Обзор латышских СМИ

Латвии не догнать Кубу в социальной сфере: о чем писали латышские СМИ

За что боролись - неужели Остров Свободы обогнал Латвию по социальный показателям
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Открытые выборы — это шаг в направлении, противоположном демократии. Хватит уродовать латышский язык.

Кто и сколько платит по счетам за свободу

Андрис Шуваевс на портале Satori взялся за задачу сравнить жизнь в современных Латвии и Кубе.

Но сразу оговорился, что возможность публиковать эту статью без страха за свою безопасность — одно из преимуществ жизни в латвийской политической системе. Однако у автора нет иллюзий относительно политической и экономической ситуации Латвии в данный момент. А задача его статьи — понять, как изменилась жизнь общества с момента обретения независимости, используя в качестве отправного пункта Кубу.

Министр: в Латвии тотальная бедность, хватит выбивать налоги из "мелочевки"
В целом Куба — страна бедная. Но такой же, благодаря нашему радикальному капитализму, является и Латвия. Шуваевс ссылается на данные экономиста Эмили Морисс. Исходя из них на Кубе показатели социально-экономического развития лучше, чем в бывших странах СЭВ, в том числе и Латвии. На Острове Свободы люди живут в среднем на пять лет дольше, что немало. Здравоохранение и образование там бесплатные, поэтому сравнивать бедность латвийскую и кубинскую трудно. Дорогая и неэффективная наша система здравоохранения — одна из причин того, что 23,3% населения живут на грани бедности. По этому показателю Латвия конкурирует с Ираком. На Кубе достаточно высок уровень образования, велико количество работающих женщин, небольшое число детей в семьях, высокий удельный вес частного жилья, сравнительно низкие расходы на транспорт и недвижимость. Некоторые из этих показателей для Латвии — лишь мечта далекого будущего.

После того, как рухнул СССР, Куба отказалась от "Вашингтонского консенсуса". В то время как Латвия безоговорочно подчинилась требованиям приватизации и либерализации цен. Куба в результате попала в международную изоляцию. Мы можем только предполагать, продолжает исследователь, насколько трудно Латвии пришлось бы приспосабливаться к новым условиям в начале 90-х, если бы ее руководство выбрало путь суверенитета и независимой экономической политики. Так поступила Куба, не получив никакой помощи от иностранных государства. И несмотря на то, что объем народного хозяйства снизился на треть, уровень безработицы упал с 5,4 до 4,3%. Не изменились приоритеты политического режима Кубы — подушка социальной безопасности и материальное обеспечение человека. В то же самое время 90% латвийских семей с тремя и более детьми в 1997 году находились за чертой бедности.

Не парадоксально ли то, что столь неблагоприятные социальные индикаторы у нас имели место быть несмотря на международную "помощь". А Куба сохранила свои завоевания несмотря на изоляцию?

Латвия не борется с неравенством: разрыв между богатыми и бедными только растет
Одна из причин кубинской бедности — неразвитое сельское хозяйство, напоминает Шуваевс. Однако утверждать, что это наследство социализма — не корректно. То, что доминирующей культурой на Кубе исторически был сахарный тростник — причина колониальной политики и давления Испании и США. И теперь исправить ситуацию без международной помощи трудно.

Латвия глубоко интегрирована в международные рынки. Однако почти половина семей подвержена экономическому давлению. 74% одиноких людей старше 65 лет живут в бедности, в Латгалии 44% населения — за ее чертой. Почти третья часть населения страны выживает на не более чем 450 евро в месяц. И если кто-то сейчас ностальгирует по коммунизму, причины, вероятно, можно искать в политических решениях, принятых сразу после обретения Латвией независимости.

Прилавки магазинов полны, пишет автор, а очередей нет. Но это просто потому, что они перенеслись в другие сферы. Для каждого ясно, что у нас существует двойная система здравоохранения – для тех, кто может заплатить, и для тех, кто вынужден ждать в очереди. Визита к ревматологу надо ждать более полугода. Несколько месяцев надо ждать ребенку, чтобы попасть к офтальмологу. Такое положение вещей тесно связано с латвийской политической экономикой. Что бы мы не говорили про Кубу, по крайней мере здоровье человека там остается само собой разумеющимся приоритетом.

Бюрократия развита на Кубе, но и в Латвии она никуда не делась, пишет автор. Предприниматели сетуют, что она является существенным препятствием в их повседневной жизни. Вряд ли у нас можно найти человека, который до конца ориентировался бы в ее лабиринтах. А ведь бюрократия считается атрибутом социализма, при котором все администрируется. Увы, и рыночная экономика идет рука об руку с бюрократией.

Омбудсмен: политики постарались, чтобы люди не могли вырваться из нищеты
Далее автор переходит к демократии и напоминает, что за прошедшие годы власти Кубы несколько раз проводили опросы населения по важным для общества вопросам. И вносили коррективы в свои планы. В то же самое время в Латвии, несмотря на ее либеральную демократию, существуют границы свободы высказываний. "Нет ли такого, что мы говорим монотонным голосом и сказанному нам нет никакого общественного влияния", - спрашивает автор. И что будет, если протесты общества станут происходить не в защиту животных или среды, а по поводу действительно важных для властей вопросов.

Цензура часто бывает тихой и незаметной. С этим Шуваевс сам столкнулся в Латвийском университете после своей критики экономической катастрофы в Латвии. На цензуру жалуются и знакомые автору журналисты.

Сравнение Латвии и Кубы никогда не будет корректным, ибо различий слишком много, признает исследователь. Но оно дает возможность оценить – какие на самом деле наши достижения за последние 30 лет и каким они могут быть в последующие 30 лет.

"Свобода, которую мы празднуем, часто оказывается свободой использовать несчастья других людей в свою пользу. Свобода слова будет пустой метафорой, пока целью государстве не будет обеспечить каждому жителю хорошее образование, доступность здравоохранения и жилья, возможностям справедливо оплачиваемого труда", - резюмирует автор.

Те же раки, но по новой системе

Марис Краутманис в Neatkarīgā Rīta Avīze пишет о том, насколько латвийской парламентской демократии подходят открытые выборы президента. Дескать, политики ликуют - как красиво, правильно, прозрачно и честно. Эгилс Левитс избран открыто, это принесет нам счастье.

Гобземс создаст партию и инициирует референдум о всенародных выборах президента
Но чему мы радуемся? - спрашивает публицист? Тому, что пропала интрига голосования и партийные боссы смогут контролировать депутатов своих фракций, чтобы те, как солдатики, повиновались дисциплине?

Открытые выборы президента – еще не худшее. Но бессмысленно менять порядок избрания всех высших должностных лиц, в том числе судей и генпрокурора. Со времен древних греков и римлян существуют закрытые выборы. Отцы Сатверсме тоже не просто так ввели закрытое избрание высших должностных лиц. Но современные высокомерные политики считают себя умнее. Какая же это демократия, если выборы должны проходить как на заводском собрании в СССР, когда комсомольцы под несмолкающие аплодисменты единогласно поднимали свои листочки.

Тогда и на выборах Сейма или самоуправлений нужно голосовать открыто. При этом делать в паспортах отметку, показывающую, за какую партию кто голосовал. Работодатель будет знать, голосовал ли его работник за "Согласие" или за Нацобъединение.

Жизнь в Латвии ниже среднеевропейского уровня, поэтому у общества есть подозрения, что с системой государственных институтов и тем, как они избираются, что-то не так. Возможно, неправильно пропорциональное избрание Сейма, нужно перейти на мажоритарную или смешанную систему? Возможно, президента должен избирать не Сейм, а народ? Об этом думают уже 30 лет и дискуссии продолжаются. Выдающийся мыслитель Артус Кайминьш считает, что народ не дозрел до всенародно избираемого президента – слишком туп. Не знаю, признается Краутманис, народ ли тупой или Кайминьш, но риск, конечно, существует.

Меньше трети латвийцев довольны избранием Левитса, каждый пятый не знает, кто это
По Конституции, президент имеет довольно декоративные функции и небольшое влияние на внутреннюю политику. Если президента будет избирать народ, это потянет за собой расширение президентских функций. Это означает создание нового центра власти и уменьшение власти парламента. Шаг от парламентской республики к президентской. Однако известно, с какими кровавыми трудностями столкнулись постсоветские президентские республики на Кавказе, в Центральной Азии, на Украине. Нам повезло, что этот горький кубок прошел мимо Латвии.

Можно пробовать разные системы, но человеческий ресурс, из которого выходят политики, останется тем же самым, разумно заключает Краутманис. Те же старые раки, которых мы хорошо знаем, сумеют приспособиться и найти теплые местечки. После смены системы будет иначе, но обязательно ли иначе значит лучше?

С болью за латышский язык

Эдгарс Вимба в Latvijas avīze обеспокоен состоянием латышского языка в СМИ и в повседневной жизни.

В качестве примера он вспоминает виденную им однажды передачу "Запрещенный прием" с Гунтисом Боярсом, посвященную латышскому языку. И что? - Да ничего. Недавно в той же передаче тот же Боярс призывал зрителей отправиться на шоппинг. Часто и журналисты используют малопонятные иностранные слова или англицизмы вместо соответствующих латышских слов. О языке многих депутатов я уж и не говорю, - пишет Вимба.

Во имя сохранения госязыка: русским в Латвии надо запретить говорить на латышском
В латышском языке многие слова стали образовывать на английский манер, например слово aktivitāte (от английского activity). И такой вариант часто используют в переводных материалах, программах и фильмах. Переводчику, конечно, проще, но вот зрителю или читателю? Похоже со словом kontrole. По телевизору рекламируют средство для "контроля прусаков/тараканов" ("prusaku kontrolei").

Языковеды признали допустимым разговорным словом forši ("круто"). Ну, тогда у нас все круто. Разве слово forši не стало самым часто употребляемым сейчас понятием? Если даже учитель истории по телевизору утверждает, что "изучение истории – это круто". Но ведь в латышском языке есть такие слова как "красиво, чудесно, замечательно" и другие.

По мнению автора, очень сомнительно, что в школах одновременно с театральным искусством будут преподавать правильный латышский язык. Для того, чтобы правильно использовать современный латышский язык, необходимы также патриотизм и самоуважение. Нужно понимать, что ошибочная речь также связана с деформированным мышлением.

Кстати, уже после выхода этой заметки появилась информация о том, что государственное Агентство приватизации изменило имя на английское Posessor (владелец, обладатель). В Центре госязыка выразили свое недовольство этим фактом.