Он пришел на место Лембергса и готовится приватизировать Латвию.
Что не понимаем - демонизируем
В интервью Neatkarīga Rīta Avīze президент Общества юристов Латвии Айварс Боровков оценивает нынешние тенденции, определяющие развитие страны. Он считает, что сейчас в латвийском обществе весьма сильна агрессия, что отражается и на политике.
По словам юриста, коммунистов было немало в "Народном фронте" Латвии. Они направляли важнейшие политические процессы. Это объективность, и ее надо признать.
"Это беспрестанное обзывание… в любом разговоре выскажи только человеку неприятное или для него неприемлемое, непонятное мнение, и сразу ты или чекист, или гей, или служишь Кремлю, или еще каким неизвестным силам. С точки зрения психологии я это понимаю. Человек так устроен — если он чего–то не понимает, то он это дело мистифицирует и демонизирует", - говорит Боровков.
Он называет одним из примеров такой демонизации так называемый "фактор Лембергса": "Вижу, что есть круги, которые чрезвычайно культивируют это навешивание бирок на людей. Я на это смотрю с таким жутким спокойствием... Есть черные рамки в этих отношениях между людьми. Все сидят в черных рамках, и так это шоу мертвецов продолжается".
По убеждению Боровкова, в Латвии часто именно те, кто прокламирует либеральные ценности, готовы убить любого, кто с ними не согласен.
По поводу заявленной НКП идеи объединения Полиции безопасности, Бюро по защите Сатверсме (SAB) и Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) в одно большое суперведомство, то она, как считает Боровков, нереальна.
"Есть такая вещь, как внешние связи и обязательства Латвии, - говорит он. - Есть определенные информационные потоки в рамках НАТО и других структур. Радикальных перемен не допустят снаружи. От каких-то революционных перегибов нас оберегает внешний надзор со стороны НАТО и ЕС".
Латгальцы! Вы латыши или что?
В статье Latvijas Avīze "Превратно понятый патриотизм в Сейме" Агрис Лиепиньш заостряет внимание на важной проблеме. Депутат Сейма Янина Курсите-Пакуле давала присягу депутата нового 13 Сейма на … ливском языке. Таким образом она заострила внимание на вопросе: насколько местный патриотизм является созидательным и поддерживаемым, а в какой момент преувеличенный волостной патриотизм становится деструктивной силой. Все зависит от того, как человек понимает единое государство и единый народ.
Лиепиньш напоминает решение Латгальского конгресса 1917 года, в резолюции которого было записано: латгальские, курземские и видземские латыши являются одним народом, и им надо объединиться в одной стране. Так же было решено, что у латышей — один язык, а свой диалект латгальцы оставляют в пределах своей земли. Тогда еще Латвии не было, а латгальцы хотели отсоединиться от Витебской губернии России и соединиться с куршами и видземцами на правах автономии. А сегодня разве что какие-нибудь соловьи "Согласия" могут петь про автономию Латгалии, пишет автор.
Наконец, Лиепиньш указывает на такую опасность. В этом году в предвыборный период Русский союз Латвии делал попытки расколоть латышей, говоря о том, что у латгальцев отнят их язык, он унижен до уровня диалекта, а латыши притесняют латгальцев. И этот нюанс местечковым патриотам также надо иметь ввиду, поднимаясь на трибуну Сейма.
Заверните мне порты, леса и "Латвэнерго"
Если Борданс потерпит фиаско, писал Сандис Точс в Dienas Biznes за день до того, как провалилась попытка создания правительства во главе с Янисом Бордансом от Новой консервативной партии (НКП), то мы, скорее всего, в ближайшее время узнаем о списке людей, которых спонсирует Мерони, как в свое время слышали о "стипендиатах Лембергса". Абсолютно наивно полагать, что оппозиционный политик Артусс Кайминьш - единственный, в финансировании которого заинтересован Рудольф Мерони - новый олигарх. Между тем, цель корыстного швейцарца — провести в Латвии новую приватизацию.
О его деятельности в политическом закулисье в своем фильме "Влиятельное лицо" рассказывал и журналист Ансис Пуполс. Правда, он подчеркивает роль Кайминьша и Гобземса. Опрошенные же журналистом деловой газеты эксперты по вопросам коррупции говорят и о влиянии Мерони на Новую консервативную партию (НКП), и Борданса. Не зря Алдис Гобземс после решения президента моментально объявил о поддержке правительства Борданса с Ютой Стрике на должности министра внутренних дел. Это может свидетельствовать о поступившей от общего спонсора команде. Таким образом, Мерони, возможно, пытался коррумпировать ядро нового правительства. Поэтому и можно ожидать расхищения государства по "схеме Мерони", о чем уже достаточно много написано, но что до последнего времени удивительно мало интересовало прокуратуру и БПБК.
Точно так же в плане говорится о преобразовании портов в государственные общества капитала для улучшения управления ими. Ключевым словом здесь является "общество капитала", ведь это предприятия, которые можно продать по частям или полностью.
Большой план Мерони, похоже, заключается в том, чтобы захватить порты, леса и Latvenergo. На кону — миллиарды. Так выглядит план правительства Мерони. Силовые и хозяйственные министерства - в руках НКП и KPV LV, у остальных - роль статистов. Добро пожаловать обратно в 90-е!
Кажется, мы их теряем...
"Очевидно неизбежное" — так назвал еженедельник SesdDiena материал о курземской глубинке. Вецпилсское поместье, где с 1924 по 2010 годы располагалась школа, могло превратиться в руины — однако его решили переделать в малобюджетную гостиницу.
"Детский сад закрыли еще в смутные времена в связи с ликвидацией колхоза, переменами в Латвии и сокращением числа детей". С 2009 года прекратила работу и школа.
"Если у людей нет работы, они ищут места…" — говорит бывшая учительница Вита Спека, которая тоже трудится за рубежом, а приезжая домой, замечает, как мало стало детей в родной Усме. Впрочем, недавно солнце заглянуло и в этот уголок: восстановил работу магазин, тогда как ранее для жителей еженедельно устраивали "экскурсии" на автобусе в Талси.
А вот в поселке Сермите в помещении бывшей основной школы по–прежнему действует детсад. Хотя официально он не считается дошкольным образовательным учреждением, а "центром по интересам". В это до конца не сертифицированное помещение сельчане сдают своих чад, а сами могут посетить библиотеку или тренажерный зал.
Сермите расположено на перекрестке дорог между Кулдигой, Айзпуте и Скрундой, и дети школьного возраста — около 50 человек — отсюда развозятся во все стороны. Ранее здесь также располагался богатый колхоз Uzvara, а вот в соседнем селе Лайди жили бедновато. Так и теперь сохраняются "исторически сложные отношения".