатуре Бурова

Заметьте, в этом коротком списке нет ни "Согласия", ни "Честь служить Риге". Да и три названные оппозиционные партии категорически отказываются работать с тем же "Согласием". Хотя Росликов, как ему кажется, правильно оценил, к кому надо перебегать, но не учел следующего: с "Честь служить Риге" есть нюансы. Во-первых, уважаемая Росликовым Брока давно дружит с Олегом Буровым, во-вторых, Кирсис не раз намекал, что с представителями "Честь служить Риге" можно договариваться.

И о чем при таком раскладе Росликов думает? То же Национальное объединение скорее предпочтет Бурова. Он ведь продукт Андриса Америкса, выросшего из вполне "национальной" партии "Латвийский путь" (несколько лет назад та пошла ко дну в мутных политических водах).

В упомянутом интервью Росликов не говорит, а буквально кричит правящим партиям с мольбой в голосе: "Нет никакого основания отталкивать меня лишь потому, что у меня особая фамилия. Я даже сильнее, чем иные латыши, ценю свою землю. Я смогу себя зарекомендовать как политик, и ни у кого не появится повода меня избегать".

Один изъян – фамилия не та

Росликов, говоря "особая фамилия", подразумевает, что она у него ну совсем не латышская. А здесь уже прямой посыл национальным партиям, чтобы те, например, вспомнили о существовании такого депутата парламента как Андрей Юдин из "Нового Единства". У него тоже "не та фамилия", однако он чуть ли не громче представителей Национального объединения говорил о необходимости "реформы Шадурскиса" - ликвидации русских школ. К слову, Юдин в "черном списке" России. А значит, он тем более свой для национально мыслящих братьев-латышей.

И понятно ведь, для чего все это говорил Росликов – для того, чтобы его приютили представители латышских партий, а возможно, если победа в итоге будет за ними, потом предложили хоть какое-нибудь тепленькое местечко в думе с уже новым раскладом депутатов.

Снести памятники и облатышить детей: Нацблок поставил условия Бурову

Хотя и Буров делал самые разные посылы национальным партиям уже столько раз, что о нем в Рижской думе рассказывают анекдоты. Хватает даже одного интервью Бурова - для той же газеты Neatkarīgā:

"…Никогда не участвовал в мероприятиях 9 мая у памятника Освободителям. Да и мэр Риги там не должен был бы быть.(…) Удивительно, что спустя столько лет после восстановления независимости Латвии находятся молодые русские, голосующие за "Русский союз Латвии". Они же – граждане нашей Латвии! (…) Когда моя дочь написала в школьном сочинении, что ее любимый праздник — День рождения Латвии — 18 ноября, там сильно удивились".

Словом, Буров латышам свой на все сто – и дочь он правильно воспитал.

Вот – плоды стараний Бурова. На пресс-конференции 16 июля партия Байбы Броки прямо сказала, что готова сотрудничать с Буровым, но тот должен, по сути, предать свой бывший электорат и "еще глубже стать латышом": "Честь служить Риге" должна согласиться с идеологическими установками Национального объединения, в том числе с необходимостью сноса памятника Освободителям (и других – "из наследия СССР") и переводе рижских детсадов на латышский язык.

Больной скорее мертв…

В самом "Согласии" тоже давно согласия нет, а теперь его депутаты еще сильнее тянут одеяло на себя. Одни по очереди тайно встречаются с каждым из "Фракции независимых депутатов" - и "интересуются перспективой": а что вы дальше думаете, может, вернетесь, и вам все простят и даже предложат немало, ведь ваши голоса нам нужны? Другие члены "Согласия", наоборот, категорически против любых переговоров с "раскольниками", относятся к ним как к врагам и не намерены с ними сотрудничать ни в каком виде – уж лучше с Кирсисом.

Да и с Кирсисом отдельные представители "Согласия" говорили "за интерес", причем настолько тайно, что об этом потом громкое эхо рассказывало всем в коридорах Рижской думы. Хотя Кирсис – один из самых ярких оппонентов "Согласия" - против такого сотрудничества. Впрочем, так же он относится и к "Фракции независимых депутатов", и в "Честь служить Риге": мол, все они одним мазаны – и вовсе не миром.

Ушаков идет в Европарламент: каким будет новое "Согласие"

На самом деле, что Буров, что Росликов, что еще многие депутаты Рижской думы чувствуют, что "Согласию" - конец. А значит, надо искать те партии, к которым можно вовремя примкнуть, поскольку сами по себе, что "Честь служить Риге", что "Фракция независимых депутатов" крайне слабы и непопулярны – и это еще мягко сказано.

Хотя о необходимости внеочередных выборов в думу говорят как представители "Согласия", так и латышских национальных партий, все, на самом деле, их боятся. "Согласие" прекрасно понимает, что уже никак не соберет большинство голосов избирателей, "Честь служить Риге" - и подавно. Опасаются еще больше ухудшить свое положение и почти все латышские партии. По сути, только у "Нового Единства" сейчас рейтинг более-менее подрос, а у всех остальных партий картина печальная.

Кто для латышей "их правильный русский"

Отчетливо понимают, что "Согласие" уходит в прошлое, и депутаты этой партии в парламенте – и тоже думают о будущем. И первый из них – Борис Цилевич, который прямо показывает тому же "Новому Единству", что он свой для них. К тому же, в рядах "Нового Единства" уже имеется "правильный русский" - Юдин. Рядом с ним и Цилевич может сидеть на депутатской скамейке в парламенте.

А заслуг у Цилевича перед национальной элитой не счесть. Вот лишь несколько, как говорится, "из последнего и незабытого". Когда решался вопрос о запрете формы и орденов на празднике 9 мая, Цилевич на разных заседаниях парламентских структур или не голосовал вовсе, или – со всеми национальными кадрами заодно. Ранее Нил Ушаков вовсе не случайно именно Цилевича определил на роль представителя "Согласия" в Конституционном суде, где решался вопрос по реформе образования. И Цилевич так "старательно защищал" там русские школы, что суд, логично, постановил: "реформа Шадурскиса" вполне соответствует конституции и может смело реализовываться.

"Все зависит от России": депутат Сейма о возвращении РФ в ПАСЕ и демарше Латвии

А то, как недавно Цилевич голосовал в ПАСЕ, где решался вопрос о восстановлении там делегации России, заметили все. Даже в России, где еще раньше включили Цилевича в списки невъездных. Цилевич оказался в этом списке не только с Юдиным, но и с Янисом Домбравой, Дзинтарсом Расначсом, Артуссом Кайминьшем, Хосамом Абу Мери и другие милые люди… Так вот, Цилевич не только голосовал против России в ПАСЕ, но еще и много сказал с трибуны ассамблеи, например, что "…безусловное восстановление права голоса Российской Федерации в ПАСЕ противоречит принципам и основным ценностям Совета Европы".

Вот что по этому поводу сказал сопредседатель Русского союза Латвии Мирослав Митрофанов:

"Антироссийская позиция представителей Латвии в ПАСЕ — часть политики партии "Согласие", которая мечтает любыми способами достичь правящих кругов. Цилевич мог ведь вообще не голосовать "за" или "против" возвращения России в ПАСЕ.

А объяснения Цилевича, прозвучавшие уже после голосования в ПАСЕ, смешны: не удовлетворяли условия возвращения России, какие-то поправки были нужны. Хотя вопрос был прост: "да" России в ПАСЕ или "нет"? По сути, он проголосовал против своих же избирателей, которые в массе своей – за Россию", - говорит Мирослав Митрофанов.

"Согласие" и "Новое Единство" - это гармония и взаимопонимание

Поступок Цилевича, члена "Согласия", увидели все – даже в Европарламенте. Евродепутат Сандра Калниете (та самая, которая гордо спалила платье цветов георгиевской ленточки) сказала: можно сотрудничать с отдельными представителями "Согласия" и быть с ними в одном альянсе.

И такое заявление вовсе не случайно. Это в Рижской думе "Согласие" с "Новым Единством" ссорится из-за разных постов и должностей, а в структурах повыше все совсем иначе.

Пассивность и сюрреализм: как Латвия выбирает евродепутатов

Политолог и аналитик Нормундс Гростиньш еще задолго до недавних выборов в ЕП рассказывал Sputnik следующее. В ЕП есть два крупнейших блока: первый - это Социал-демократы (SD), и при них "Партия европейских социалистов" (PES), второй – Европейская народная партия (EPP). Последняя по своей направленности близка латвийскому "Новому Единству", а PES - "Согласию".

"Эти два блока в ЕП голосуют с совпадением в 94-95%. Представьте себе, что в латвийском Сейме голосования "Единства" и "Согласия" совпадали бы на 95%... Так вот, в ЕП все иначе. Там PES с "Согласием" и EPP с "Новым Единством" работают дружно. А это важно как раз для Латвии. Ведь 80% всех законов для Латвии спускают именно из ЕП", - говорит Нормундс Гростиньш.

После выборов в ЕП Калниете подтвердила слова Гростиньша. Есть, как говорится, о чем задуматься русскому электорату, который голосовал за "Согласие" на выборах в ЕП. А вас же предупреждали... Могли бы тогда и за "Новое Единство" голосовать – все равно без разницы.

Плоды трудов Ушакова

Впрочем, слишком небольшая часть традиционных избирателей "Согласия" разбирается в таких тонкостях, как работа в ЕП. Проиграет "Согласие" теперь уже что на муниципальных выборах, что на будущих парламентских не поэтому. А в первую очередь потому, что избиратели видят все творящееся в Рижской думе. И еще потому, что в партии нет ярких личностей, способных реально возглавлять списки хоть в Рижскую думу, хоть в Сейм. И вот в этом заслуга уже самого Нила Ушакова.

Судьба проигравших кандидатов в мэры Риги: неудачи, долги и уголовные дела

Об этом Sputnik сказал Мирослав Митрофанов:

"Все годы Ушаков, паталогически боящийся конкурентов внутри партии, делал максимум, чтобы кругом не было ярких личностей, да и вообще сколько-нибудь самостоятельных людей. Так всегда было в "Согласии": около Ушакова стояли те, кто не способен с ним никак равняться. Они всегда отставали от него не на пять процентов, а на девяносто – и по уровню интеллекта, и по организационным способностям.

Но это все было оправдано до тех пор, пока Ушаков был рядом – в Рижской думе, вообще в Латвии. А теперь он ушел в ЕП - и в думе (и вообще в партии), нет людей, способных его заменить. Вернуться Ушаков не может: тут же активизируются уголовные дела по коррупции в Рижской думе. И в итоге, если объявят о внеочередных выборах в Рижскую думу, "Согласие" попросту не будет знать, кого ставить на первые места. И среди перспективных политиков вряд ли найдутся желающие нести этот крест, поскольку понятно, что по итогам следующих выборов "Согласие" уже не будет в правящей коалиции в Рижской думе", - считает Мирослав Митрофанов.

Между молотом и наковальней: получит ли Олег Буров кресло мэра Риги>>